Этапы становления научной этики

Высокая роль и растущее значение науки в жизни современного общества, с одной стороны, а с другой – опасные негативные социальные следствия бездумности, а иногда и откровенно преступного использования достижений науки повышают в наши дни требования к нравственным качествам учёных, к этической стороне научной деятельности.

Исходя из этого, научно-исследовательская работа требует от её исполнителей соблюдения ряда принципов поведения в научном сообществе. Эти принципы определяются совокупностью морально-этических ценностей, присущих данному виду творческой деятельности.

Их содержание сложилось исторически и уточняется, усовершенствуется самим научным сообществом в соответствии с условиями современности – в связи с возникновением в науке новых этических проблем под воздействием социальных трансформаций.

Научная этика является достаточно сложной системой норм и ценностей, которыми должны руководствоваться как сами учёные, так и академическое сообщество в целом.

Эти стандарты были выработаны профессиональным сообществом и приняты им добровольно.

Однако их несоблюдение повлечет за собой достаточно суровые санкции, вплоть до публичного исключения из учёного сообщества и, как следствие, лишения научного статуса.

Интересно
Таким образом, научная этика – это совокупность установленных и признанных научным сообществом норм поведения, правил морали научных работников, занятых в сфере научнотехнологической и научно-педагогической деятельности.

Научная этика ставит своей целью прояснение и изучение этических норм, которые участвуют в научном познании, а также анализирует конкретные коллизии морального характера, возникающие в ходе продвижения науки.

Поскольку научное познание осуществляется в сложном социокультурном контексте, научной этике приходится учитывать обширное множество факторов и нюансов самой разнообразной природы: когнитивных, технологических, культурных, социально-политических, религиозных.

Основная идея этики науки была выражена ещё Аристотелем – «Платон мне друг, но истина дороже».

Становление научной этики как самостоятельной дисциплины прошло три стадии.

С XIX века научная деятельность стала профессиональной. Этика науки стала видом профессиональной этики.

Но отправной точкой становления научной этики считают начало XX в., когда в философии и социологии велись острые споры о том, обязан ли учёный продумывать открытые им факты с точки зрения их влияния на благо общества?

В этот период человечество на фоне социальных противоречий, войн и революций, а также под впечатлением от ряда техногенных катастроф, испытало первые разочарования в науке: стало очевидным, что развитие науки не может решить все социальные проблемы человечества, а научные открытия могут использоваться не только на благо людей, но и во вред им.

Достаточно могущественной считалась точка зрения крупнейшего немецкого социолога М. Вебера (1990). Он полагал, что «там, где человек науки приходит со своим собственным ценностным суждением, уже нет места полному пониманию фактов».

Проблематичность моральной оценки науки в полной мере была осознана после Второй мировой войны, когда на фоне убедительных свидетельств беспрецедентной мощи научно-технических достижений стала очевидной неоднозначность и даже опасность как их социальных и гуманитарных последствий, так и самих процедур и процессов получения новых научных знаний.

На первый план вышла проблема нравственной оценки научной деятельности, моральной ответственности учёных за её результаты.

Интересно
Значимым событием в этике науки стал Манифест Эйнштейна-Рассела 9 июля 1955 г., в котором видные учёные со всего мира обращаются к правительствам стран НАТО и Варшавского договора с целью прекратить разработку и использование оружия массового поражения, так как дальнейшие изыскания в этой сфере могут поставить под вопрос существование человечества.

В конце 1940-х – 1950-х гг. получают своё развитие идеи экологической этики, прав животных, прав дикой природы, а также осознание того факта, что научно-технический прогресс таит в себе опасности: загрязнение экологической среды – вод, почвы и воздуха, беспечную растрату невосполнимых природных ресурсов.

Важную роль в развитии этих идей имели работы А. Швейцера и О. Леопольда.

Таким образом, в связи с существенно возросшей во второй половине XX в. важностью науки и усилением её роли в общественном развитии, этика науки оформляется в самостоятельную научную дисциплину.

В последнюю четверть XX в. круг её проблем определяется моральными аспектами как собственно научной деятельности, цель которой – высшие познавательные ценности науки, включая взаимоотношения внутри научного сообщества, так и взаимоотношений науки и научного сообщества с обществом в целом, которые разрешают или запрещают определенное вмешательство науки в природу и человека.

70-е годы – время, когда проблемы этического содержания научных исследований привлекли внимание мирового научного сообщества.

Обсуждение этих вопросов позволило философам и методологам науки определиться по поводу того, что такое этические проблемы науки.

Итогом развития взгляда на науку как на автономный от ожиданий общества институт, регулируемый лишь внутренними правилами, считают разработку американским философом и социологом Робертом Мертоном (1910–2003) особого этоса науки.

Он выдвинул четыре фундаментальных принципа: универсализм, коллективизм, бескорыстность и организованный скептицизм.

На втором этапе развития научной этики доминирует идея необходимости соблюдения ценностной ориентации науки. С этого момента этика науки поделилась на два направления.

Первое сосредоточило внимание на ценностно-мировоззренческой роли
науки в обществе и решает проблемы, связанные с тем, как наука должна вести себя по отношению к новым опасностям, подстерегающим человечество.

В этом плане на первое место ставятся другие принципы – служение общему благу, открытость перед общественным контролем, социальная и публичная ответственность науки.

Второе направление (его можно обозначить как «этика в науке») занялось именно обоснованием требований, которые должны действовать внутри академической среды в целях сохранения её изначального призвания служить истине.

Третий этап современной научной этики в основном развивается в качестве профессионального регулирования, поэтому её проблематика касается более конкретных задач.

Кроме того, наука в западных странах, совершившая за последние 30 лет технологическую революцию, стала чрезвычайно прибыльным, успешным делом. Отныне её открытия используются только во вторую очередь на благо общества, а в первую – в интересах межнациональных корпораций, вкладывающих в фундаментальные разработки колоссальные средства.

В настоящее время этические вопросы в науке возникают в силу разных причин:

  • из нереализованных идей, которые желательно воплотить в жизнь;
  • из конфликтов, в которых следует выступить посредником;
  • из дилемм, которые необходимо понять и разрешить;
  • из необходимости ограничить и исправить сомнительное или непрофессиональное поведение и т. д.

С одной стороны, в нормах научной этики находят отражение общечеловеческие моральные требования и запреты – «не укради», «не лги».

Аналоги этим запретам в науке, во-первых, плагиат, когда человек выдает научные идеи, результаты, полученные кем-либо другим, за свои, а во-вторых, ложь – преднамеренное искажение (фальсификация) данных эксперимента.

Осознание учёным необходимых норм реализуется в факте ответственности учёного общечеловеческого характера. На основании приведенных обоснований в этике науки вводится понятие ответственности учёного.

С другой стороны, этические нормы науки служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)