Групповая совместимость и срабатываемость

Для того чтобы внести некоторую ясность в этот вопрос, необходи­мо ввести в систему рассматриваемых явлений и определений еще одно — срабатываемость. Если два индивида А и В сработались в ка­кой-либо деятельности, то они чаще всего испытывают взаимные сим­патии.

Однако эти взаимные симпатии могут быть связаны только с этим конкретным видом совместной деятельности. В неформальных условиях (во время отдыха) они могут не испытывать особого желания общаться.

Более того, если позволяют условия, и есть возможность общаться с другими людьми, эти два сработавшихся человека А и В предпочтут контакты с другими партнерами (например, А и О, В и С).

Вместе с тем неформальное общение с другими партнерами может ог­раничиваться только неформальными контактами, и работать с ними индивиды А и В не хотят, а главное, не могут.

Иначе говоря, А и В — сработавшаяся пара, но несовместимая; пары А и О, В и С — совместимые, но несработавшиеся.

При срабатываемости взаимная удовлетворенность взаимодействием партнеров опосредована деятельностью. Известно, что успешное выпол­нение индивидуальной деятельности вызывает у человека удовлетворен­ность.

При совместной деятельности в случае ее достаточно высокой ус­пешности у партнеров возникает удовлетворенность не только собой, как при индивидуальной деятельности, но и партнером, также успешно выпол­няющим совместные задачи, общие для партнеров — членов группы.

При совместимости взаимная удовлетворенность взаимодействием не опосредуется деятельностью, которой как таковой нет. Ведь дея­тельность всегда предполагает ту или иную форму успешности (напри­мер, по точности или скорости).

Неофициальное, неформальное взаи­модействие обусловлено внутриличностной потребностью партнеров в общении. Здесь нет той заданности извне, как в случае совместной де­ятельности, когда цель, задача, программа взаимодействия четко опре­делены условиями, в том числе инструкциями.

Интересным является феномен взаимных симпатий и антипатий, возникающих без опоры на конкретное взаимодействие. Чаще всего это эффект первого впечатления, создающий установку положитель­ного или отрицательного отношения.

Феномен совместимости может обнаруживаться не только между такими обобщенными системами, как человек—человек, но и такими структурными элементами систем, как психические функции, свойства и состояния личностей.

Конечно, психические функции, свойства и со­стояния людей совместимы или несовместимы друг с другом не непо­средственно (так сказать, в чистом виде), а через взаимодействие парт­неров (двигательное, речевое).

Если действия, поведение (в широком смысле) детерминированы внутренними психическими свойствами че­ловека, то благодаря опосредованному взаимодействию психических свойств можно говорить об их совместимости или несовместимости.

Удовлетворенность субъектов взаимодействием (как процессом, так и результатом) служит одним из основных критериев оценки их совмес­тимости—несовместимости.

Несовместимость психических процессов, функций, свойств и состояний партнеров может отражаться не столько на самочувствии последних (субъективных оценках), сколько на ре­зультатах, достигаемых ими при решении тех или иных задач.

Следовательно, психологический климат в социальных группах яв­ляется результатом воздействия всех вышеприведенных психологиче­ских феноменов, но прежде всего — сплоченности и совместимости.

Подводя итоги, отметим, что сплоченность группы и совместимость ее членов образуют своего рода иерархию уровней.

На самом нижнем уровне оказываются сплоченность, выражающаяся в интенсивности коммуникативной практики группы; совместимость как взаимность со­циометрических выборов; психофизиологическая совместимость харак­теров и темпераментов; согласованность сенсомоторных операций при выполнении действий и т. д.

Сплоченность на этом уровне является необходимым условием для интеграции индивида в группу, где меж­личностные отношения в минимальной степени опосредствованы со­держанием и ценностями социальной деятельности.

Необходимые и достаточные для характеристики диффузной группы, эти условия не­достаточны и не столь уж принципиальны для характеристики высоко­развитой группы.

Представление о сплоченности как эмоционально-коммуникатив­ном объединении индивидов, более или менее правильно отражающее реальный феномен психологии диффузных групп, оказывается непро­дуктивным, когда становится теоретической основой эксперименталь­ного исследования групп, объединенных в первую очередь целями, за­дачами и принципами совместной деятельности.

Очевидно, что для выявления сплоченности и получения индексов ее выраженности не­обходимо обратиться к содержательной характеристике групповой со­вместной деятельности. Так возникло представление о сплоченности как ценностно-ориентационном единстве коллектива.

Ценностно-ориентационное единство в качестве показателя груп­повой сплоченности выступает как интегральная характеристика сис­темы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения мне­ний, оценок, установок и позиций членов группы по отношению к объектам, наиболее значимым для осуществления целей деятельности группы и реализации в этой деятельности ее ценностных ориентаций.

На такой основе могла быть построена и собственно эксперименталь­ная программа получения индекса сплоченности, в качестве которого была принята частота совпадений мнений или позиций членов группы по отношению к значимым объектам.

«Расшифровав» индексы сплоченности как индексы ценностно­ориентационного единства, можно сопоставлять различные группы по уровню развития, получать данные для более глубоких представлений о характере взаимоотношений личностей в группе, чем при использова­нии социометрических индексов сплоченности, которые, как было уже отмечено, не обладают достаточной информативностью.

Высокая степень ценностно-ориентационного единства не созда­ется в результате коммуникативной практики группы, а является след­ствием активной совместной групповой деятельности.

Именно она со­ставляет основу общения между членами группы и всех феноменов межличностных отношений. Поэтому и характер взаимодействий в группе оказывается следствием единства ценностных ориентаций ее членов.

Ценностно-ориентационное единство группы как показатель ее спло­ченности отнюдь не предполагает совпадения оценок и позиций во всех отношениях, нивелировку личности в группе.

Ценностно-ориентаци­онное единство — это, прежде всего, сближение оценок в нравствен­ной и деловой сферах, в подходе к целям и задачам совместной дея­тельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)