Государственные институты управления культурой

Развитие культуры в любой стране так или иначе регулируется государством, государственно-правовыми институтами, несмотря на то, что принципы этого регулирования могут существенно отличаться.

В наши дни государство выступает аппаратом, который, опираясь на властные и законодательные механизмы, регулирует процессы в сфере культуры, регламентирует взаимоотношения между производителями и потребителями культурных услуг.

В случае присутствия в государстве сбалансированной и адекватной социально-экономическим условиям государственно-правовой системы, появляется возможность создать благодатную почву для развития культурной деятельности, поддержки творческих инициатив, эффективного выполнения культурой своих социальных функций.

В России государство и в постсоветское время выступает основным институтом, регулирующим деятельность в сфере культуры. В связи с этим специалисты отмечают продолжающуюся государственную монополию в управлении учреждениями культуры. Монопольное управление культуры в сочетании с централизацией государственного менеджмента негативно сказывается на эффективности данного процесса и не обеспечивает условий для решения многочисленных финансовых и организационных проблем учреждений культуры.

Вместе с тем некоторые шаги по децентрализации и регионализации государственного регулирования культурной деятельности все же происходят. Данный тезис подтверждает практика создания различно-го рода общественных институтов гражданского участия (например, Советы по культуре при органах исполнительной власти в стране, регионах, городах).

Государство регулирует деятельность в сфере культуры через функционирование следующих механизмов:

  • правовой механизм (разработка законов, создание правовых условий для культурной деятельности);
  • финансовый механизм (финансирование учреждений культуры и культурной деятельности);
  • административно-учредительный механизм (учреждение организаций культуры, аппаратная работа, выполнение ряда функций в учреждениях культуры);
  • контрольный механизм (обеспечение контроля за работой учреждений культуры);
  • культурно-политический механизм (разработка стратегий культурной политики и обеспечение условий для ее реализации).

Высшим органом законодательной власти в РФ является Федеральное собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации (образуемого из глав законодательной и исполнительной власти субъектов федерации) и Государственной думы, состоящей из депутатов, избираемых прямым голосованием граждан (за конкретных кандидатов и по партийным спискам).

Законодательная власть разрабатывает и принимает законы, утверждает и контролирует исполнение государственного бюджета, формирует органы исполнительной власти. Все эти функции, так или иначе, касаются вопросов сферы культуры.

Для качественной подготовки и экспертизы проектов законов и бюджета по культуре, оценки деятельности должностных лиц в Думе образована депутатская Комиссия по культуре и историческому наследию. На свои заседания и слушания Комиссия приглашает по мере необходимости экспертов из сферы культуры и специалистов, представителей общественности.

Высшим органом исполнительной власти в РФ является Правительство РФ, образуемое решениями Федерального собрания и Президента. Функциями исполнительной власти является исполнение законов и утвержденного бюджета, а также текущее государственное управление соответствующими отраслями. Применительно к сфере культуры эти функции осуществляет Министерство культуры РФ, возглавляемое Министром культуры РФ.

Министерство культуры РФ (Минкультуры России) является федеральным органом исполнительной власти. Министерство культуры РФ осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию сферы культуры, включая отрасли по охране культурного наследия (в том числе и археологического),

кинематографии, архивного дела, туристской деятельности, авторского права и смежных прав и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии, а также по охране авторского права и смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности.

Министерство культуры РФ осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федерального архивного агентства и Федерального агентства по туризму.

Министерство культуры Российской Федерации определяет пути и направления развития российской культуры. Кроме того, Министерство культуры РФ разрабатывает рекомендательные документы относительно деятельности организаций сферы культуры.

Минкультуры России осуществляет свою деятельность через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, в том числе с Министерством образования и науки РФ при выработке государственной политики и нормативно-правовом регулировании в сфере образования в области культуры, а также с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественными объединениями.

Возглавляет Министерство культуры Российской Феде-рации министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства России. Министр несет ответственность за выполнение возложенных на Минкультуры России полномочий и реализацию направлений культурной политики. Структурными подразделениями Министерства культуры РФ являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства, в составе которых функционируют отделы.

  • Министерстве культуры действуют следующие департаменты:
  • департамент государственной поддержки искусства и народного творчества;
  • департамент государственной поддержки кинематографии;
  • департамент культурного наследия
  • департамент государственного контроля и надзора в сфере культурного наследия;
  • департамент науки, образования и информационных технологий;
  • департамент международного сотрудничества;
  • департамент экономики, финансов и имущественных отношений;
  • департамент инвестиционной политики и реставрации;
  • юридический департамент;
  • департамент государственной службы, кадров и наград;
  • департамент Генерального секретариата.

Департаменты курирует вопросы современного театрального, музыкального, изобразительного искусств, учреждения искусств, кинематографа, творческие конкурсы и фестивали и др., вопросы сохранения культурного наследия России, подготовки кадров, развития науки, финансирования деятельности федеральных учреждений куль-туры и осуществляет прочую деятельность.

Часть полномочий Министерство культуры передано напрямую в регионы, в территориальные органы Министерства культуры Российской Федерации, которые находятся в подчинении у данного Министерства.

Территориальные органы осуществляют свою деятельность на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации при взаимодействии с аппаратом полномочного представителя Президента России в федеральном округе, федеральными органами исполни-тельной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. В частности, территориальный орган:

  • осуществляет государственный контроль и надзор за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъекта РФ, за вывозом из Российской Федерации и ввозом на ее территорию культурных ценностей;
  • за состоянием Музейного фонда, хранением и использованием отнесенных к культурному наследию народов РФ библиотечных фондов и кинофонда, за соблюдением законодательства об архивном деле в РФ;
  • выдает разрешения и задания на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия федерального значения;
  • регистрирует культурные ценности, ввозимые и временно ввозимые на территорию России, задержанные или конфискованные таможенными и другими правоохранительными органами;
  • оказывает в соответствии с законодательством РФ и между-народными договорами содействие законным собственникам в восстановлении их прав на культурные ценности;
  • готовит и представляет в Министерство предложения проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, проектов документации по планировке территории, разрабатываемых для исторических поселений, а также градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурно-го наследия и их зон охраны и прочее.

Всего в России действует 11 территориальных органов Министерства культуры:

  • Управление Минкультуры России по Центральному федеральному округу;
  • Управление Минкультуры России по Северо-Западному федеральному округу;
  • Управление Минкультуры России по Приволжскому федеральному округу;
  • Управление Минкультуры России по Уральскому федеральному округу;
  • Кубанское управление Минкультуры России;
  • Южное управление Минкультуры России;
  • Нижне-Волжское управление Минкультуры России;
  • Сибирское управление Минкультуры России;
  • Средне-Сибирское управление Минкультуры России;
  • Восточно-Сибирское управление Минкультуры России;
  • Дальневосточное управление Минкультуры России;
  • Приморское управление Минкультуры России;
  • Балтийское управление Минкультуры России.

В 2008 году при Министерстве культуры создан Координационный совет, который является совещательным органом и функционирует на основе Положения, утвержденного приказом Минкультуры РФ.

Координационный совет создан с целью обеспечения согласованных действий Министерства культуры Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при проведении государственной политики Российской Федерации в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия и кинематографии. Задачами Совета являются:

  • координация деятельности органов исполнительной власти в сфере культуры по реализации основных направлений государственной политики по развитию сферы культуры в Российской Федерации;
  • обсуждение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, затрагивающих интересы социально-культурной сферы;
  • координация работ по подготовке и реализации федеральных, межрегиональных целевых программ и проектов в сфере культуры;
  • разработка принципов и механизмов участия субъектов Российской Федерации в реализации федеральных целевых программ и Министерства культуры Российской Федерации в реализации межрегиональных программ и проектов в сфере культуры;
  • выработка эффективных механизмов обеспечения информационного обмена в сфере культуры на федеральном и межрегиональном уровнях;
  • формирование организационных основ общероссийских си-стем мониторинга состояния сохранности и эффективного использования объектов культурного наследия, музейных и библиотечных фондов, эффективности деятельности организаций культуры независимо от форм собственности;
  • обсуждение других актуальных проблем культурного развития Российской Федерации.

В состав Координационного совета помимо министра культуры РФ входят заместители министра, руководители органов исполни-тельной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложено государственное регулирование в сфере культуры, охраны культурного наследия и кинематографии, руководитель и заместители руководителя Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия.

Широкий состав Координационного совета призван решить проблему ведомственной разобщенности, рассогласованности в процессе государственного управления культурой. Решения Координационного совета носят рекомендательный характер и направляются в Министерство культуры РФ, а также в органы исполнительной власти.

Другим институтом общественного управления сферой российской культуры является Общественный совет при Министерстве куль-туры РФ, который был создан 3 июля 2012 года. Общественный совет при Минкультуры формируется на основе добровольного участия граждан, членов общественных организаций и призван учитывать в управленческом процессе мнение общественности, деятелей и экспертов в сфере культуры.

Согласно приказу Министерства культуры, регламентирующему деятельность общественного совета, данный институт является совещательным органом и образуется в целях обеспечения согласования интересов граждан РФ, органов власти и различных общественных объединений относительно наиболее важных вопросов деятельности организаций культуры. Среди задач Общественного Совета:

  • привлечение граждан, общественных объединений и организаций к реализации государственной политики в сфере культуры, искусства, культурного наследия, кинематографии, архивного дела, авторского права и смежных прав;
  • участие в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив граждан, общественных объединений и организаций по наиболее актуальным вопросам деятельности в сфере культуры, искусства, культурного наследия, кинематографии, архивного дела, авторского права и смежных прав;
  • проведение общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации
  • сфере культуры, искусства, культурного наследия (в том числе археологического наследия), кинематографии, архивного дела, авторского права и смежных прав;
  • выявление направлений и механизмов качественного улучшения работы с талантливыми детьми.

В Общественный совет РФ вошли представители самых разных профессий и организаций так или иначе связанных со сферой культуры. В частности, туда вошли представители Союзов музеев, кинематографисты, архитекторы, музыканты, художники России, представители общественных организаций, театров, СМИ, представители и руководители фондов, писатели, публицисты, режиссеры, блоггеры, ученые, режиссеры, реставраторы, представители государственной власти.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)