Ф. Уэбстер – о теории информационного капитализма

Другую важную особенность современного общества проанализировал в книге «Теории информационного общества» британский социолог Фрэнк Уэбстер. Он последовательно и подробно изложил основные концепции современного общества, так или иначе сопряженные с понятием «информация». По его мнению, сегодня весь мир опутали информационные сети, передающие данные с такой скоростью, которая делает телеграфию и телефонию 1970-х годов безнадежно устаревшими. Общеизвестный пример – стремительное распространение интернета.

«Информационный взрыв» – это бросающаяся в глаза примета времени, и любая попытка игнорировать эту особенность превратила бы рискнувшего на это социолога в аутсайдера.

Размышляя о значении распространения сообщений в современном обществе, исследователь сделал вывод о том, что рыночные отношения и классовое неравенство, как основные особенности капитализма с момента его зарождения, непосредственно связаны с производством информации.

С одной стороны, корпоративные и классовые интересы и приоритеты рынка оказывают решающее влияние на развитие новых компьютерных технологий, с другой стороны, развитие сферы распространения сообщений позволяет сохранить и упрочить систему капиталистических отношений. Корпоративный капитализм в ХХ веке охватывал все новые регионы, а также формировал то, что следовало бы назвать транснациональной империей. Общество стало свидетелем того, как возникает глобальный рынок и как на нем утверждаются корпорации.

Британский исследователь полагает, что существуют несколько причин участия корпорация в распространении информации, а также новейших технологий. Одна непосредственно связана с масштабом их деятельности: размещая филиалы по всему земному шару, фирмы не могут обойтись без коммуникационной и вычислительной инфраструктуры для обеспечения повседневной деятельности. Немыслимо представить компанию со штаб-квартирой в Нью-Йорке, которая смогла бы координировать и контролировать деятельность филиалов, расположенных в 50-60 странах, не располагая надежной и совершенной информационной сетью.

Переход к корпоративному капитализму, считает Ф. Уэбстер, привел к ряду важных следствий для развития информационной среды, каждое из которых связано с осевой ролью крупнейших компаний, сконцентрировавших огромные богатства. Информационные технологии дают возможность корпорации использовать местную рабочую силу, местную специфику (политические, региональные, экономические особенности) с такой эффективностью, которой нельзя было бы добиться без совершенной системы коммуникаций.

Технологии облегчают и осуществление стратегии децентрализации (т. е. позволяют сокращать штат работников штаб-квартир и поручать выполнение отдельных функций дочерним компаниям, действующим как «независимые» коммерческие организации).

Одновременно усиливается роль основного командного звена в центре, поскольку деятельность на местах легко отслеживать, а ее результаты – фиксировать с помощью целого ряда методов. Одно из преимуществ корпораций состоит в том, что информационные технологии развивались таким образом, что именно компании стали наиболее крупными потребителями их.

Фирмы располагают мощными компьютерами, для них созданы интерфейсы телекоммуникационных систем и разработаны наиболее совершенные технологии электронной обработки сведений, компании в состоянии все это себе позволить, а их информационные потребности могут быть удовлетворены с помощью технологий. Наконец, новые технологии позволяют корпорациям в большей мере следить за широкой публикой и на основе этих наблюдений целенаправленно строить рекламные кампании.

Интеерсно
Критерием успеха на телевидении стало не содержание передачи, а число смотрящих ее зрителей, именно оно и продается рекламодателям. Все это используется в широких масштабах, например, в «газетах», которые бесплатно доставляются в каждый дом конкретного района и не ставят целью ознакомить его жителей с местными новостями.

Задача издателей – доказать рекламодателю, что с их помощью объявление попадет в каждый дом на данной территории. По мере того как корпорации развивались и расползались по всему миру, становилось ясно, что их руководители ощущают потребность в наиболее развитых системах управления, информационная индустрия формируется как интегральная часть капитализма и действенное начало в его развитии. Поэтому история его становления – это одновременно и история формирования медиакорпораций. Как и капитализм в целом, они растут, проходят стадию концентрации и часто диверсифицируют свою деятельность, выходя на международную арену.

Транснациональные корпорации увлечены распространением информации, а также новейших технологий и потому, что намереваются облегчить достижение своих целей и охрану интересов за счет использования методов маркетинга. Телевизионные каналы создаются только тогда, когда это оправдано экономическими соображениями.

Данный подход отражается на содержании того, что по такому каналу демонстрируется: сенсации и боевики, «мыльные оперы», сериалы, спортивные соревнования. В общем, демонстрируется все, подчеркивает исследователь, что не требует напряжения мысли и не касается политически спорных вопросов, но помогает собрать максимальную аудиторию, привлекающую рекламодателей и спонсоров.

При этом американские массмедиа, будучи порождением корпоративного капитализма, не могут не восхвалять капиталистический образ жизни. Отсюда − обилие прекрасных домов, изображения которых появляются в телевизионных программах, тьма знаменитостей, модная одежда, напитки, погоня за удовольствиями, завидный образ жизни и масса возможностей для устройства успешной карьеры.

Конечно, признает Ф. Уэбстер, некоторые популярные программы намекают, что жизнь в современной Америке имеет и темные стороны, показывают гетто в центральных районах крупных городов, но и этим картинам пытаются придать красивость, сделать их возбуждающими. Еще один способ, который используется для того, чтобы одновременно выразить ценности капитализма и добиться их воспроизведения, состоит в том, чтобы предоставлять слово основной капиталистической нации – Соединенным Штатам Америки – для утверждения их системы ценностей и мировоззрения. Ключевым фактором является роль этой страны, как основного производителя и распространителя новостей.

Интересно
Монополизации информационного рынка содействует и то обстоятельство, что источником 90 процентов всех сообщений на международные темы, опубликованных мировой прессой, служат четыре западных агентства. Их руководителям достаточно того, что жители всех стран «смотрят на события» глазами сотрудников этих агентств, тогда как мир предстает лишь источником тревоги, как место, где всегда происходят военные перевороты, войны, катастрофы.

Попадая в новости лишь как источник проблем, остальные нации, подчеркивает британский исследователь, предстают лишь как сборища недотеп, склонных к актам насилия, или как несчастные жертвы очередного циклона, извержения вулкана или неурожая. Кроме того, если речь идет о западных, в особенности американских источниках информации, то их господство в мире массмедиа обеспечивается, помимо всего прочего, еще и технологическим превосходством (спутники, телекоммуникация, компьютеры).

Господство американских массмедиа идет рука об руку с господством американцев в сфере развлечений: кино – американское, телевидение – американское, американцы – это большая часть музыкального бизнеса.

В таких странах, как Великобритания или Соединенные Штаты Америки, для основной части населения информационная революция означает, что телевидение вторгается в их жизнь в еще большей степени. Все основные новшества, связанные с этой «революцией», представляют только технические усовершенствования телевизионного приемника (кабельное телевидение, домашний компьютер, видеомагнитофон, интернет).

И особенности содержания, передаваемого с помощью этих усовершенствованных устройств, хорошо известны: это развлечения. Причины данного явления заключаются в том колоссальном успехе, которым уже в течение многих лет пользуется телевидение: с его появлением домохозяйства насыщаются бытовой электроникой, замечательным средством распространения рекламы. И, наконец, производимый таким образом продукт относительно дешев и привлекателен для потребителя.

В этом нет ничего нового, те, кто готовы платить за изощренные информационные технологии, находят то, что в наибольшей степени соответствует их потребностям. Если принять во внимание определяющую роль прибыли при капиталистическом способе производства, то нетрудно понять, что история изобретений в технике определяется в основном теми, кто платит по счетам.

Конечно, это не значит, что информация превратилась в нечто недоступное широкой публике. Все члены общества могут пользоваться услугами телевидения, радио и прессы. Поскольку рынок открыт для всех потребителей, большая часть того, что на нем представлено, доступна каждому, у кого есть средства. Дело, однако, в том, что рынок, как механизм распределения, чутко реагирует на различие в доходах и благосостоянии покупателей.

Другими словами, полагает Ф. Уэбстер, классовое неравенство или любая имущественная иерархия, установленная в обществе, в «информационную эпоху» превращается в важный фактор. Чем выше положение человека в социальном распределении ролей, тем богаче и разнообразнее информация, которую он получает. Напротив, чем ниже стоит человек на социальной лестнице, тем ниже качество информации, к которой он может иметь доступ.

Процесс, сходный с углублением различий в информационном обеспечении групп населения с неодинаковыми доходами, отмечает британский исследователь, происходит и в отношении государств. В этой сфере неравенство ощущается очень остро. Промышленно развитые государства, в которых сосредоточена основная часть мирового богатства, получают и основные преимущества в результате осуществления информационной революции.

Интересно
В то же время бедные государства, в которых проживает большая часть населения земного шара, получая «объедки со стола» государств «первого мира» (например, в виде старых голливудских сериалов), попадают в зависимость от передовых государств. Страны «третьего мира» довольствуются тем, что даст им мир «первый» (например, продукцию агентств новостей или западные шоу, которые разрушают традиционную культуру и верования).

По мере того как монополии внедряют все более совершенные информационные технологии, положение стран «третьего мира» ухудшается. Революция, происшедшая в сфере распространения сообщений, кормит «информационных бедняков» похлебкой из скандалов, дает им ежедневно возможность смотреть «мыльную оперу», участвовать в обсуждении чьих-либо сексуальных похождений и при этом крайне редко рассказывает беднякам о состоянии общества, в котором они живут, об их собственном положении и о его причинах.

Все это происходит потому, что корпорации навязывают людям ценности и препятствуют осмыслению действительности, что оказывает существенное влияние на информацию. Одним из следствий применения принципа частной собственности по отношению к ней стало то обстоятельство, большинство информационных служб работают на корпоративный сектор, где сосредоточена наибольшая экономическая мощь.

Другим следствием стало то, что масса сообщений, приобретенных корпорациями, стала недоступной обществу именно потому, что она находится в частной собственности. Интеллектуальная собственность, патентование и защита авторских прав – это те области права, которые в информационную эпоху способствуют процветанию индивидов.

Анализируя перспективы информационной индустрии, Ф. Уэбстер пришел к выводу, что она развивается по пути конвергенции и интеграции (технологии и услуг, программного и аппаратного обеспечения), в организации бизнеса неизбежно принимаются лихорадочные усилия для того, чтобы все объединить или поглотить. Господство корпораций в этой сфере приводит к тому, что решающее значение приобретают такие ценности, как прибыльность, возможности сбыта и предложение на основе платежеспособного спроса.

Информационная революция, по мнению британского социолога, направлена на то, чтобы глубже внедрить в повседневную жизнь людей капиталистические отношения, стимулируя развитие потребительского капитализма.

Распространение его приводит к разрушению социальных связей, погружению людей в узкий личный мир, их пассивности (капитализм порождает потребителей), в таком обществе поощряются гедонизм и эгоцентризм. С точки зрения Ф. Уэбстера, развитие информационной сферы – важное условие распространения консьюмеризма (от лат consume – потребляю), поскольку информация – средство, с помощью которого корпоративный капитализм убеждает людей, что потребление – существенный и неизбежный элемент их образа жизни. Во-первых, телевидение во все большей мере становится как средством продажи товаров и услуг, так и пропагандистом потребительского образа жизни, многое сделало для формирования образа жизни «покупателя на диване».

Чем прочнее обосновываются информационные технологии в доме обывателя, тем энергичнее становятся попытки так сформировать содержание сообщений, чтобы стимулировать его покупать еще больше. Рекламодатели и спонсоры предлагают все более эффективные способы воздействия на аудиторию: на платном телевидении – продуманно строят «картинку», шире используют информирующую рекламу, более удачно размещают предлагаемую продукцию в контексте сериалов и кинофильмов. Во-вторых, и остальная часть содержания программ за вычетом рекламы направлена на то, чтобы сформировать потребительский стиль жизни.

Информационные технологии разрушительно влияют на способность человека решать проблемы самостоятельно или совместно с общиной. Таким образом, Ф. Уэбстер, как подчеркивают российские ученые, подвел своеобразную черту под теориями информационного общества ХХ века, позволив современным исследователям критически оценить сложившуюся в общественных науках картину. Проведенный им анализ дает возможность переосмыслить труды знаменитых авторов, сопоставив их с настоящим положением, и выработать объективный и отвечающий запросам современности подход к исследованиям общества.

Интересно
Уэбстер отмечает, что рыночные отношения и классовое неравенство при капитализме существенным образом влияют на производство информации. В современном обществе ощутимо воздействие корпоративных интересов и приоритетов рынка на процесс совершенствования компьютерных технологий, а развитие информационной сферы содействует упрочению системы капиталистических отношений.

Британский исследователь критически относится к процессу монополизации мирового информационного рынка, осуществляемой американскими массмедиа и несколькими агентствами, обладающими значительными технологическими возможностями и по существу навязывающими народам разных стран свой взгляд на события и явления социально-политической жизни.

Публике предлагаются главным образом развлекательные материалы, однако она находится в неравном положении в сравнении с теми, кто имеет высокий социальный статус и получает доступ к разнообразным, насыщенным фактами сообщениям. «Информационный взрыв» создает благоприятные условия для развития потребительского капитализма, чреватого разрушением социальных связей, уходом индивидов в мир личных переживаний.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)