Эволюция концепций менеджмента

Эволюция (от лат. «развертывание») – определенное состояние системы, которое рассматривается как результат более или менее длительных изменений ее предшествовавшего состояния.

Человечество накапливало опыт управления тысячелетиями.

Выделяют несколько этапов развития науки об управлении.

1 этап. Древний (9–7 тысяч лет назад до н. э. – конец XVII века). В этот период наблюдаются зачаточные формы упорядочения и организаций совместного труда. На стадии первобытно-общинного строя управление осуществлялось сообща всеми членами рода племени или общины.

Началом генезиса менеджмента принято считать зарождение письменности в древнем Шумере. Это привело к образованию особого слоя жрецов-бизнесменов, которые были заняты торговыми операциями.

Следующий шаг в развитии управления относится к 1760 г. до н. э. и связан с деятельностью Вавилонского царя Хаммурапи, который издал свод законов управления государством для регулирования общественных отношений между различными группами населения.

Древнегреческий философ Сократ (470–399 гг. до н. э.) анализировал деятельность управленцев в различных сферах деятельности. По его мнению, основа труда управленца состоит в том, чтобы «поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения указаний».

Интересно
Платон (428–348 гг. до н. э.) говорил о необходимости специализации производственных процессов, а также предпринял попытку разграничить функции органов управления. Существенный вклад в развитие управленческой мысли внес итальянский государственный деятель Никола Макиавелли (1469–1527), который сформулировал основные принципы науки управления государством.

Известный китайский ученый Конфуций сформулировал принципы взаимоотношений с людьми и делового поведения: «Не делай другим того, чего не пожелаешь себе». «Слушаю слова людей и смотрю на их действия». «Вести сражаться необученных людей – значит бросать их». «Тот будет человечен, кто сможет воплотить повсюду пять достоинств: почтительность, великодушие, правдивость, сметливость, доброту. Почтительность не навлекает унижений, великодушие покоряет всех, правдивость вызывает у людей доверие, сметливость позволяет достигать успеха, а доброта дает возможность повелевать людьми». «Когда правитель любит справедливость, никто не осмелится быть непослушным, когда правитель любит правду, никто в народе не посмеет быть нечестным». «Благоговейно относись к делу и честно поступай с другими». «Держать два конца, но использовать середину». «Когда не можешь сам себя исправить, то как же будешь исправлять других?» «Не зная ритуала, не сможешь  утвердиться».

Изречения Конфуция актуальны и для современного менеджмента. Следование им позволяет повысить эффективность деятельности человека в организации.

2 этап. Индустриальный (1776–1890 гг.). На развитие менеджмента в XVIII–XIX в. большое влияние оказала индустриальная революция, которая стимулировала развитие европейского капитализма. В этот период появляется множество акционеров; новая система собственности привела к отделению управления от капитала и производства, а затем и к превращению менеджмента и администрации в самостоятельную экономическую силу. В этот период большую роль сыграл в развитии управления А. Смит(1723–1790), который внес вклад в развитие государственного управления.

Кроме того, он проанализировал различные формы разделения труда, а также описал экономические преимущества, которые получат общество и организации в результате разделения труда.

3 этап. Систематизация менеджмента (1856–1950 гг.). В этот период создаются различные школы в науке менеджмента (школа научного управления, классическая школа управления, школа человеческих отношений, поведенческая школа).

Теоретическую базу менеджмента заложил английский математик Чарльз Беббидж, который в 1832 г. выпустил книгу «Экономика машин и производства». В ней он обозначил основной подход к управлению производством и показал, какое значение имеет не только сам процесс производства, но и управление, организация, анализ этой деятельности.

В 1910 г. Г. Эмерсон, используя системный подход, сформулировал «12 принципов производительности». В 1911 г. американский ученый Ф. Тейлор опубликовал свои труды о принципах научного управления. В 1916 г. французский инженер А. Файоль сформулировал основные принципы управления и изложил классификацию функций управления в своей книге «Общее и промышленное управление».

В 1917 г. немецкий исследователь Макс Вебер разработал теорию бюрократического построения организации и управления ею. В 1933 г. А. Маслоу обозначил пирамиду иерархии потребностей. В 1950 г. Питер Ф. Друкер предложил концепцию управления по целям – управление должно начинаться с выработки целей и только потом переходить к формированию функций, систем взаимодействия.

Школа управления – направление в науке менеджмента, связанное единством основных взглядов, общностью или преемственностью принципов и методов управления. Возникновение менеджмента как научной дисциплины началось с поиска эффективных способов достижения наибольшей выработки у рабочих. Первая идея появилась в статье Генри Р. Тауна («Инженер как экономист»), в которой он утверждал, что менеджмент является областью изучения равной по важности инженерному делу.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)