Формулирование стратегии: целеполагание и оценка ситуации. Основные этапы и инструменты формулирования стратегии
Формулирование стратегии – это процесс разработки и определения стратегии, то есть процесс стратегического планирования. Каждая организация имеет свой специфический подход к формулированию стратегии, но существует и общая последовательность этапов в этом процессе:
- постановка стратегических целей;
- анализ организации;
- анализ внешней среды;
- установление соответствия между организацией и средой.
Анализ организации, ее потенциала предполагает диагностику ее сильных и слабых сторон в сравнении с другими организациями.
Потенциал организации обычно оценивают в таких областях, как маркетинг, финансы, производство, исследования и разработки, человеческие ресурсы, качество управления, структура организации.
Анализ внешней среды предполагает определение возможностей и угроз для организации по всем факторам внешней среды. Для такого анализа необходимо использовать информацию из разнообразных источников.
После завершения анализа внешней среды и предприятия необходимо привести в соответствие его сильные и слабые стороны с возможностями и угрозами внешней среды. Баланс между средой и организацией устанавливается таким образом, чтобы конкурентные преимущества организации, ее сильные стороны были направлены на реализацию возможностей и устранение угроз внешней среды, а также слабых сторон организации. Рассмотренный метод анализа организации и ее среды называется SWOT- анализ. Кроме того, для формулирования стратегии, установления соответствия между характеристиками организации и ее внешней среды можно использовать матрицу SWOT (рис. 20).
Цель SWOT-анализа – сформулировать основные направления развития предприятия через систематизацию имеющейся информации о сильных и слабых сторонах фирмы, а также о потенциальных возможностях и угрозах внешней среды.
Для изучения среды может быть применен метод составления ее профиля. Данный метод удобно применять для составления профиля отдельно макроокружения, деловой среды и внутренней среды организации. Этот метод применяется для оценки относительной значимости для
организации отдельных факторов среды. Метод состоит в следующем. В табл. 13 выписываются отдельные факторы среды. Каждому фактору экспертным путем дается:
- оценка его важности для отрасли по шкале: 3 – высокое значение; 2 – умеренное значение; 1 – низкое значение;
- оценка его влияния на организацию по шкале: 3 – сильное влияние; 2 – умеренное влияние; 1 – слабое влияние; 0 – отсутствие влияния;
- оценка направленности влияния по шкале: +1 – позитивная направленность; – 1 – негативная направленность.
Далее все три экспертные оценки перемножаются, и получается интегральная оценка, показывающая степень важности фактора для организации. По этой оценке руководство может заключить, какие факторы среды имеют относительно более важное значение для их организации и, следовательно, заслуживают самого серьезного внимания.
Таблица 13 – Профиль среды
- Процессуальные функции инновационного менеджмента
- Обособленные функции инновационного менеджмента
- Понятие и содержание инновационного менеджмента
- Анализ тенденций интеграционных процессов в менеджменте
- Характеристики интеграции менеджмента в организации
- Понятие и источники интеграции в менеджменте
- Виды полномочий
- Делегирование и распределение полномочий
- Необходимость, природа и преимущества самоменеджмента
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу