Граффити как форма вандализма

Как граффити обозначают всякую неразрешенную надпись, знак, сделанные любым способом на объектах общественной и частной соб­ственности.

Граффити составляют неотъемлемую часть пейзажа совре­менных городов и сел, а также внутренней обстановки общественных зданий.

Их можно обнаружить на стенах домов, заборах, скамейках, в транспорте, лифтах, на лестницах, в общественных туалетах, на стол­бах и даже на памятниках культуры.

Они выполнены всевозможными способами — мелом, ручками и карандашами, маркерами, краской, иногда выцарапаны или выбиты. Граффити содержат разнообразные сообщения, ругательства, изречения, рисунки и символы.

В современном мире граффити выступают одной из распространен­ных форм вандализма и наносят значительный финансовый и соци­альный ущерб городской среде во многих странах.

Граффити относятся к тому типу разрушений, ущерб от которых рассматривается как «не­избежные издержки» и институционализирован (то есть ожидаем), а де­ятельность по устранению надписей — рутинная обязанность.

Действительно, по сравнению с другими разновидностями ванда­лизма (поджоги, осквернение памятников и др.) и насильственными преступлениями граффити представляют собой мелкие, незначитель­ные, относительно безопасные проявления девиантного поведения че­ловека.

В то же время граффити выполняют и некоторые положительные социальные функции. Настенные рисунки и надписи — разновидность коммуникации, свободной от повседневных общественных ограниче­ний в силу своей анонимности.

Они являются способом выражения установок, конфликтов и проблем, большей частью подавляемых и скрытых.

Виды граффити. Настенные рисунки и надписи представляют со­бой весьма неоднородное явление — от детских каракулей до полити­ческих лозунгов, — поэтому уместно привести некоторые классифинации. Замечу, что эти классификации нельзя назвать строгими и аб­солютными, но все же они помогают выделить различные формы рас­сматриваемого феномена.

Различают публичные и личные граффити. К первым относятся городские надписи и рисунки, сделанные, как правило, на внешних сто­ронах зданий, заборах, деревьях, в метро и представляющие собой чаще всего сообщения о групповой идентичности.

Вторые размещаются внутри зданий. К ним относят граффити на стенах общественных мест, столах, партах и т. п. Эти надписи чаще являются выражением личностных установок, эмоциональных состоя­ний или внутриличностных конфликтов.

Кроме того, в личных граф­фити в большей степени обнаруживается воздействие социального окружения.

Выделяют три вида граффити. Первый — содержательные граф­фити, то есть надписи, содержащие эксплицитное сообщение разно­образной тематики.

Второй — разрушающие граффити. Они появ­ляются преимущественно на рекламных плакатах и стендах. Это знаки, нарушающие целостность и изменяющие содержание официального сообщения или образа.

К ним относятся подрисованные усы и клыки, раскрашенные глаза, стертые или приписанные буквы и т. п. К третье­му виду относятся специфические надписи, сделанные в стиле «хип- хоп» и отражающие соответствующую подростково-молодежную суб­культуру.

Субкультура хип-хоп появилась в начале 1970-х гг. в Нью-Йорке и включает в себя музыку рэп, брейкдансинг и настенную живопись. Впоследствии эта субкультура распространилась не только в США, но и в большинстве европейских стран.

Граффити в стиле хип-хоп представляют собой надписи и рисунки, выполненные чаще всего краской с помощью пульверизатора.

Наиболее распространен­ный вид — динамичные росчерки — автографы, украшенные различ­ными символами (крестами, коронами, звездами, стрелами и т. п.). Однако встречаются и целые многоцветные картины большого разме­ра, снабженные текстом.

Каких-либо специальных исследований (ни за рубежом, ни в Рос­сии), посвященных изучению мотивов этого вида девиантного поведе­ния, не проводилось, но на основании изучения ценностей субкультур рисовальщиков и содержательных классификаций надписей и рисун­ков можно попытаться выстроить причины, побуждающие к созданию граффити.

Утверждение личностной или групповой идентичности. Граф­фити порождены желанием оставить след, сообщить о своем существо­вании, выразить привязанность. Знаки, подчеркивающие идентичность, составляют значительную часть надписей и рисунков; на них прихо­дится 50% от общего количества.

Написание имен популярных исполнителей, спортивных команд и т. п. передает чувство причастности и симпатии, обозначает принад­лежность к той или иной группе, приверженность к определенному сти­лю жизни.

Субкультурная символика эмоционально наполнена. Иден­тифицирующие граффити насыщены чувством гордости и радости. Особенность российских граффити состоит в том, что многие из них выполнены на английском языке.

Объясняется это в первую очередь тем, что он является языком молодежной музыкальной субкультуры.

Желание достичь признания и уважения, особенно в пределах суб­культуры, реализуется за счет количества, заметности надписей, их долговечности и месторасположения, которое подразумевает высокую степень риска в момент исполнения.

Протест против социальных и культурных норм. Граффити вле­кут порчу общественно. . нли частного имущества, что само по себе является нарушением социальных запретов.

Многие надписи содержат агрессивные сообщения с употреблением слов и символов, которые в большинстве культур запрещены.

Причем граффити представляют со­бой относительно безопасный для индивида способ заявить о своей оппозиции к социальным институтам.

Стремление обозначить свою непринадлежность к господствующей культуре — важный фактор отбора субкультурных символов. Отбира­ются символы, максимально противоположные символам общепринятых ценностей.

Так, для субкультуры российских хиппи в годы, когда рели­гия подавлялась, были характерны образы, связанные с христианством.

По мере утверждения церкви в качестве официально признанного ин­ститута все большее распространение начали получать знаки «чертов­щины».

Из этого следует, что значение символа, используемого граффи­ти, не всегда выражает традиционно приписываемые ему установки.

Нигилирование. Многие надписи представляют собой обидное или грубое высказывание в адрес конкретных людей, политических, этни­ческих и других социальных групп, их лидеров, субкультур, социальных институтов. Подобные типы граффити содержат мотивы доминирова­ния, соперничества и символического насилия.

Мотивы творчества. Некоторые граффити по стилю весьма изощ­ренные. Встречаются целые картины. Усложненность стиля представ­ляет собой не только средство для достижения славы, но и самоцель.

Многие рисовальщики считают себя художниками, придающими уны­лой и безликой городской среде красивый вид. Подготовка к раскра­шиванию включает в себя долгие тренировки и упражнения по совер­шенствованию умений.

Сексуальные мотивы. Надписи и рисунки часто отражают сексу­альные желания. Иногда граффити служат средством коммуникации, когда они расположены в определенных местах (например, в туалетах). Кроме того, познание сексуальности — важный мотив юношеской граф­фити.

Развлекательные мотивы. Практически во всех эмпирических исследованиях граффити фигурирует категория «разное». В «разное» включают каракули, отдельные слова, которые нельзя отнести ни к одной из содержательных категорий. По-видимому, рисование является час­тью игры и само по себе доставляет удовольствие.

Таким образом, вандализм в целом и граффити как один из видов вандализма рассматриваются как разновидность подростково-молодеж- ной девиантности и делинквентности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)