Формирование читательских умений младших школьников

Письменным источником знаний, необходимым для организации учебной деятельности младших школьников, является книга.

Развитие умения работы с учебной книгой особенно актуально для предметов естественнонаучного цикла.

С помощью книг по естествознанию дети должны учиться:

  • самостоятельно работать с учебной и справочной литературой;
  • наблюдать и проделывать опыты;
  • фиксировать результаты наблюдений и опытов;
  • осуществлять самоконтроль за результатами самостоятельной работы.

Учебник является носителем определенного обязательного учебного материала, отраженного в текстах.

Учебник призван всемерно облегчать учащимся усвоение и закрепление этого материала, помогать ему самостоятельно восполнять пробелы в знаниях и умениях.

Реализация этих функций связана, в основном, с внетекстовыми компонентами книги и, прежде всего, с аппаратом организации усвоения материала. Вопросы и задания учебника позволяют осуществлять контроль за усвоением материала и направлять самостоятельную деятельность детей на уроке и дома.

На каждом уроке учитель должен планировать работу с учебником. Она может быть различного характера:

  1. Перед изучением нового раздела учитель знакомит детей с его содержанием в учебнике и главными задачами изучения. Перед формулировкой задач (или чтением их на шмуцтитуле) можно спросить учеников, что они хотели бы узнать из этого раздела. Этот прием активизирует познавательный интерес детей, создает положительный эмоциональный настрой на предстоящую работу.
  2. Чтение учебного текста (полное или выборочное) с целью решения определенной познавательной задачи или ответов на вопросы. Текст читается младшими школьниками чаще всего вслух по смысловым отрывкам. Это позволяет учителю следить за чтением и синхронизировать работу класса. Недопустимо читать «по цепочке», т.к. на уроках курса «Окружающий мир» чтение не является самоцелью, а решает определенную дидактическую задачу.
  3. Составление плана учебной статьи и пересказ по плану. Для этого в статье выделяются и озаглавливаются логические части.
  4. Работа с терминами. Новые понятия обычно выделяются в учебниках шрифтом или цветом. Дети читают и повторяют определение и выписывают новое слово в словарик. С ним проводится терминологическая работа.
  5. Организация самостоятельной групповой или парной работы с текстом. Учитель может дать дифференцированные задания для работы с текстом отдельным рядам или группам. При этом часто используются не только основные, но и дополнительные тексты. Во время работы может проводиться обсуждение прочитанного в парах или группах и коллективное выполнение заданий учителя, затем один или несколько учеников отчитываются о работе перед классом.
  6. Использование инструкций учебника для проведения наблюдений и практических работ. Иногда в учебнике дается «ключ» к практической работе с описанием свойств исследуемых природных объектов. С ним дети сверяют полученные результаты.
  7. Работа с иллюстрациями. Если заданий к иллюстрации нет в учебнике, то учитель может использовать приемы сравнения, нахождения характеристики рисунка или схемы в тексте, групповую или индивидуальную работу с красочными разворотами учебника, игровые приемы работы с рисунками (по типу лото), закрытие надписей под рисунками и самостоятельное их описание и др.
  8. Работа с географическими картами. Ученики должны знать условные обозначения географических объектов, уметь находить их на карте, пользоваться масштабом для определения расстояний от одного пункта до другого. Такая работа часто проводится в форме воображаемого путешествия по карте. К нему нужны иллюстрации с изображением местности, по которой «путешествуют» дети.
  9. Ответы на вопросы, помещенные после основного текста. Вопросы могут носить репродуктивный или продуктивный характер. На первые можно найти ответ в тексте, они ориентированы на проверку усвоения нового материала. Вторые предполагают применение знаний в новых ситуациях. Один из таких вопросов может выноситься в качестве основной проблемы в начало урока. С вопросами можно работать во время закрепления нового материала. По ним часто проводится взаимопроверка знаний на уроке или самопроверка дома.
  10. Выполнение заданий, помещенных в учебнике. Это могут быть задания для наблюдений или проведения опытов, выполнение рисунков или создание моделей из бумаги и пластилина, задания для работы с дополнительной литературой или подготовки сообщения и др. Чаще всего задания выполняются дома. Учитель может предложить детям любое задание на выбор или дать задания всем для обязательного выполнения.

Опыт показывает, что правильно спланированная работа с учебником формирует читательские умения как составляющие информационной грамотности младших школьников. При этом существенно повышается емкость урока, активизируется познавательная деятельность младших школьников, от нее зависит качество выполнения домашних заданий.

В формировании читательских умений важную роль играет хрестоматийная литература

Предварительно дети должны получить задания, помогающие воспринимать и анализировать получаемую информацию.

Ниже приведен пример заданий, формирующих читательские умения, и хрестоматийный текст «Чем живое отличается от неживого»:

  1. Прочитать заголовок и сформулировать основной вопрос к тексту.
  2. Читая текст, обратить внимание на слова выделенные курсивом. Это главные понятия статьи.
  3. Разделить статью на смысловые части.
  4. Выделить главную мысль каждой части.
  5. Пересказать текст.
  6. Сформулировать ответ на вопрос, который содержит заголовок.

«По каким признакам мы можем отличить живое от неживого?

Первый признак – питание. Живым организмам нужно питаться, чтобы получать вещества для роста и энергию для жизни. Питаются растения и животные по-разному Растения сами создают питательные вещества, используя воду из почвы и углекислый газ из воздуха. Им не надо передвигаться, чтобы найти пищу, поэтому растения ведут неподвижный образ жизни. Животные питаются готовыми веществами. Им приходится искать пищу самим. Поэтому большинство животных подвижны.

Второй признак живого – дыхание. Живые организмы дышат кислородом, который поглощают из воздуха. Кислород им нужен для извлечения питательных веществ и энергии из пищи.

Третий признак – движение. Вы спросите: а как же растения и грибы? Ведь они не движутся. Мы уже говорили, что они ведут неподвижный образ жизни, и все же движение у этих организмов можно наблюдать. В процессе роста они тянутся вверх. Отверните листья комнатного растения от окна, через некоторое время они снова повернутся к свету. Разве это не движение?

Четвертый признак – рост. Растут все живые организмы. Вы можете возразить: ведь могут расти и неживые тела. Растет сосулька на крыше или сугроб возле школы. Понаблюдайте, как растет сосулька или сугроб. Они растут снаружи. А вот все живое растет «изнутри», благодаря делению клеток, из которых состоят все живые организмы. Неживое так расти не может.

Пятый признак – размножение. Организм рождается, растет и умирает, но его наследственная информация никуда не исчезает. Она передается потомкам и будет существовать вечно. Поэтому жизнь на Земле бессмертна. Благодаря способности к размножению.

Шестой признак – выделение. Живые тела в процессе жизнедеятельности накапливают много отходов, которые должны выводиться из организма. У большинства животных для этого существуют органы выделения. Растения же накапливают ненужные вещества в листьях и освобождаются от них при листопаде.

Седьмой признак – раздражимость, или чувствительность. У многих животных есть органы чувств, которые передают организму сигналы о внешнем мире. Растения реагируют на изменения освещения, поворачиваясь к свету. Это тоже раздражимость.

Интересно
Живая природа образует четыре больших царства – бактерии, грибы, растения, животные.

Таким образом, мы выделили семь признаков, которые отличают живые организмы от неживых тел природы».

Научная достоверность, убедительность, яркое, эмоциональное, проблемное изложение, умелая постановка вопросов и заданий, направленность на формирование самостоятельного, продуктивного мышления – вот неполный перечень путей и способов изучения учебного материала с применением активных словесных методов обучения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)