Эволюция цифровых технологий: от отрицания к внедрению в процессы пространственного развития

Исследование отечественной эволюции современных российских подходов к осуществлению государственной политики реализации парадигмы цифровой экономики осуществлено с использованием метода сравнительного анализа. Рассмотрен зарубежный опыт, и соответствующие направления отечественного государственного регулирования процессом становления электронной экономики.

Представители мировой науки и предпринимательского сообщества, а также финансово-экономических и правоохранительных структур государственных аппаратов, в настоящее время, в полной мере, не способны оценить перспективы, потенциальные возможности и риски внедрения технологий криптовалюты и блокчейна.

В тоже время, ряд принципиальных положений развития цифровой экономики, как положительных, так и отрицательных, сегодня приобретаю реальные очертания.
Стимулирует процесс исследований и внедрений, объективная необходимость трансформирования мировой финансово-валютной системы, поиск международного стандарта, аналогичного по принципам золотому стандарту, агрессивно вытесненному, в свое время, американским долларом.

Неопределенность поведения американской валюты, связанная с особенностями развития экономики США, поиск стабильности и справедливости, в первую очередь осуществляемый странами-лидерами процесса глобализации, повышает интерес к технологиям цифровой экономики, обладающим потенциалом для формирования инновационной международной расчетной системы с новой платежной единицей.

Наблюдаются практические шаги потребителей финансовых услуг по формированию рынка биткоинов, который оценивается, почти в сто пятьдесят миллиардов долларов. Рынок биткоинов (Bitcoin) отличается сегодня, крайней нестабильностью, сокрушительными обвалами, но демонстрирует и столь же резкие взлеты, что характерно для любых нарождающихся процессов.

Убедительно выглядит способность криптовалюты контролировать инфляционные процессы в режиме реального времени, что слабо удается регуляторам валютной политики, в лице центральных банков. При этом не требуется создавать затратную, иерархическую, управленческую систему, достаточно внедрить алгоритмы блокчейна.

В качестве негативных положений, в первую очередь, отмечаются следующие: высокие риски совершения мошеннических операций при использовании криптовалют; осуществление отмывания денежных средств, полученных незаконным путем; финансирование организованных преступных групп и терроризма; уклонение от уплаты налогов.

В тоже время, введение криптовалюты не означает отказ от центральной валюты и регулирующей роли финансово-валютных властей, более того, должна быть разработана система гарантий вкладов, четкая законодательная база внедрения технологий цифровой экономики, предусматривающая согласование с банковскими учреждениями ведения валютной политики и жестких мер безопасности.

Осуществляемая мировая законотворческая и практическая деятельность демонстрирует именно такой подход.

Скандинавские страны, такие как Дания, Швеция, Финляндия выступают лидерами среди представителей мирового сообщества по внедрению инновационных технологий и поднятию уровня жизни своего населения.

Дания стремиться полностью, ликвидировать бумажные деньги и перейти на использование цифровой валюты, на ее территории разместились несколько стартапов Bitcoin и бирж, выступающих новаторами формирования нового финансового пространства и децентрализованного обмена.

В Швеции наблюдается большой спрос на биткоины, как инвестиционное средство. Финансовые органы страны узаконили биткоин в качестве платежного средства, и поддерживают деятельность стартапов Bitcoin.

В Финляндии биткоин классифицирован, как финансовая услуга, которая освобождена т выплаты ДС. В стране действует сеть банкоматов Bitcoin, а также биржи, ведущие мировые обмены биткоинами.

В Нидерландах существует «город биткоин», который называется Арнем, в котором риптовалютой оплачиваются все виды услуг. Представители банковского сектора страны, используют Bitcoin и блокчейн для улучшения свои собственных технологий и сокращения издержек.

Решительный шаг по трансформации традиционной финансово-платежной системы, сделала Япония, которая на нормативно-правовом уровне признала биткойн средством платежа.
Органы власти США в законодательном порядке закрепили процесс внедрения криптовалюты. Она выступает на рынках на равных с американским долларом, являясь важным инвестиционным ресурсом.

Законом установлен порядок налогообложения доходов, полученных от операций с электронной валютой, и меры по защите криптовалюты от незаконных посягательств, включая преступные действия, связанные с отмыванием денежных средств, финансированием терроризма, иным использованием преступными организациями.

На территории Канады расположена сеть стартапов Bitcoin и банкоматов. Города Торонто и Ванкувер признаны «биткойнскими хабами». Операции с криптовалютой регламентируются нормативными актами по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.

Великобритания является ведущим мировым финансовым центров, и инновационные проекты, связанные с криптовалютой, готовятся к массовому внедрению. Биткоин рассматривается как «частные деньги». Прибыль от торговли криптовалютой облагается налогом на прирост капитала.

Представительными органами власти и Национальным банком Казахстана принят пакет документов, формирующий правовую базу внедрения криптовалюты, проведения операций с использованием ее потенциала.

Электронные инновации вызвали не проходящий интерес у миллионов заинтересованных физических и юридических лиц, о чем свидетельствуют многомиллиардные инвестиционные ресурсы, которые привлечены в цифровую экономику.

По данным экспертов, в мировом обращении представлено, более 1 тыс. видов криптовалют (54% представлено биткойнами), общая капитализация которых составляет, свыше 170 млрд. долларов. Эксперты прогнозируют к 2027 году развитие цифровой экономики, благодаря которой, увеличится рост ВВП на 300 млрд. долларов в месяц.

Эволюционный путь развития технологий цифровой экономики в Российской Федерации, достаточно противоречив, отличается резкой сменой взглядов у высокопоставленных чиновников федеральных ведомств финансово-экономического и правоохранительного блоков исполнительной власти, а также депутатов структур представительной власти, наглядно демонстрируя преобладание ручного управления страной.

Как результат, следует констатировать, крайне низкий уровень развития технологий цифровой экономики в России. Центральный банк Российской Федерации, в своем документе, «Об ис-
пользовании при совершении сделок „виртуальных валют“, в частности Биткойн» (от 27 января 2014 года), предупредил организации финансовой сферы о том, что сделки с биткоином рассматриваются, как потенциальная возможность вовлечения участников в осуществление сомнительных операций.

Отмечалось, что «виртуальные валюты» отличаются отсутствием обеспечения, спекулятивным характером, высоким риском потери стоимости, и на территории Росси запрещен выпуск денежных суррогатов.

Последний пункт нашел подтверждение, и в уточнении Генеральной Прокуратуры России, которая отнесла биткоины к денежным суррогам.

Федеральная служба по финансовому мониторингу направила письмо ««Об использовании криптовалют» (февраль 2014 года), в котором прямо указало, что анонимность платежей способствует активному использованию криптовалют в преступной деятельности, в частности, связанной с терроризмом, торговлей наркотиками и оружием.

В период с сентября 2014 года по начало 2015 года Министерством финансов России подготовлен целый ряд законопроектов, предусматривающих запрет на использование виртуальных денег на территории Российской Федерации. Диапазон значений предлагаемых наказаний, варьировал от административной к уголовной ответственности.

Предлагались меры наказания в виде штрафа в сумме до одного млн. рублей, и лишение свободы сроком до 4 лет. Столь жесткие меры обосновывались тем, что денежные суррогаты стимулируют теневой экономический оборот.

Но, в июне 2015 года Президент России В.В. Путин, на одном из форумов, высказался о возможном использовании криптовалюты, как эквивалента в каких-то сегментах расчета. Следом, платежная система Qiwi, в начале сентября 2015 года, озвучила заявление о планируемом выпуске собственной виртуальной валюты с использованием технологии блокчейн.

Руководители Центробанка РФ, 17 сентября 2015 года, высказали мысль о том, что необходимо изучить вопрос о перспективах использования технологии блокчейн и криптовалют. Аналогичные заявление последовали от представителей Министерства финансов России, которые посчитали, что следует изучить мировую практику и стандарты использования криптовалют.

Февраль 2016 года, ознаменовался созданием при Государственной Думе Координационной межведомственной рабочей группы по оценке рисков использования криптовалют.
Премьер-министр Д. Медведев (в начале 2017 года) сделал заявление о том, что внедрение технологии блокчейн, имеет большие перспективы, связанные с технологиями хранения данных, которые могут положительно повлиять на уровень жизнь людей.

В июне 2017 года Президент России В. Путин сформулировал парадигму цифровой экономики, как важнейшего направления развития социально-экономической жизни страны. В соответствии с поручениями Президента, в настоящее время, принята программа по развитию цифровой экономики России, ведется разработка национальной криптовалюты, получившей официальное название крипторубль, которая станет единственной цифровой валютой, разрешённой в Российской Федерации.

Предполагается, что валюта будет не частной, а государственной, производство других видов криптовалют будет запрещено, а все финансовые операции, с участием разрешенной виртуальной валюты, подлежат налогообложению в 13%.

Исследования подтверждают актуальную необходимость осуществления перехода России от системы ручного управления, к управлению стратегическому, а в дальнейшем, к институциональной системе управления.

Стратегическое управление позволит определять перспективные направления развития экономики, базируясь на долгосрочные прогнозы научно-технического прогресса и понимание потенциалов мирового опережающего развития.

Открытость предоставляет возможности импорта передовых технологий, современных систем
управления, а также, обеспечивает взаимовыгодный обмен знаниями, формирующими инновационное мышление представителей государственных структур, предпринимательского сообщества и граждан.

Следуя инерционным, а не инновационным путем, страна значительно отстает, от ведущих стран мира, по уровню технологического развития, диверсификации направлений и видов предпринимательской деятельности.

Созданная, в свое время, вертикаль власти, сыгравшая свою положительную роль в преодолении негативных явлений, сегодня сама выступает в роли тормоза, препятствующего эффективной реализации человеческого потенциала, которым еще обладает Россия.

Требуется глубокий, всесторонний анализ мировых процессов, неразрывно связанных с реализацией возможностей цифровой экономики, который позволит четко определить перспективы и направления социально-экономического развития Российской Федерации, исключив конъюнктурные и половинчатые решения, мешающие активизации деятельности по концентрации ресурсов для обеспечения научно-технического развития экономики и внедрения передовых технологий.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)