Законодательная деятельность

Право на собственное законотворчество субъектов РФ закреплено в статье 5 Конституции РФ. За 20 лет (начиная с 1994 года) законодательными органами субъектов РФ было принято 158 тысяч законов. Самое большое количество законов (3493) приняла Томская область, а меньше всего законов (486) приняла Чеченская Республика.

Москва, на законодательство которой вначале ориентировались другие территориальные субъекты РФ (республики в составе России всегда обладали правом собственного законотворчества и имели соответствующий законодательный опыт – в отличие от территориальных субъектов РФ, получивших такое право только в связи с приобретением статуса субъекта РФ), приняла 1155 законов. Из девяти существующих краев наибольшее число – 3361 закон приняли законодатели Красноярского края, а из четырех автономных округов – Ханты-Мансийского автономного округа (2386 законов).

Анализируя эти цифры, следует иметь в виду, что наличие двухуровневой системы законодательства не исключает противоречий между федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ. К типичным противоречиям правовых актов Конституции РФ и федеральному законодательству относится принятие органами государственной власти субъектов РФ правовых актов, нарушающих принципы организации государственной власти на региональном уровне.

Признаками противоречия правового акта субъекта РФ являются:

  • отсутствие правовых оснований, которые в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами необходимы для издания правового акта;
  • принятие правового акта во исполнение отмененного (утратившего силу) акта федерального законодательства;
  • неправильный выбор федерального закона, являющегося основанием для принятия правового акта;
  • принятие правового акта органом, должностным лицом, в компетенцию которого это не входит, либо с превышением полномочий, предоставленных данному органу, должностному лицу;
  • нарушение порядка принятия (обнародования) правового акта;
  • запрещение действий граждан и организаций, государственных органов, разрешенных или предписываемых федеральным законом;
  • разрешение или допущение действий граждан и организаций, государственных органов, запрещенных федеральным законом;
  • изменение установленных федеральным законом оснований, условий, последовательности или порядка действий участников правоотношений;
  • иные признаки.

Состояние современного этапа предопределяет и базовые черты, присущие деятельности законодательных органов государственной власти субъектов РФ по принятию законов:

  • в субъектах РФ создано многоотраслевое региональное законодательство (конституционное, административное, бюджетное, налоговое, муниципальное, экологическое);
  • преобладающее число законов субъектов РФ принимается в сфере совместного ведения;
  • обозначилась тенденция к кодификации законодательства субъектов: 26 субъектов РФ имеют свои кодексы различного профиля, принятые в сферах совместного ведения;
  • в некоторых отношениях региональный законодатель опережает федерального законодателя.

Так, в субъектах приняты отдельные законы о законодательных органах государственной власти субъектов РФ, в то время как на федеральном уровне нет закона о Федеральном Собрании. Кроме того, более чем в 30 субъектах действуют законы о нормативных правовых актах субъектов РФ, которые способствуют повышению уровня регионального правотворчества и правоприменения, в то время как аналогичный федеральный закон до сих пор существует только в виде проекта.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)