Этимология слова религия. Религия и псевдорелигия. Суеверие

Слово «религия» имеет тоже различные значения. Словари русского языка фиксируют две группы прямых значений данного слова – субъективно-личностные (религия как индивидуальная «вера», «религиозность») и объективно-общие (религия как институциональное «вероисповедание», «богопочитание», «конфессия», традиция). В переносном смысле «религией» называют вообще все, чему поклоняются.

Этимологические исследования (этимология – наука о происхождении слов) слова «религия» позволяют установить общие этапы развития его содержания. Этимологи установили, что слово «религия» сравнительно недавно вошло в русский язык, только с XVIII века оно начинает употребляться в общеевропейском значении «должного», легитимного «вероисповедания» и «благочестия».

В Европе слово «religio» долгое время обозначало только объективное отношение – принадлежность к христианской (Римско-католической) церкви, воспринимавшееся как универсальное отношение человечества с Богом, в наиболее подлинной форме представлявшееся «монашеским образом жизни» или участием в церковной богослужебной «ритуальной обрядности» – в этом смысле использует данный термин и Иероним в «Вульгате».

В свою очередь христианством это слово было заимствовано из дохристианской обыденной латыни, где оно, по мнению Цицерона, обозначало только полезные государству верования в отличие от вредных псевдорелигий, называемых «суеверие», «superstition».3 Само христианство именовалось «суеверием» чиновниками Римской империи до IV века, пока император Константин не объявил его легитимной формой государственного верования.

Субъективно-личностное значение слово «религия» приобретает только в эпоху Возрождения, когда Марсилио Фичино начинает трактовать «религиозность» как внутреннее прирожденно-инстинктивное стремление человека к «всеобщей религии» (христианству), как универсальную «христо-ориентированность».

Дальнейшая смена акцентов с объективного на субъективное понимание усиливается с формированием протестантизма (Лютера, Цвингли и Кальвина), противопоставлявших «истинную», имманентную личности религиозности «ложной», церковно-католической5. Эта
традиция продолжается в Германии XVIII века, когда И. Кант противопоставляет универсальную «чистую религию разума» историческим церковным верам «Откровения».

Немного позднее И. Фихте выделил «религиоз1 Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка.

Ф. Шлейермахер подчеркивал, что сущностью религий нужно считать не сухие теологические формулировки, но только эмоциональную личностную «религиозность», или целостное переживание своей связи с Богом, живое чувство зависимости индивида от высших сил

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)