Фазы и формы социализации личности

В современных условиях социокультурной жизни актуальной является проблема включения личности в структуру общества и социальную целостность. Основным понятием этого процесса является социализация.

Социализация личности – это:

  • процесс адаптации человека в социуме;
  • процесс овладения социальными и психологическими нормами, правилами, функциями, ценностями, общественным опытом;
  • процесс становления и развития материальной и духовной культуры, социальных и личностных отношений, характерных для конкретных условий жизни и деятельности.

Социализация личности осуществляется через взаимодействие со средой, в ходе которого человек овладевает социальным опытом.

Выделяют виды социализации: первичная, вторичная и перманентная.

Первичная социализация начинается с рождения и продолжается до начала самостоятельной жизни. Главным условием успешности первичной социализации является благополучная семья, в которой соблюдаются социальные нормы.

Вторичная социализация – это социализация, которую проходит человек при переходе в другую группу (например, при поступлении в учреждение дошкольного образования, школу, на работу в другой коллектив, при переезде в другую страну и т.п.).

Перманентная социализация – это адаптация человека к постоянно меняющемуся обществу.

В зависимости от социальной роли человека и его места в общественных отношениях выделяют три стадии социализации:

  • дотрудовую (охватывает весь период взросления до начала трудовой деятельности);
  • трудовую (период активного освоения социальных ролей и формирования социального статуса);
  • послетрудовую (проявляется в перестройке системы социальных отношений).

В процессе социализации у личности возникают соответствующие отношения к окружающему миру, избирательность в оценке событий, складывается система смысловых образований.

Г. В. Осипов выделяет следующие фазы социализации: социальная адаптация и интериоризация.

Социальная адаптация − процесс активного приспособления индивида к условиям социокультурной среды. На физиологическом уровне адаптация означает способность организма человека поддерживать свои параметры в пределах, необходимых для нормальной жизнедеятельности при изменении внешних условий.

На психологическом уровне адаптация обеспечивает нормальную работу психики при воздействии внешних психологических факторов. На социальном уровне адаптация обеспечивает приспособление человека к сложившейся социальной среде за счёт умения анализировать социальные ситуации и удерживать своё поведение в соответствии с главными целями деятельности.

Формы социальной адаптации:

  • девиантная (приспособление к сложившимся социальным условиям с нарушением принятых в обществе ценностей и норм поведения);
  • патологическая (приспособление к социальной среде за счёт использования патологических форм поведения, вызванных функциональными расстройствами психики).

Основным средством социализации личности и обучения нормативности поведения человека в социуме является культура, включающая накопленный опыт, нормы, ценности и идеалы человечества. Важную роль в процессе социализации личности играют такие функции культуры, как адаптационная, образовательно-развивающая, коммуникативная, человекотворческая.

Культура помогает человеку освоить условия окружающей среды, способы социального поведения, ориентирует в ценностях окружающего сообщества. Освоение культуры является условием для адекватного и комфортного существования в сообществе.

Интериоризация − это формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, становление психических функций и развития в целом.

Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют. Главным орудием интериоризации служит слово, а средством произвольного перехода от одной ситуации к другой − речевое действие. Человек через слово усваивает опыт всего человечества (как предшествующих поколений, так и людей, отдалённых в пространстве).

По Л. С. Выготскому, всякая форма человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, и лишь затем в результате интериоризации становится компонентом психики человека. Каждая культурная форма поведения возникает первоначально как форма сотрудничества с другими людьми, и только на следующем этапе эта форма становится индивидуальной функцией личности. То есть, культурная форма поведения оказывается результатом «вращивания» первоначально внешней, социальной, интерпсихической формы поведения.

По П. Я. Гальперину, внешние действия никогда целиком во внутренний план не переносятся, подвергается интериоризации только их ориентировочная часть. Значимым этапом в процессе социализации является идентификация.

Понятие идентификации выражает отождествление человеком самого себя с другими людьми на основе установления общих ценностей, структуры и направленности внутреннего мира.

Под идентификацией принято понимать способность сохранения человеком на протяжении всей жизни ощущения пространственно-временных границ своей телесной организации как единого целого, своей «самости», психологический механизм преодоления своего одиночества, способность проецировать свой внутренний мир на других людей; ощущение принадлежности к той или иной социальной общности, соотнесенность с определенной социальной группой.

Утрата идентификации (по Л. Г. Ионину) может произойти в результате либо существенных психических изменений личности, либо в результате кардинальных изменений в жизни общества.

Для личности важна идентификация, так как данный процесс позволяет человеку чувствовать принадлежность к той или иной социальной группе, являющейся носителем социокультурных ценностей.

И. В. Солодникова выделяет уровни идентификации, соприкасающиеся с уровнями социализации: общечеловеческий, групповой и индивидуальный. В спокойные фазы развития общества личность в значительной мере подчиняется общечеловеческим интересам и нормативам.

В период бурного развития этноса начинают доминировать ценности преуспевания в различных сферах общественной жизни и органично включенными в социум становятся люди с ярко выраженной индивидуальностью.

В социологии исследователи выделяют две основные формы социализации:

  • направленная социализация – это стихийное формирование социальных качеств в результате пребывания человека в непосредственно близком контакте со своим социальным окружением; это целая система способов воздействия, которая специально разрабатывается обществом, принадлежащими ему институтами и организациями;
  • ненаправленная социализация детерминируется микросоциальной средой (принципами и ценностями, которые поддерживаются ближайшими к индивиду родственниками и сверстниками).

Следует отметить, что характер социализации непосредственным образом связан с социокультурной средой и активностью самой личности, взаимодействие которых проявляется на уровне общества в целом, в рамках микросреды и собственного жизненного опыта.

Предпосылками социокультурной активности личности являются:

  • объективные условия жизнедеятельности человека, социокультурная ситуация определенного периода;
  • субъективные факторы (потребности, интересы, мотивы, цели, стимулы, диспозиции).

Потребности в социологии рассматриваются как исходные побудители деятельности человека.

Л. И. Михайлова выделила следующую иерархию потребностей:

  • потребность в самореализации, самовыражении;
  • потребность в самосовершенствовании,
  • саморазвитии;
  • потребность в самоутверждении;
  • потребность в общении, межличностных связях и отношениях с другими людьми; потребность в познании;
  • эстетическая потребность;
  • гедонистические потребности.

Осознанной потребностью являются разные виды интереса. Потребности и интересы приводят к формированию конкретных внутренних побудителей действия (мотивации). Смыслом мотивации в свою очередь является достижение определенных целевых ориентиров.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)