Государственное регулирование газовой отрасли

Основы государственного регулирования газоснабжения в Российской Федерации закреплены в Главе II Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации». В ст.4 данного закона установлены принципы государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации, к которым относятся:

  • государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической безопасности;
  • государственное регулирование рационального использования запасов газа, особенно запасов газа, имеющих стратегическое значение;
  • повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, на основе формирования и реализации соответствующих федеральной, межрегиональных и региональных программ газификации;
  • определение основ ценовой политики в отношении газа;
  • создание условий для широкого использования газа в качестве моторного топлива и сырья для химической промышленности Российской Федерации;
  • обеспечение надежной сырьевой базы добычи газа;
  • обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации.

К полномочиям федеральных органов государственной власти в области газоснабжения согласно ст.8 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» относятся:

  • разработка и реализация государственной политики в области газоснабжения;
  • разработка и принятие федеральных законов, иных нормативных правовых актов, направленных на реализацию государственной политики в области газоснабжения;
  • разработка и реализация федеральной программы газификации в Российской Федерации;
  • осуществление государственного регулирования использования стратегических запасов газа, федерального государственного надзора в области промышленной безопасности систем газоснабжения, государственного экологического надзора в области газоснабжения, а также федерального государственного контроля (надзора) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения;
  • стандартизация, обеспечение единства измерений и организация обязательного подтверждения соответствия в области газоснабжения;
  • установление показателей надежности и качества услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», ст.8 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» Правительство РФ осуществляет в области газоснабжения в том числе следующие полномочия:

  • устанавливает порядок формирования и утверждения перспективного баланса добычи и реализации газа в Российской Федерации, исходя из ресурсов газа, технических возможностей систем газоснабжения и прогноза потребности в энергетических ресурсах;
  • утверждает правила поставок газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, федеральную программу газификации в Российской Федерации, правила охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения, порядок доступа независимых организаций к газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок использования газа в качестве топлива, перечень потребителей, в том числе организаций, которые имеют преимущественное право пользования газом в качестве топлива и поставки газа которым не подлежат ограничению или прекращению;
  • устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации;
  • утверждает порядок определения показателей надежности и качества услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям.

В соответствии с п.1 Положения о Министерстве энергетики РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.05.2008 № 400 Министерство энергетики РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе по вопросам газовой промышленности, магистральных
трубопроводов газа и продуктов их переработки, освоения месторождений углеводородов на основе соглашений о разделе продукции, а также функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере производства и использования топливно-энергетических ресурсов.

К полномочиям Министерства энергетики в области газоснабжения относятся в том числе следующие:

  • самостоятельно принимает такие нормативные правовые акты как форма представления инвестиционных программ субъектов естественных монополий; правила учета газа;
  • осуществляет разработку и реализацию государственной политики в области газоснабжения; разработку и реализацию федеральной программы газификации в Российской Федерации;
  • утверждает годовые и квартальные балансы по основным видам топлива, сжиженных углеводородных газов; нормативы технологических потерь углеводородного сырья при добыче, транспортировке сырья и продуктов его переработки трубопроводным транспортом; показатели надежности и качества услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям.

Более подробно о полномочиях государственных органов в сфере энергетики можно посмотреть в Общей части учебника в главе Государственное регулирование, в настоящем параграфе уделяется внимание вопросам государственного регулирования газовой отрасли, которые получили специальную регламентацию.

Антимонопольное регулирование газоснабжения.

Антимонопольные правила для организаций — собственников систем газоснабжения закреплены в ст.26 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

В соответствии с данной статьей организациям – собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе такие действия, как:

  • навязывание потребителям газа условий договоров, не относящихся к предмету договоров;
  • включение в договоры условий, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями;
  • нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;
  • необоснованные отказы от заключения договоров с отдельными потребителями при наличии ресурсов газа и возможностей его транспортировки;
  • создание препятствий независимым организациям для доступа на рынок газа;
  • сокращение объема добычи и поставок газа в целях поддержания монопольно высоких цен.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 года № 872 «О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам».

В настоящих Стандартах определяется состав и порядок раскрытия информации, подлежащей свободному доступу, субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.

Согласно п.2 данных Стандартов под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий независимо от цели получения указанной информации.

В соответствии с п.11 Стандартов субъекты естественных монополий раскрывают информацию:

  1. О тарифах на услуги по транспортировке газа по трубопроводам (с детализацией каждой составляющей тарифа), в отношении которых осуществляется государственное регулирование, с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифов
  2. Об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности в сфере оказания услуг по транспортировке газа по трубопроводам (включая структуру основных производственных затрат на оказание регулируемых услуг)
  3. Об основных потребительских характеристиках регулируемых услуг субъектов естественных монополий и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества
  4. О наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым услугам по транспортировке газа по трубопроводам
  5. О регистрации и ходе реализации заявок на доступ к услугам по транспортировке газа по трубопроводам и заявок на подключение (подсоединение) к магистральному газопроводу или газораспределительной сети субъектов естественных монополий
  6. Об условиях, на которых осуществляется оказание регулируемых услуг по транспортировке газа по трубопроводам субъектами естественных монополий и (или) подключение (подсоединение) к магистральному газопроводу или газораспределительной сети субъектов естественных монополий
  7. О порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением (подсоединением) к магистральному газопроводу или газораспределительной сети субъектов естественных монополий
  8. Об инвестиционных программах (проектах инвестиционных программ)
  9. О способах приобретения, стоимости и об объемах товаров, необходимых для оказания услуг по транспортировке газа по трубопроводам
  10. О плате за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставках, определяющих ее величину, в отношении которых осуществляется государственное регулирование, с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об их установлении
  11. О перечне сведений, направляемых в составе запроса на получение технических условий подключения (технологического присоединения) строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к газораспределительным сетям
  12. О перечне сведений, направляемых в составе заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к газораспределительным сетям
  13. Об адресах и телефонах структурных подразделений, осуществляющих прием запросов на выдачу технических условий на подключение объектов капитального строительства к сетям газораспределения и заявок на заключение договоров о подключении объектов капитального строительства к сетям газораспределения.

В соответствии с п.12 Стандартов данный перечень является исчерпывающим.

Помимо указанного перечня Стандарты содержат положения о содержании информации :

  • об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности в сфере оказания услуг по транспортировке газа по трубопроводам (включая структуры основных производственных затрат на оказание регулируемых услуг);
  • об основных потребительских характеристиках регулируемых услуг субъектов естественных монополий и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества;
  • о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым услугам по транспортировке газа по трубопроводам;
  • о регистрации и ходе реализации заявок на доступ к услугам по транспортировке газа по трубопроводам и заявок на подключение (подсоединение) к магистральному газопроводу или газораспределительной сети субъектов естественных монополий;
  • об условиях на которых осуществляется оказание регулируемых услуг по транспортировке газа по трубопроводам субъектами естественных монополий и (или) подключение (подсоединение) к магистральному газопроводу или газораспределительной сети субъектов естественных монополий;
  • об инвестиционных программах (проектах инвестиционных программ);
  • о способах приобретения. Стоимости и объемах товаров, необходимых для оказания услуг по транспортировке газа по трубопроводам.

В соответствии с вышеуказанным Постановлением Правительства Приказом Федеральной антимонопольной службы от 23.12.2011 № 893 утверждены формы, сроки и периодичность раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам.

Государственное регулирование в сфере ценообразования и тарифообразования в газовой отрасли.

Принципы государственной ценовой политики в газовой отрасли, порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения, полномочия Правительства Российской Федерации по установлению принципов формирования цен на газ и тарифов на услуги
по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям закреплены Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

Во исполнение данного закона Правительством Российской Федерации приняты следующие нормативные правовые акты в сфере ценообразования:

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. № 1021 «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации» (далее — Основные положения);
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 03.05.2001 № 335 «О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации».

Установленные в газовой отрасли цены и тарифы могут быть условно классифицированы в том числе на следующие группы:

  1. В зависимости от рынка реализации газа — оптовые и розничные цены
  2. В зависимости от разновидности газа — цены на природный и сжиженый газ
  3. В зависимости от объекта системы газоснабжения — тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам и транспортировке газа по газораспределительным сетям.

Основная нагрузка в нормативно-правовом регулировании возложена на Правительство Российской Федерации, а также на Федеральную службу по тарифам. Учитывая специфику правового регулирования для цен на газ и услуги по его транспортировке в рамках данного параграфа рассматриваются особенности правового регулирования по всем ценам и тарифам, государственное регулирование которых предусматривается действующим законодательством.

В настоящее время государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат:

  1. Оптовые цены на газ
  2. Тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых организаций
  3. Тарифы на услуги по транспортировке газа по газопроводам, принадлежащим независимым газотранспортным организациям
  4. Тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям
  5. Размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (при регулировании оптовых цен на газ)
  6. Розничные цены на газ, реализуемый населению
  7. Специальные надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенные для финансирования программ газификации.

Следует также отметить, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 № 332 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства» государственному регулированию подлежат:

  • оптовые цены на сжиженный газ;
  • розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств).

Остановимся подробнее на правовом регулировании указанных выше цен и тарифов.

Рассматривая положения действующего законодательства, касающиеся государственного регулирования оптовых цен на газ, необходимо отметить следующее.

Согласно Основным положениям регулируемая оптовая цена на газ утвержденная в установленном порядке цена на газ (или цена на газ, определяемая на основе формулы цены на газ), по которой он должен реализовываться поставщиками газа (газоснабжающими организациями) непосредственно конечным потребителям, использующим газ в качестве топлива и (или) сырья, или организациям для дальнейшей продажи конечным потребителям:

  • на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта;
  • на входе в газораспределительные сети (в случае отсутствия в схеме поставки газа магистральных газопроводов);
  • на входе в приемную емкость, технологически связанную с газораспределительными сетями или с сетями конечного потребителя, для последующего хранения сжиженного природного газа и его регазификации (в случае применения в процессе поставки технологий по сжижению газа).

Государственное регулирование оптовых цен на газ (за исключением оптовых цен на природный газ, реализуемый на товарных биржах) осуществляется до перехода к государственному регулированию единых для всех поставщиков газа тарифов на услуги по его транспортировке по магистральным газопроводам на территории Российской Федерации.

Необходимо учитывать, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 № 333 «О совершенствовании государственного регулирования цен на газ» оптовая цена на газ для систем газоснабжения, в рамках которых осуществляется поставка газа на внешние рынки (кроме населения и потребителей, указанных в пункте 15.1. Основных положений) рассчитывается по формуле цены.

Оптовые цены на газ, добываемый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами, для определённых категорий потребителей определяются по соглашению сторон (пункт 15.1. Основных положений). К таким категориям потребителей относятся:

  • конечные потребители, впервые заключившие договоры поставки газа с началом поставки после 1 июля 2007 г.;
  • конечные потребители, приобретающие газ сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год.

Вместе с тем, цены, определённые по соглашению сторон, должны находится в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен, утвержденных ФСТ России.

Регулирование оптовых цен на газ осуществляется на основе формулы цены на газ в соответствии Положением об определении формулы цены газа, утвержденным Приказом ФСТ России от 14 июля 2011 г. № 165-э/2.

Расчет цен по формуле осуществляется ежеквартально, самостоятельно участниками рынка.

В соответствии с Основными положениями тарифы на услуги по транспортировке газа различаются в зависимости от типа газопровода и типа потребителей.

Государственное регулирование тарифов в отношении данных услуг осуществляется путем установления их фиксированных уровней.

Для расчета указанных тарифов применяется Методика расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам, утвержденная приказом ФСТ России от 23 августа 2005 г. № 388-э/1.

Тарифы устанавливаются в зависимости от структуры расходов субъекта регулирования и схемы транспортировки газа:

  1. Одноставочные — в случае, если в системе магистральных газопроводов не осуществляется компримирование газа либо доля расходов на электроэнергию и газ, используемый на технологические нужды субъекта регулирования при транспортировке газа, в структуре себестоимости транспортировки газа не превышает 1%. Одноставочные тарифы также могут устанавливаться для региональных систем газоснабжения
  2. Двухставочные — для других случаев.

Двухставочный тариф формируется из двух ставок:

  • ставка за пользование магистральными газопроводами;
  • ставка за совершаемую работу по перемещению газа.

Требований по сроку действия тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам нормативными правовыми актами не установлено.

Государственному регулированию подлежат также тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.

Расчет тарифов производится на основании Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденных приказом ФСТ России от 15 декабря 2009 г. № 411-э/7.

Размер тарифа устанавливается дифференцированно по группам конечных потребителей в зависимости от их объемов потребления газа.

Тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям утверждаются на срок не менее 3 и не более 5 лет. Тарифы могут устанавливаться с календарной разбивкой.

Государственному регулированию подлежит также размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (при регулировании оптовых цен на газ).

Плата за снабженческо-сбытовые услуги рассчитывается в соответствии с Методическими указаниями по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, утвержденными Приказом ФСТ России от 15.12.2009 № 412-э/8. Плата применяется для оплаты снабженческо-сбытовых услуг, оказываемых поставщиками газа (организациями, осуществляющими регулируемый вид деятельности) конечным потребителям.

В зависимости от объемов потребления газа конечными потребителями размер платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщика газа устанавливается дифференцированно по группам конечных потребителей, которые определены данными Методическими указаниями.

Рассматривая вопросы государственного регулирования розничных цен на газ, реализуемый населению, необходимо учитывать, что в соответствии с п. 2 Основных положений к населению относятся:

  1. Физические лица (граждане) — собственники (наниматели) жилого помещения
  2. Лица, приобретающие газ, в том числе исполнители коммунальных услуг, для его использования в котельных всех типов и (или) ином оборудовании для производства электрической и (или) тепловой энергии в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в указанных многоквартирных домах
  3. Иные лица, приобретающие газ, потребляемый физическими лицами (гражданами), а именно:
  • исполнители коммунальных услуг (управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы);
  • наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, — служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев и временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан;
  • садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан.

Розничные цены на газ, реализуемый населению, устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и рассчитываются в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными Приказом ФСТ России от 27.10.2011 № 252-э/2.

Согласно данным Методическим указаниям розничные цены устанавливаются дифференцированно в зависимости от целей использования газа (приготовление пищи, нагрев воды, на отопление). Действительность пунктов 5, 13 данных Методических указаний оспаривались в Верховном Суде Российской Федерации.

Государственному регулированию подлежат также специальные надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенные для финансирования программ газификации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2001 № 335 «О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации» надбавки устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и рассчитываются в соответствии с Методикой определения размера специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации, утвержденной Приказом ФСТ России от 21.06.2011 № 154-э/4 по согласованию с газораспределительными организациями.

Надбавки устанавливаются к тарифам на транспортировку газа для конечных потребителей, а средства, полученные в результате применения специальных надбавок, имеют целевой характер и направляются на финансирование работ, предусмотренных программами газификации жилищно-коммунального хозяйства субъектов Российской Федерации.

Оптовые цены на сжиженный газ устанавливаются Федеральной службой по тарифам и рассчитываются в соответствии с Методическими указаниями по регулированию оптовых цен на сжиженный газ для бытовых нужд, утвержденными приказом ФСТ России от 28 ноября 2006 года № 312-э/8.

Указанные цены могут являться предельными максимальными в случае,
когда происходят колебания рыночных оптовых цен на сжиженный газ и уста-
новленные регулируемые оптовые цены на сжиженный газ для бытовых нужд
начинают превышать уровень рыночных цен.

Необходимо отметить, что розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств) утверждаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Данные цены применяются организациями, осуществляющими регулируемый вид деятельности при реализации сжиженного газа населению для бытовых нужд (пищеприготовление, отопление, горячее водоснабжение). Их расчет производится на основании Методических указаний по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утвержденных Приказом ФСТ России от 15.06.2007 № 129-э/2.

Методическими указаниями предусмотрена дифференциация цен в зависимости от системы франкирования по категориям (реализация сжиженного газа в баллонах без доставки до потребителя, реализация сжиженного газа в баллонах с доставкой до потребителя, реализация сжиженного газа из групповых газовых резервуарных установок и др.).

Государственное регулирование в области обеспечения промышленной безопасности.

Правовые основы промышленной безопасности систем газоснабжения в Российской Федерации закреплены в Главе IX Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

Согласно ст.30 данного закона правовое регулирование промышленной безопасности в организациях, занимающихся газоснабжением в Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» , Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок разработки и утверждения норм и нормативов в области промышленной безопасности объектов систем газоснабжения устанавливается федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности.

В соответствии с п.1 Положения о федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 данная служба является в том числе уполномоченным государственным органом в области промышленной безопасности.

В соответствии с пунктами 5.2_2.5., 5.2_2.6. данного положения Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору самостоятельно принимает в том числе следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:

  • требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и к ведению этого реестра;
  • порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений;
  • федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.11.2013 № 542 утверждены федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления»; Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 ноября 2013 года № 538 утверждены федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.03.2013 № 101 утверждены федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности».

В ст.32 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» закреплены положения об особенностях обеспечения промышленной безопасности объектов систем газоснабжения, которые заключаются в следующем.

Организация – собственник системы газоснабжения кроме мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, обязана обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф.

Юридические и физические лица, виновные в возникновении аварий, катастроф на объектах систем газоснабжения, в том числе аварий, катастроф, возникших в связи со скрытыми дефектами материалов, оборудования, с некачественным выполнением строительно-монтажных работ, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти и должностные лица, граждане, виновные в нарушении правил охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения, строительстве зданий, строений и сооружений без соблюдения безопасных расстояний до объектов систем газоснабжения или в их умышленном блокировании либо повреждении, иных нарушающих бесперебойную и безопасную работу объектов систем газоснабжения незаконных действиях, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.

Вмешательство в работу объектов систем газоснабжения не уполномоченных на то юридических и физических лиц запрещается.

Материальный ущерб, нанесенный организации — собственнику системы газоснабжения в результате умышленного ее блокирования или повреждения либо иных нарушающих бесперебойную и безопасную работу объектов систем газоснабжения незаконных действий, возмещается в установленном порядке виновными лицами или принявшими противоправные решения лицами.

Материальный ущерб, нанесенный организации — собственнику системы газоснабжения вследствие непреодолимой силы, возмещается за счет средств обязательного страхования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)