Государственная система управления трудовыми ресурсами

Государственная система управления трудовыми ресурсами Российской Федерации включает совокупность органов государственной законодательной, исполнительной и судебной власти и управления, централизованно регулирующих основные социально-экономические отношения в стране,а также методы управления и механизм их использования.

Ее задачами являются  принятие законов, контроль за их исполнением, выработка и реализация политики и рекомендаций в  области социально- трудовых отношений в стране, охватывающих вопросы оплаты и мотивации труда,  регулирования занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня  жизни и условий труда, организации труда и конфликтных ситуаций и т.д.

В условиях рыночных отношений государственное  регулирова-ниесоциально-экономических
отношений носитограниченный характер и, как свидетельствует опыт развитых  стран, касается
вопросов трудового законодательства, занятости, оценки уровня жизни и некоторых других.

Состав основных органов и организаций, образующих государственную систему управления трудовыми ресурсами РФ. Законодательная власть осуществляет принятие законов, содержащих обязательные правила поведения, в том числе в области социально-трудовых отношений. Она  представлена Федеральным Собранием в лице двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Федеральные законы в области трудового законодательства принимаются  Государственной
Думой. Совет Федерации также обладает правами по участию в законодательной  деятельности, но они имеют иной характер, чем у Госдумы. Совет Федерации не наделен правом принимать
законы, но он правомочен одобрять или отклонять федеральные законы, принятые Госдумой.

Значительную роль в осуществлен и и парламентского контроля играют комитеты палат. Комитеты и  комиссии палат — органы, способствующие эффективной деятельности парламента, реализации его  компетенции через подготовку, экспертизу, обоснование законов и других нормативных документов.

В Совете Федерации образованы следующие комитеты, в компетенцию которых входят те или иные вопросы регулирования социально-трудовых отношений:

по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному  регулированию,
банковской деятельности;

по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам;

по вопросам экономической реформы, собственности и имущественным отношениям;

по социальной политике.

В Государственной Думе образованы следующие комитеты:

по законодательству и судебно-правовой реформе;

по экономической политике;

по бюджету, налогам, банкам и финансам;

по труду и социальной политике;

по образованию и науке и др.

Органы исполнительной власти осуществляют исполнение законов; на них возлагается исполнительно-распорядительная деятельность.

Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, формируемое Президентом.

Правительство обеспечивает соответствие Конституции РФ, федеральных законов, нормативных Указов Президента в области социально-трудовых отношений на практике.

Деятельность Правительства охватывает по существу все стороны жизни общества. В сфере
управления экономикой оно разрабатывает федеральный бюджет, программы экономического развития. В сфере социальной политики — программы социального развития и др.

Правительство формирует федеральные и отраслевые министерства, ведомства и в их числе как
специализированные на вопросах труда и управления трудовыми ресурсами (Министерство труда и социального развития РФ — далее Минтруд РФ), так и образовательные,
научные. В состав отраслевых и иных министерств и ведомств входят подразделения по управлению кадрами,  трудом, оплатой труда и т.п.

Судебные органы осуществляют правосудие: наказание нарушителей, разрешение
проблем, конфликтов, связанных с применением трудового законодательства.

Судебную власть представляют суды: Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный,
федеральные суды, а также Министерство юстиции.

Министерство юстиции РФ обеспечивает реализацию государственной политики, в том числе в социально-трудовой области. Его задачами являются:

участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и
Правительства РФ (проводит экспертизу законов, разрабатывает проекты нормативных актов);

государственная регистрация нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы
граждан;

организация и развитие системы юридических услуг в целях реализации прав,  свобод и законных интересов граждан;

сотрудничество с ассоциациями адвокатов в интересах развития правовой помощи  гражданам;

повышение квалификации кадров учреждений и организаций юстиции;

участие в правовом просвещении граждан и др.

В решении ряда социально-трудовых проблем важную роль играют также различные организации профсоюзов (при заключении коллективныхдоговоров, генерального и
отраслевых (тарифных) соглашений и др.). Многие вопросы управления трудовыми ресурсами
рассматриваются с учетом международных соглашений, конвенций и других документов в области труда,  которые являются обязательными для государств — членов Международной организации  труда, каковым является и Россия.

Центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим  руководство
работой по обеспечению единой государственной политики в области труда,  занятости и социальных вопросов и одновременно координирующим работу по этим направлениям в Российской  Федерации, является Минтруд РФ.

Минтруд России работает во взаимодействии с центральными  органами федеральной исполнительной власти, органами исполнительной власти республик в  составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и  Санкт-Петербурга и с общественными организациями.

Минтруд России, подведомственные ему организации, учреждения, предприятия и органы по
труду республик в составе РФ, краев, областей, автономий, городов Москвы и  Санкт-Петербурга
образуют единую государственную систему управления социально-трудовыми  вопросами в Российской Федерации.

Основными задачи Минтруда России являются:

выработка политики в социально-трудовой сфере;

координация всей работы в социально-трудовой сфере в стране;

разработка основных направлений социальной политики правительства;

подготовка рекомендаций по регулированию оплаты труда;

формирование правовой и нормативной базы регулирования социально-трудовых отношений;

участие в заключении генерального и отраслевых (тарифных) соглашений;

регулирование рынка труда, занятости населения и др.

Минтруд РФ занимается разработкой и осуществлением государственной политики в области
занятости населения и проведением организационных мероприятий по ее реализации;

разрабатывает государственные программы занятости на основе прогнозов (программ, планов)
экономического развития с участием представителей организаций,  предпринимателей (работодателей) и представителей трудящихся; осуществляет методическое руководство разработкой программ занятости; контролирует реализацию программ занятости, руководствуясь в своей деятельности Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской  Федерации».

Минтруду РФ подчиняется ряд организаций, ведущих научную, методическую, практическую
деятельность в области производительности труда, оплаты и условий труда, организации и
нормирования труда, повышения квалификации и по другим направлениям управления трудовыми ресурсами.

Ведущими подведомственными организациями Минтруда РФ являются Институт труда, Центральный институт труда, Всероссийский центр производительности. Институт
труда проводит исследования и разрабатывает рекомендации в области оплаты труда и
занятости населения.

Центральный институт труда осуществляет научные исследования и  разрабатывает методические рекомендации в области нормирования труда, организации труда, занятости населения, подготавливает к изданию информационные материалы МОТ.

Всероссийский центр  производительности изучает и разрабатывает мотивационный механизм повышения производительности труда с учетом человеческого фактора; разрабатывает Федеральную программу повышения  производительности труда и доводит ее до регионов в виде рекомендаций, блок-схем и направлений;

осуществляет информационное обслуживание предприятий, служб занятости; проводит анализ
статистических показателей по труду; занимается учебно-методической работой по
организации обучения менеджеров;

ведет консультативную деятельность по реализации и внедрению японских методов  повышения
производительности труда;

издает информативные, методические и библиографические сборники по труду и кадрам.

Центральное бюро нормативов по труду проводит исследования и разработки в  области норм и нормативов по труду и кадрам.

К основным направлениям деятельности Всероссийского центра уровня жизни  относятся:

проведение научных исследований по обоснованию подходов к определению  минимального уровня оплаты трудасучетом важнейших факторов его дифференциации;

разработка  классификации труда рабочих и служащих по профессиям (должностям) в зависимости от тяжести и  напряженности труда;

проведение социологических исследований по выявлению тенденций в социально-экономическом
положении семей различных типов и категорий; проведение мониторинга (по Москве) в области
изменений индекса стоимости потребительской корзины в расчете на одного жителя и заработной платы рабочих и служащих по народному хозяйству; ежемесячное исчисление
стоимости потребительской корзины (по Москве) для индексации зарплаты на отдельных предприятиях и в организациях города.

Федеральная миграционная служба создана в июне 1992 г. Ее основными задачами  являются:

формирование миграционной политики РФ;

прогнозирование миграционных процессов;

защита прав мигрантов; разработка миграционных программ; организация внешней трудовой
миграции и миграционного контроля; предоставление информации мигрантам (через органы
государственной власти и местного самоуправления) о населенных пунктах, рекомендуемых для
постоянного проживания, о возможностях трудоустройства в них;

доработка и  корректировка долгосрочной программы «Миграция», направленной на решение проблем беженцев, вынужденных  переселенцев, переселения репрессированных народов, мигрантов из третьих стран; заключение с  бывшими союзными республиками ежегодных соглашений о квотах на въезд в РФ, о правах  национальных меньшинств, принципах определения гражданства, имущественных правах мигрантов.

В своей деятельности Федеральная миграционная служба руководствуется законами РФ о
беженцах и вынужденных переселенцах.

Система социального партнерства в области социально-трудовых отношений и разрешения
трудовых конфликтов является важным элементом рыночных отношений. Она строится
в соответствии с Законом РФ «О коллективныхдоговорах и соглашениях», Указом Президента РФ «О  Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» и  постановлением Совета Министров РФ об утверждении «Положения о порядке подготовки и заключения  Генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений».

В соответствии с этими документами предусматривается ежегодное заключение на федеральном уровне генеральных  соглашений по социально-экономическим вопросам между правительством РФ, общероссийскими  объединениями профсоюзов и работодателями.

В соглашениях определяются обязательства сторон в области занятости населения, повышения социальных гарантий гражданам, социальной защиты наиболее  уязвимых групп населения, обеспечения роста доходов работающих по мере стабилизации экономики.

Отраслевые (тарифные) соглашения заключаются между органами государственного управления  (Минтруда РФ), общероссийскими отраслевыми профсоюзами и работодателями. В них отражаются  взаимные обязательства сторон, регулирующие социально-трудовые от ношения в области организации труда, его оплаты, социальных гарантий, найма и увольнения
работников.

Для ведения переговоров, подготовки и заключения Генерального соглашения образуется
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Для
подготовки и заключения отраслевого (тарифного) соглашения  формируется отраслевая комиссия на принципах паритетного и полномочного представительства сторон.

При Минтруде РФ создан а служба разрешения трудовых конфликтов с целью контроля за ходом выполнения заключенных соглашений, изучения причин возникновения трудовых
споров и их устранения.

Международная организация труда (МОТ) — трехсторонняя организация, в
которой представлены работники, работодатели и государственные органы с равными правами
в процессе принятия решения. Результаты этой деятельности ежегодно обсуждаются на
трехсторонней конференции труда.

Цели МОТ — выработка соглашений, международных конвенций в области труда для
последующей их ратификации государствами — членами МОТ; создание системы контроля и
наблюдения за выполнением принципов и стандартов, устанавливаемых конвенциями в области
трудовых отношений; разработка проектов и программ по оказанию помощи мелким
предприятиям в целях роста занятости населения в слаборазвитых странах; изучение и анализ
тенденций и выработка направлений развития систем профессионального обучения в мире; проведение  международных конференций, семинаров по вопросам трудовых отношений (социальное партнерство,  условия и оплата труда, трудовое законодательство, занятость населения и т.д.) и др.

В России организовано Московское бюро МОТ. При правительствах субъектов РФ (республик в составе РФ, автономной области,  автономных округах, краях, областях, городах Москвы и Санкт-Петербурга) имеются органы по  труду и занятости населения, которые функционально связаны с Минтрудом РФ и другими  соответствующими федеральными органами и организациями.

Государственную систему управления трудовыми ресурсами России можно
охарактеризовать с двух сторон: с точки зрения тех задач, Функций, процессов, выполнение которых  она должна обеспечить и для решения которых создана, и с точки зрения организационно-структурного состава, т.е. наличия органов государственной власти и управления, исследовательских и  учебных институтов и организаций, призванных выполнять эти задачи и функции.

По составу и характеру задач государственная система управления трудовыми ресурсами в ее
нынешнем виде охватывает достаточно широкий круг проблем, включая научные исследования и их практическую реализацию в сферах социально-трудовых отношений в РФ, мотивации и
оплаты труда, организации и нормировании труда, изучения и регулирования занятости населения  и его миграции, трудового законодательства, охраны и условий труда, уровня жизни, социального  партнерства, профессионального обучения и повышения квалификации и т.д.

До недавнего времени отсутствовали единый центр, общее руководство в решении ряда проблем,
имеющих общий или сходный характер. Так, вопросами занятости населения, рынка  труда, миграции населения занимались различные органы и организации: Минтруд РФ, Институт проблем занятости, Федеральная служба занятости населения и Федеральная миграционная служба,  которые не располагали общей информационной базой, а также высокопрофессиональными работниками.

Организационное разобщение при решении сложных проблем высвобождения работников, их
трудоустройства, миграции фактически приводило к отсутствию общей политики государства в этой сфере. Министерство труда и социального развития Российской Федерации, сформированное на базе бывшего  Минтруда РФ, Федеральной службы занятости РФ и Министерства социальной защиты населения РФ, должно решить эти проблемы.

Ряд исследовательских институтов, находящихся в подчинении Минтруда РФ, — Институттруда (НИИ труда), Центральный институт труда, Всероссийский центр производительности  —занимаются научными исследованиями и разработками, сходными по своему характеру, дублируя  тем самым друг друга. Это касается вопросов нормирования трудовых процессов, оплаты труда,  уровня жизни.

С другой стороны, весьма слабой является связь между государственными органами,  в частности, Минтрудом РФ и Международной организацией труда, рекомендации
которой должны учитываться всеми странами, подписавшими международную Конвенцию в области  трудовых отношений.

В систему государственного управления трудовыми ресурсами входит и такой элемент, как
социальное партнерство при заключении социально-трудовых отношен и и между  работодателями и профсоюзами. Однако пока еще недостаточно проработаны процедуры и условия заключения трехсторонних договоров, что сдерживает развитие этого важного элемента
социально-трудовых отношений.

В связи с этим основными направлениями совершенствования государственной системы управления трудовыми ресурсами являются:

проведение глубокого всестороннего анализа проблем управления трудовыми ресурсами страны
с точки зрения их формирования, использования, развития, занятости, миграции.

Необходимость в таком анализе объясняется тем, что в условиях рыночной экономики происходит  определенное перераспределение объема задач в области социально-трудовых отношений  между федеральными и региональными органами управления. Некоторые вопросы, например, в области  оплаты и мотивации труда, в значительной степени находятся в компетенции самих предприятий и организаций;

тщательное изучение и анализ направлений исследований таких организаций, как Институт
труда, Центральный институт труда, Всероссийский центр производительности, находящихся в
подчинении Минтруда РФ, с целью определения и более четкого разграничения направлений их
исследований и разработок, устранения дублирования и переориентации их деятельности на рыночные условия хозяйствования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)