Государственная власть и публичная власть на местах в Швейцарии

Сам ход исторического развития швейцарской государственности предопределил то обстоятельство, что здесь сложилась прочная, стабильная и надежная система местного самоуправления. В Швейцарии, как нигде в иной стране, федеративные отношения “вырастали” снизу с самоуправления в масштабе отдельных общин (коммун) и кантонов. Поэтому вопросы местного значения и их успешное решение всегда имели приоритет перед другими проблемами.

Интересно
Как отмечается в литературе, в Швейцарии отсутствует единая система органов местного управления и самоуправления. Территориальная организация отнесена к ведению кантональных органов власти и отличается большим разнообразием. В Швейцарии существует около 2900 общин, имеющих разный статус, разную компетенцию и разные наименования, например: община, коммуна, бецирк (округ) и др.

Различают несколько типов общин: общины жителей, гражданские общины, муниципальные, церковные, школьные и другие. Выделяются при этом две главные формы общин. Это гражданская община и община жителей. Гражданская община наделена полномочием предоставлять гражданство.

Следует отметить, что для получения швейцарского гражданства требуется сначала решение общины, затем кантона, а уже потом – федеральных компетентных органов (ст. 37 Конституции). Община жителей правомочна решать все остальные вопросы местного значения.

Общинам гарантируется самостоятельность в решении вопросов местного значения, но в рамках действующего законодательства. Так, статья 106 Конституции кантона Ури устанавливает: “В рамках Конституции и законодательства общины располагают полномочиями самоорганизации, формировать свои органы власти, выполнять свои функции, самостоятельно управлять публичными делами. Правительственный совет осуществляет надзор над общинами”.

Федеральная конституция гарантирует самостоятельность местного самоуправления. В то же время обязывает учитывать интересы общин при разработке и принятии общегосударственных решений. Так, статья 50 Конституции Швейцарии устанавливает:

  1. “Общинная автономия гарантируется в соответствии с кантональным правом.
  2. Союз в своих действиях учитывает их возможное воздействие на общины.
  3. Он принимает во внимание при этом особое положение городов и агломераций, а также горных областей”.

Федеральная конституция предусматривает также учет финансовых интересов кантонов и общин в сфере налогообложения: “Союз при определении тарифов принимает во внимание обременение прямыми налогами в пользу кантонов и общин” (ст. 128). И еще: “Союз устанавливает принципы относительно гармонизации прямых налогов Союза, кантонов и общин; он учитывает гармонизационные стремления кантонов” (ст. 129). Надзор за деятельностью органов местного самоуправления и соблюдением ими законодательства осуществляет правительство кантона.

Особенностью устройства системы публичной власти в Швейцарии является то, что разделение властей проведено и на уровне общин, где так же, как и на федеральном и кантональном уровнях, выделены представительные (нормотворческие), исполнительные и судебные органы.

Структура общинных органов и их полномочия определяются кантональным законодательством. На уровне общин выделяются представительные органы и исполнительные. Главный орган общины – общее собрание жителей. В крупных общинах формируются выборные представительные органы (парламент, совет, главный совет и т.п.).

Исполнительным органом является Общинный совет, который избирается гражданами общины. Возглавляется Общинный совет президентом, избираемым либо гражданами, либо Советом.

Взаимодействие муниципальных, региональных и федеральных органов власти осуществляется на основе принципов кооперации и сотрудничества, закрепленных в федеральной конституции, а также в связи с реализацией муниципальными органами тех государственно-властных полномочий, которые передаются на низовой уровень федеральным или кантональным законодательством.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)