Феноменология: мир жизни и обыденного знания

Феноменология — одно из самых влиятельных направлений философии нашего времени. Ее влияние можно проследить в современной экзистенциальной философии, герменевтике, марксизме, структурализме, теории критики и аналитической философии.

Поэтому в XX веке феноменология оказывала очень большое влияние на значительную часть общественнонаучной мысли.

В этой главе будут представлены некоторые основные идеи и понятия феноменологии. Ее основы были заложены создателем современной феноменологии, Эдмундом Гуссерлем (1859— 1938) который был родом из центральной Европы, учился в Лейпциге, Берлине и Вене и пытался исследовать глубины человеческого сознания.

Часто говорят, что он так и не завершил своего гигантского проекта, так что работать над ним и завершить его выпало на долю его ученика Альфреда Шюца (1899—1959).

Ранние феноменологи искали происхождение познания в чистом нетронутом опыте. Сначала феноменология представляла собой метод изучения того, каким образом познание создавалось посредством взаимодействия в заданных ситуациях как сплав универсального узнавания и специфических черт.

Уже здесь можно уловить те идеи, которые стали первоочередными в позднейших толкованиях, а именно размывание границ между теорией и методом, а также то, что микроструктуры познания предполагают макроструктуры окружения, и наоборот.

Феноменология рано нашла толкователей в Германии, в области социологии. Но только с приходом, в частности, Карла Маннгейма, Петера Бергера и Томаса Лукманна она всерьез утвердилась в США приверженцы феноменологии появились в первую очередь в этнометодологии, закрепившись на западном побережье Америки.

Самые известные здесь имена — Гарольд Гарфинкель и Аарон В. Сикурель. Публикация «Исследований по этнометодологии» Гарфинкеля в 1967 г. и «Методов и измерений в социологии» Сикуреля в 1964 совпали с таким периодом в социологии, который характеризуется широким недовольством доминирующим ортодоксальным настроением в господствующей позитивистской методологической традиции. В теоретическом мышлении того времени доминировала парсонианская теория системы.

В теории Парсонса анализ предусматривал, что человек организован в «общественной системе». Он рассматривается там не как деятель, но, наоборот, как жертва структуры.

Этот гомо социологикус предсказуемым образом соблюдал правила и нормы культуры: Отклонения от этого можно было объяснить тем, что правила и нормы были ему неизвестны, что человек с отклоняющимся поведением следовал конкурирующей системе правил или что имелись субкультуры, укрепленные в группировках вне области господства доминирующей культуры, как то: иммигранты и преступники.

Этот установившийся образ мыслей начал терять притягательность в динамическое десятилетие шестидесятых, которое было отмечено социальными движениями и политическим протестом. В то время началась разработка теорий, которые выводят на первый план деятеля и строительство им социальной действительности.

Сходная критика велась также и в социальной психологии, которая раньше рассматривала индивида только как носителя социологических и психологических атрибутов.

Вместо этого и здесь тоже на первый план выводился человек как деятель или действующий индивид в социальной жизни, и в связи с этим снова возник интерес к познавательны! Базе социальных действий и фокусирование на той ситуации; в которой приходится действовать деятелю.

То, что феноменология достигла таких успехов в США, объясняется тем, что она состыковалась с американским прагматизмом. Основателем прагматизма был философ Чарльз С. Пирс (1839—1914).

Как и многие из ранее упомянутых философов; вначале он занимался естественными науками. Долгое время Пирс работал геофизиком и опубликовал, в частности, книгу О фотометрических исследованиях астрономических явлений.

Прочие его работы представлены в виде статей и неопубликованных рукописей, которые были опубликованы посмертно.

Целью его работ было создание современной теории познания, которая трехступенчато описывает создание представлений в знаний.

Проблемой, которую он пытался решить, было то, как мы приходим к точному знанию. Кроме того, Пирс работает над привычными нам двумя типами умозаключений, индукцией и дедукцией, а также третьим — аддукцией.

Проще говоря, это курсирование между теми знаниями, которое мы получаем и из наших теоретических представлений, и из того, что мы воспринимаем из собственного опыта.

Пирс ратовал за умозаключения, которые выражают непосредственные и интуитивные знания о том, каковы свойства действительности, как аналитические, так и квантитативные.

Он создал также учение о знаках, семиотику, и знаковую типологию. Он намеревался освободить науку от того, что он воспринимал как глухой тупик позитивизма.

Среди многих значительных обществоведов, находившихся под влиянием идей прагматизма, можно назвать Джорджа Герберта Мида, В. И. Томаса и Эрвинга Гоффмана.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)