Этика взаимоотношений науки и общества

В сфере современной научной деятельности этика изучает специфику моральных взаимоотношений как внутри самого научного сообщества, так и между наукой и обществом в целом, определяя свод ценностей, норм и правил в данных областях.

Взаимоотношения науки и общества развиваются по спирали: от практики к теории, затем от теории к практике.

На каждом новом витке спирали появляются новые, более глубокие научные разработки и более совершенные производственные технологии.

В XIX столетии научные результаты стали находить применение в промышленности, в XX в. – наука сблизилась с политикой, вначале XXI в. – научные достижения преобразили повседневную жизнь, и сейчас ни политики, ни экономисты не отрицают, что для развития общества и экономического роста не так важны природные ресурсы, дешевый труд и капитальные вложения, как новые технологии, построенные на новых идеях и новых знаниях.

Научные достижения вносят огромный вклад в социально-экономическое развитие и благосостояние человечества, они влияют на отношения с окружающей средой и качество жизни.

Внешняя этика науки призвана регулировать отношения учёных с их социальным окружением, а также регулировать виды деятельности учёных, которые направлены на это социальное окружение и социальную ответственность учёного.

При этом и отдельный исследователь, и научное сообщество в целом несут ответственность за те последствия, к которым ведёт применение, использование их разработок.

Ответственность за эти последствия лежит не только на исследователях, но и:

  • на тех, кто непосредственно внедряет эти разработки (инженеры, конструкторы, технологи и т. д.);
  • на тех, кто принимает решения об использовании этих разработок (бизнесмены, менеджеры, политики и т. д.);
  • на тех, кто финансирует их использование и т. д.

Социальная ответственность науки указывает на то, что на научном сообществе лежит значительная доля ответственности за нынешнее состояние науки, за её успехи и провалы, за её сегодняшний «имидж», за её социальный престиж, за степень эффективности исполнения наукой её социокультурных функций.

Научное сообщество получает изрядную долю ресурсов общества и  должно постоянно доказывать свою социокультурную значимость.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)