Эволюция элитологии и ее типология

Творчество основателей эли- тологии (а все они, как мы видим, были и элитистами) приходится, главным образом, на первую четверть XX века. В дальнейшем элитология претерпевает сложную, временами весьма причудливую эволюцию и в настоящее время представляет собой весьма пестрый конгломерат различных направлений и течений, порой остро полемизирующих друг с другом. Поэтому систематизация, классификация, типологизация этих направлений представляет собой сложную научную проблему.

Типологизацию можно проводить по разным основаниям. Одним из них может быть хронология, позволяющая вычленить следующие этапы развития элитологии:

1) конец XIX — первые три десятилетия XX века — творчество отцов-основателей элитологии, которое мы уже отчасти рассмотрели;

2) вторая половина 20-х — первая половина 40-х годов — формируется фашистский вариант элитаризма и одновременно консервативно-аристократический. Вместе с тем в конце 30-х — 40-х годов делаются первые попытки реконструкции элитизма в плане совмещения его с ценностями буржуазной демократии (которые получат наибольшее развитие в послевоенный период);

3) вторая половина 40-х — конец 60-х годов — наибольшее влияние получает либерально-демократическая трактовка элитизма, теории элитного плюрализма. Вместе с тем возникает радикально-демократический вариант элитологии, пафосом которого является страстное обличение недемократичное™, элитарности политических систем западных демократий, прежде всего политсистемы США;

4) 70-е — 90-е годы. Продолжающемуся господству политического плюрализма (в частности, теориям элитного плюрализма и полиархии) бросает вызов неоэлитизм, утверждающий элитарную структуру политической системы США и других западных стран (равно как и недемократических политсистем, что, собственно, само собой разумеется), причем атаки на плюрализм ведутся не только радикал-демократами, но и рядом консервативных политологов.
Однако приведенная нами классификация по хронологическому принципу страдает многими существенными недостатками.

Руководствоваться этим принципом при написании книги — значило бы обречь себя на неминуемые повторы, поскольку одни и те же или близкие методологические установки элитаристов продолжают существовать из десятилетия в десятилетие, лишь несколько модифицируясь в различные исторические периоды.

Возможна классификация элитологических теорий и по иному основанию, например, по способам обоснования элитаризма (и тогда нужно вычленить биологическое, психологическое, технологическое и другие типы аргументации), по методологическим установкам и принципам построения элитологических концепций (и вычленить прежде всего ценностную и структурно-функциональную модели элиты).

Представляется оправданным и деление элитологов по политическим ориентациям и приверженностям. И тут мы увидим (порой не без некоторого удивления), что в элитологии представлены практически все направления и оценки современного политического спектра.

Попытаемся перечислить их (справа налево): фашистский вариант элитаризма, консервативно-аристократический, либерально-демократический, леворадикальный (иногда переходящий в антиэлитаризм, иногда — стыдливо прячущий свой элитаристский авангардизм), коммунистический элитаризм.

Последний еще более тщательно, чем это делают левые радикалы, маскирует свой элитаризм и поэтому по праву может быть назван скрытым элитаризмом: он уверяет, что при «реальном социализме» элиты не существует и существовать не может, тогда как на деле номенклатурная элита обладает полнотой власти и институциональными привилегиями.

Наконец, возможно деление элитологии и по географическому, точнее, по региональному признаку. Здесь можно вычленить Западную Европу как колыбель элитологии, затем элитологию США, куда после второй мировой войны смещается центр разработки элитологии. Своими особенностями обладает элитология развивающихся стран, где в центре исследований находятся традиционные элиты и элиты модернизации.

И несомненной спецификой обладает элитология в России. В условиях тоталитаризма и строжайших идеологических запретов она могла быть только подпольно-диссидентской или эмигрантской — во всяком случае в отношении исследования советских элит — а ныне, выйдя из подполья, она лишь набирает темпы, пытаясь компенсировать потерянные в тоталитарные времена возможности.
Представляет интерес сравнительный политологический анализ западноевропейской и североамериканской элитологических школ. Если для европейской элитологии в большей мере характерен ценностный подход, то для североамериканской — структурно-функциональный. Говоря об элитологии развивающихся стран, необходимо подчеркнуть особую роль латиноамериканской элитологии как наиболее продвинутой и развитой.

Гак какое же основание для классификации элитологических направлений следует предпочесть? Увы, ни одно из делений по одному из указанных оснований не будет полным и исчерпывающим. И поэтому как бы ни заманчиво было осуществить деление по какому-либо одному, это не представляется возможным, точнее, такое деление страдало бы неполнотой и односторонностью.

Поэтому целесообразно проводить деление по нескольким основаниям. Мы понимаем, что это делает рисуемую нами панораму направлений элитологии более пестрой и менее стройной, но зато более полно отражает реальную картину.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)