Этнометодология — практические исследования обыденного мира

Изложение основных идей феноменологии показывает, каким образом вопросы о социальной природе нашего сознания и познания создали идейную традицию, которая ставит многие социологические истины и понятия в радикально новом свете.

С конструктивистской перспективой социология стала «более социальной», поскольку весь социальный порядок видится как продукт человеческих действий.

Это дает также ответ на вопрос, как выглядит соотношение между индивидом и общественной структурой. Индивид, согласно феноменологии, не является пленником структуры, а постоянно ее укрепляет и создает.

Действительность зависит от нашего сознания и нашей интерпретации. Это выводит на первый план вопрос о значении субъективности.

Зависит ли знание от способности человека воспринимать и интерпретировать окружающий его мир? Есть ли объективная истина? Не является ли та действительность, которую изучают социологи, на самом деле продуктом социологических штудий?

Поэтому этнометодологи концентрируют свое внимание прежде всего на двух областях. Во-первых, как происходит интерпретация и понимание окружающего мира. Во-вторых, как происходит научное осмысление понимания окружающего мира при помощи здравого смысла.

Строя действительность, мы конституируем закономерности. Именно вокруг этих закономерностей выстроена социология. Кроме того, знания, полученные благодаря здравому смыслу, мы применяем, чтобы при помощи науки понять окружающий нас мир.

Но пока мы не решили вопроса, как знания, полученные благодаря здравому смыслу, соотносятся с научными знаниями, ничто не отделяет профессиональных знаний социолога от знаний дилетанта. Именно сюда направлена основная критика этнометодологами обычной социологии.

Именно здесь они пытаются разработать теоретически обоснованный набор методов, которые учитывали бы и поднимали статус знаний, приобретенных посредством здравого смысла.

Каким же образом тогда создается наше представление о действительности? Какие знания действенны? Какую роль играет здравый смысл? Как выглядит содержание его? Как мы производим интерпретацию? На эти и многие другие вопросы пытаются ответить этнометодологи.

Этнометодологи подходят к изучению знаний, приобретенных благодаря здравому смыслу, выделяя три различных аспекта.

Первый аспект —это само количество знайий («объем знаний под рукой» ). Он состоит из тех типизаций, которые обсуждались в связи с представлением Шюца о жизненном мире.

Это идеальные социальные типы служащего, или просто мужчины, воспитательницы детского сада и вообще любых лиц, составляющих окружение человека.

Типизации могут также состоять из привычных правил того, как действовать в определенных заданных ситуациях, основных принципов и определений.

Количество знаний по большей части социально обусловлено — человек учится во взаимодействии с другими — это означает также, что знания социально распределены. Типизации редко бывают однозначными и простыми, а, наоборот, воспринимаются по-разному. Их значения создают соответствия — контекст.

Чтобы вложить однозначное содержание в то, что говорится, требуется, чтобы речь имела связь со временем и местом. Это возможно, если участники пользовались словами, маркирующими контекст.

Эти слова называются индексикалиями. Они могут, например, функционировать как определители статуса. Но именно слова, маркирующие временное и пространственное определение, делают возможным разговор и понимание друг друга — это универсальные обстоятельства.

Обиходный язык содержит ряд таких слов, при помощи которых высказывание, письменное или устное, определяется ситуативно.

В разговоре мы определяем ситуацию при помощи, например, личных местоимений, но также и прямо указывая: «здесь», «теперь» или «тогда». Мы можем и просто жестом показать, когда имеем в виду нечто, что словами мы выразили бы как «именно это».

Этнометодологические исследования часто направлены на то, чтобы посредством анализа разговора добраться до содержания и функции знания, полученного при помощи здравого смысла, и продемонстрировать его.

Исследования ставят целью показать лежащий в основе социальный порядок, который необходим, чтобы речь и действия выступали как имеющие смысл.

При помощи метода документальной интерпретации разговора можно показать, какие невысказанные, но известные участникам обстоятельства являются предпосылкой возможности разговора. В нашей речи мы различными признаками подтверждаем для собеседника, что мы ссылаемся на лежащий в основе социальный порядок.

Этнометодологическое применение документального метода состоит в том, что при помощи высказанных знаков пытаются построить тот социальный порядок, с которым соотносят высказывание говорящие.

При применении метода документальной интерпретации, когда дан контекст, на первый план выходит рефлексивность языка.

Главная мысль состоит в том, что сказанное отражает лежащий в основе социальный порядок. Порядок и система правил в нем предполагаются известными. При помощи этих правил мы можем потом интерпретировать речь.

Количество знаний выражается посредством языка. «Болтовня», речь, разговор людей или «коммуникативное действие» становятся первейшим объектом изучения этнометодологов.

Конечно, социологи всегда в значительной степени использовали устно передаваемую информацию как базу для своих исследований.

Но отношение этнометодологов к языку выражает нечто иное. У них он становится ключом к пониманию лежащих за разговором социальных структур.

Другим аспектом знаний, полученных благодаря здравому смыслу, является то, что конкретно воспринимаемое окружение воспринимается как социально организованное («чувство социальной структуры») вместе с историческим прошлым, современностью и будущим.

Предпосылкой этого является интерсубъективность знаний, полученных посредством здравого смысла. Благодаря этому мы воспринимаем структурное сходство различных конкретных ситуаций, которые этим связываются также с данным контекстом.

Третьим аспектом является практический разум, или процедура интерпретации. Здесь говорится о том, как происходит сама интерпретация.

Это анализ предпосылок и функционирования здравого смысла. Сикурель сопоставляет их по ряду «иже представленных пунктов, ваятых им у Шюца и Гарфинеля.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)