Государственное регулирование нефтяной отрасли

В настоящей статье рассматриваются полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование в нефтяной отрасли. Особое внимание уделено таким направлениям государственного регулирования нефтяной отрасли как антимонопольное регулирование, государственное регулирование тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов, таможенное регулирование в отношении вывозных таможенных пошлин на нефть, государственное регулирование в области промышленной безопасности.

Антимонопольное регулирование в нефтяной отрасли.

В соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции» и Федеральным законом «О естественных монополиях» Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2011 года № 218 утверждены Правила обеспечения недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации.

Данные Правила определяют порядок обеспечения для любых лиц, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в целях потребления на внутреннем рынке Российской Федерации и осуществления поставок за пределы территории Российской Федерации.

Данными Правилами закреплено, что субъект естественной монополии, обеспечивающий оказание услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам осуществляет:

  1. Информирование об условиях получения доступа к услугам по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в соответствии со Стандартами раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2010 года № 844
  2. Подключение объекта нефтедобычи к магистральному трубопроводу осуществляется в соответствии с Правилами подключения объектов нефтедобычи к магистральным нефтепроводам в Российской Федерации и учета субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу нефти, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2011 года № 90
  3. Подключение нефтеперерабатывающего завода к магистральному трубопроводу осуществляется в соответствии с Правилами подключения нефтеперерабатывающих заводов к магистральным нефтепроводам и (или) нефтепродуктопроводам и учета нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2009 года № 1039.

Данными Правилами обеспечения недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации определены также порядок оказания услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) и требования к порядку формирования и утверждения графика транспортировки нефти за пределы территории Российской Федерации, в соответствии с данными Требованиями установлено, что транспортировка нефти по магистральным трубопроводам за пределы территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с договором и графиком транспортировки нефти по магистральным трубопроводам за пределы территории Российской Федерации по направлениям отгрузки, утверждаемым в установленном порядке Министерством энергетики РФ ежеквартально, но не позднее чем за 15 дней до начала следующего квартала, по согласованию с субъектом естественных монополий, оказывающим услуги по транспортировке нефти.

Государственное регулирование тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов.

Правила государственного регулирования тарифов или их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам и перечень услуг субъектов естественных монополий в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, тарифы на которые регулируются государством утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 980 «О государственном регулировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов».

Данные Правила определяют порядок формирования и государственного регулирования тарифов или их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам по маршрутам, включающим в себя транспортировку нефти по магистральным трубопроводам, входящим в трубопроводную систему «Восточная Сибирь – Тихий океан», с учетом использования железнодорожного транспорта и услуг в транспортных терминалах и специального морского нефтяного порта Козьмино для поставки нефти на внешние рынки.

В соответствии с п.3 Правил государственное регулирование тарифов или их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, а также по комплексной транспортировке нефти (далее — услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов) осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере регулирования цен (тарифов) (далее — регулирующий орган) путем установления тарифов или их предельных уровней.

В случае установления регулирующим органом предельных уровней тарифов субъект естественной монополии самостоятельно определяет тарифы в рамках их предельных уровней.

Согласно п.4 Правил установление (изменение, отмена) тарифов может производиться по инициативе регулирующего органа, в том числе на основании результатов мероприятия по государственному контролю (надзору), а также на основании предложений (обращений) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов, хозяйствующих субъектов, включая предложения (обращения) субъектов естественных монополий.

В соответствии с п.11 Правил регулирование тарифов основывается на следующих принципах:

  • ведение раздельного учета субъектами естественных монополий доходов и расходов по регулируемым видам деятельности;
  • возмещение экономически обоснованных расходов субъектов естественных монополий, непосредственно связанных с оказанием услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов, включая налоги и иные обязательные платежи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В п.12 Правил определены следующие методы государственного регулирования:

  1. Метод экономически обоснованных расходов
  2. Метод экономически обоснованной доходности инвестированного капитала
  3. Метод предельных максимальных тарифов или предельного соотношения со стоимостью транспортировки нефти и нефтепродуктов по альтернативному маршруту альтернативными видами транспорта
  4. Метод индексации тарифов.

В соответствии с п.17 Правил при установлении (изменении) регулируемых тарифов не допускается повторный учет одних и тех же расходов. В случае если субъекты естественных монополий помимо деятельности по оказанию услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов осуществляют иные виды деятельности, расходы на их осуществление и полученные доходы от этих видов деятельности не учитываются при расчете тарифов.

В п.18 Правил закреплено, что при установлении (изменении) тарифов используется один или несколько из следующих показателей:

  • расчетный объем услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов на период регулирования, определяемый исходя из показателей за отчетный период с учетом заявок пользователей услуг на планируемый период, копии которых субъект естественной монополии направляет в регулирующий орган по его запросу;
  • расчетный плановый объем выручки на период регулирования, требуемой для возмещения экономически обоснованных расходов субъектов естественных монополий, связанных с оказанием услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов;
  • эффективность транспортировки нефти и нефтепродуктов по альтернативному маршруту трубопроводным транспортом или альтернативными видами транспорта, определяемая на основе мониторинга рынка транспортных услуг путем сопоставления суммарных затрат заказчиков услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов при их транспортировке трубопроводным транспортом с затратами при перевозке по альтернативным маршрутам альтернативными видами транспорта.

При этом в п.19 Правил установлено, что для субъектов естественных монополий, входящих в одну группу лиц в соответствии с законодательством о защите конкуренции и оказывающих услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по одной системе магистральных трубопроводов, тарифы могут рассчитываться на основании обобщенных в отношении группы лиц показателей, указанных в п.18 Правил.

В целях стимулирования увеличения загрузки трубопроводных мощностей и развития конкуренции с альтернативными видами транспорта регулирующий орган вправе дифференцировать тарифы в зависимости от объемов и характеристик транспортируемых нефти и нефтепродуктов.

При определении тарифов на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам из одного района добычи нефти на внешние рынки учитывается необходимость создания равных условий поставки нефти на указанные рынки с учетом складывающейся на них ценовой конъюнктуры.

При определении тарифов на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам на внешние рынки учитывается необходимость обеспечения снижения удельной стоимости транспортировки по мере увеличения ее расстояния.

При определении тарифов на услуги по комплексной транспортировке нефти учитывается необходимость развития новых регионов добычи нефти и обеспечения привлекательности ее перевозки по всему маршруту комплексной транспортировки нефти с учетом его протяженности.

Перечень услуг субъектов естественных монополий в сфере транспортировки нефти по магистральным трубопроводам тарифы на которые регулируются государством включает такие услуги как:

  • перекачка нефти по магистральным трубопроводам;
  • выполнение заказа и диспетчеризация поставок нефти;
  • перевалка нефти;
  • прием, слив нефти в систему магистральных трубопроводов;
  • налив, сдача нефти из системы магистральных трубопроводов.

Перечень услуг по транспортировке нефтепродуктов по магистральным трубопроводам тарифы на которые регулируются государством включает в себя такие услуги как:

  • перекачка нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, включая отводы, ответвления и подключения;
  • выполнение заказа и диспетчеризация поставок нефтепродуктов; перевалка нефтепродуктов;
  • сдача нефтепродуктов в систему магистральных трубопроводов; налив нефтепродуктов из системы магистральных трубопроводов.

Основные положения формирования тарифов определены на сегодняшний день Приказом Федеральной службы по тарифам от 17.08.2005 № 380-э/2 «Об утверждении Положения об определении тарифов на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам»; Постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 16.10.2002 № 70-э/5 «Об утверждении «Методики определения тарифов н услуги по транспортировке нефтепродуктов по магистральным трубопроводам Российской Федерации» с изменениями, внесенными Приказом Федеральной службы по тарифам от 07.12.2007 № 437-э/24.

Таможенное регулирование в отношении вывозных таможенных пошлин на нефть.

В соответствии со ст.3_1 Закона РФ «О таможенном тарифе» определяется порядок установления ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, перечень которых определяется Правительством РФ.

Ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, устанавливаются Правительством РФ в следующем порядке.

Правительство РФ устанавливает формулы расчета ставок вывозных таможенных пошлин, в которых должна учитываться средняя цена на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за последний период мониторинга, проводимого в соответствии с п.3 ст.3_1 Закона РФ «О таможенном тарифе».

Уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти рассчитывает ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, по формулам, установленным Правительством РФ.

Ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, рассчитываются на срок один календарный месяц и применяются с 1-го числа календарного месяца, следующего за месяцем окончания периода мониторинга.

Ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, рассчитанные на очередной календарный месяц, доводятся через официальные источники информации не позднее чем за четыре дня до дня применения указанных ставок в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, и подлежат применению с 1-го числа календарного месяца, следующего за месяцем окончания периода мониторинга.

При расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные виды товаров, выработанных из нефти, округление производится до первого десятичного знака в меньшую сторону.

В соответствии со ст.3_1 Закона РФ «О таможенном тарифе» Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2013 года № 276 утверждены методика расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую; методика расчета ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти.

Правила подготовки предложений о применении особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, указанных в подпунктах 2 или 3 п.5 ст. 3_1 Закона РФ «О таможенном тарифе», и проведения мониторинга обоснованности их применения утверждены Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2013 года № 846.

Методические указания по проведению анализа обоснованности применения особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, указанную в подпункте 2 п.5 ст.3.1 Закона РФ «О таможенном тарифе»; форма заявления о применении особой формулы расчета ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую; форма справки о прогнозных и фактических капитальных и операционных (эксплуатационных) затратах, понесенных пользователем недр и связанных с деятельностью по разведке и (или) разработке месторождения, и о фактической выручке пользователя недр от реализации углеводородов, добытых на месторождении утверждены Приказом Министерства энергетики РФ от 3 декабря 2013 года № 868.

Государственное регулирование в области обеспечения промышленной безопасности в нефтяной отрасли осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и иными нормативными правовыми актами.

Как уже отмечалось уполномоченным государственным органом в области промышленной безопасности является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, которая согласно Положения о данной службе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 вправе принимать в том числе следующие нормативные правовые акты: требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и к ведению этого реестра, порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений, федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.03.2013 № 101 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности»; Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.03.2013 № 96 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)