Государственная власть и публичная власть на местах

Административно-территориальное деление находится в ведении земель. Оно сложилось исторически и имеет свои особенности в отдельных землях. Но в целом можно выделить две разновидности такого деления. Есть земли с трехзвенной системой административно-территориальных единиц и земли с двухзвенной системой. Это показано на рисунке.

Базовой территориальной единицей в германских землях является община, существующая во всех землях. При трехзвенной системе административно-территориального устройства земли делятся на округа, которые, в свою очередь, разделяются на районы (или города со статусом района), а районы – на общины (или города со статусом общин).

Земли с двухзвенным делением имеют в своем составе уезды (города со статусом уезда), поделенные на общины (города со статусом общин). Города, как правило, выделены из округов, уездов и общин и обладают самостоятельным статусом (город со статусом района, уезда, общины).

Организация местного самоуправления находится в ведении земель. В Основном законе ФРГ содержатся лишь общие гарантии местного самоуправления: “Общинам должно быть предоставлено право регулировать в рамках закона под свою ответственность все дела местного сообщества.

Союзы общин также пользуются правом самоуправления в рамках своих полномочий и в соответствии с законом. Гарантия самоуправления включает также основы собственной финансовой ответственности; к этим основам относятся налоговые поступления, обеспечивающие экономическую достаточность общин, и установление ставок налогов” (часть вторая статьи 28).

Деятельность местного самоуправления регулируется конституциями земель, положениями о местном самоуправлении, иными нормативными правовыми актами. В научной литературе отмечается, что в основе регулирования этой деятельности лежит идея “сквозного управления”, согласно которой “федеральное государство, земли, органы самоуправления представляют собой единую вертикаль, в рамках которой осуществляется управленческая деятельность”.

Система органов местного самоуправления. В земельных конституциях предусмотрено формирование на местном уровне представительных органов и исполнительных. Представительные органы должны избираться всеобщими, прямыми и равными выборами. В малочисленных общинах функции представительного органа выполняют общие собрания жителей.

Структура органов местного самоуправления предопределена соответствующей моделью местного самоуправления.

В научной литературе выделяют следующие модели:

  • модель магистрата;
  • северогерманскую модель;
  • модель бургомистра и южно-германскую модель.

Во всех этих моделях путем прямых выборов формируются представительные органы – советы. Они избирают исполнительные органы. Главой муниципальных образований являются бургомистры (или старосты), избираемые либо советами, либо населением непосредственно.

Взаимодействие федеральных, региональных и местных органов власти закрепляется Основным законом ФРГ и конституциями земель. Оно выражается прежде всего в том, что органам местного самоуправления передаются полномочия по выполнению отдельных государственных функций и задач.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)