Функции и цели образовательно-педагогического дискурса
Функции. Предназначение образования как социального института состоит в конструировании и воспроизводстве социокультурной реальности. Образование отвечает за трансляцию совокупности знаний, способов деятельности и моделей поведения, следовательно, основные функции образовательно-педагогического дискурса: описательная, объяснительная, нормирующая, технологическая, принудительная. Рассмотрим их более подробно.
В этой связи образовательно-педагогический дискурс выстраивается как унифицирующая смыслообразовательная и воспроизводящая деятельность, как процесс такого описания и объяснения, в ходе которого индивиды наделяются универсальными характеристиками, способствующими достижению общественного согласия. При этом дискурс образования нормирует характеристики и действия индивидов посредством различных классификационных схем: система оценки знаний, рейтинг вузов, аттестации и т. п.
Образование представляет собой, с точки зрения М. Фуко, комплекс дисциплинарных практик, проявляющихся как эффект властных отношений: образование закрепляет интеллектуальные, поведенческие и оценочные нормы, технологизирует и подавляет индивидов в целях сохранения определенного дисциплинарного порядка. Образование формирует своего рода интеллектуально-ценностный фон, конституирующий определенные знания, действия, ценности индивидов, причем такой фон, который остается не осознанным индивидами. Образовательные механизмы переводят контроль во внутренний план, социальный контроль – в самоконтроль. Дискурс образования при этом функционирует как средство принуждения, нормирования и интериоризации дисциплинарного порядка в жизненный мир индивидов.
Цели. Образовательно-педагогический дискурс выстраивается относительно будущего. При этом тексты образовательного дискурса носят описательный и интерпретативный характер. Дискурс образования ориентирован на создание некоторой модели личности, социального агента и культурного субъекта. Социализация индивидов, как миссия института образования, трактуется как принципиально бесконечный процесс: образовательно-педагогический дискурс исключает такую ситуацию, при которой можно было бы сказать, что индивид завершил образование, стал полноценной личностью и теперь окончательно социализирован. Результат достижения образовательно-педагогическим дискурсом своих целей — всегда в будущем.
Проблемный характер образовательно-педагогического дискурса, выраженный в конфликте между личностными, культурными и социально-профессиональными ориентирами учебново-спитательного действия, обусловливает многомерность его цели. В аспекте личностного действия образовательно-педагогический дискурс направлен на стимулирование развития личностного потенциала индивида, что выражается в представлении и объяснении целей, мотивов, идеалов, ценностей саморазвития, речевой стимуляции самовыражения, трансляции моделей самоописания, выражении технологии самосовершенствования, предоставлении образцов и персонифицированных идеалов конструктивного подражания и т. д.
В меньшей степени конфликтным является культурное действие образовательно-педагогического дискурса. В этом случае его целью является интерпретация и нормирование социокультурной позиции индивида, что включает в себя репертуар его действий, набор установок и мотивов, установленных в определенных культурно-исторических условиях.
Образовательно-педагогический дискурс и сфера профессиональной подготовки. Образование вырабатывает собственные стандарты качества подготовки специалистов; но в то же время иные культурные институты также формулируют требования к профессиональным компетенциям. Дискурс образования вынужден в той или иной степени ориентироваться на описания компетенций, представленные иными дискурсами — в первую очередь, экономическим. Характеристики специалистов, выработанные в рамках образовательно-педагогического дискурса без учета внешних требований к профессионалам, оказываются неконкурентоспособными, а профессиональные роли, которым обучают индивидов, могут оказаться не соответствующими реальным профессиональным практикам.
Собственной сферой образовательных дискурсных практик являются теоретические модели образования и воспитания, а также описание технологии профессиональной подготовки. Но и в этом случае они могут испытывать влияние различных дискурсов, предлагающих свои алгоритмические модели формирования профессионала. Следует отметить специфическую особенность образовательно-педагогического дискурса. Он отличается от иных типов дискурса (политический, юридический, медицинский, религиозный) тем, что реализация его целей зависит от конкретного учителя. Предметное поле дискурса формируется непосредственно в педагогической ситуации. В то время как в иных типах дискурса онтологические характеристики зафиксированы в институционально легитимированных текстах.
- Развитие коммуникативной компетенции в групповой работе
- Особенности деловой игры
- Коммуникативная компетентность педагога
- Нерефлексивное и рефлексивное слушание
- Умение слушать
- Умение задавать вопросы
- Задачи профессиональной педагогической деятельности
- Функции профессиональной педагогической деятельности
- Коммуникативная компетенция в структуре общих компетенций
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу