Этапы организации коррекционно-развивающей работы

Организация работы осуществляется в три этапа.

Рассмотрим каждый из них:

  • диагностико-прогностический;
  • коррекционно-формирующий;
  • оценочно-проективный.

Диагностико-прогностический этап включает следующие виды деятельности.

Комплексную психолого-педагогическую диагностику.

Разработку конкретных целей, задач, стратегий коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ.

Разработку плана и сценария осуществления коррекционноразвивающей работы совместно с учителями и родителями учащихся, построение индивидуальных коррекционно-развивающих программ.

Комплексная психолого-педагогическая диагностика учащихся проводится с использованием разработанной диагностической программы.

Подытоживая все сведения, полученные в ходе анализа литературы и опыта практической работы педагогов и психологов, можно выделить ряд специфических особенностей, характерных для диагностики, проводимой для нужд коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ:

  • диагностика в этом случае требует применения набора разнообразных методик и экспериментов, направленных на изучение различных сторон психических процессов, свойств, личностных качеств и форм деятельности учащихся;
  • диагностика как этап коррекционной работы требует включения в диагностический процесс не только отдельного ребенка, но и реально функционирующие группы, членом которых он является;
  • диагностика и коррекция осуществляется на всем протяжении работы, поэтому коррекционные приемы являются одновременно и диагностическими для участников коррекции;
  • диагностика в этом случае требует соблюдения принципа активности самих испытуемых, что означает личную заинтересованность самих участников во всех диагностических процедурах. В этих условиях диагностика психолога превращается в самодиагностику, когда участники коррекции ставят перед собой задачу анализа собственных психологических качеств, особенностей личности, характера социального поведения и т. д.;
  • диагностика, проводимая для нужд коррекции, должна обладать не столько констатирующим, сколько эвристическим характером, т. е. дающим возможность понимания субъективного мира ребенка, группы детей, расширяющей диапазон психической реальности как для психолога, так и для обследуемых.

Прогноз пути и характера дальнейшего развития ребенка в отношении учащихся с ограниченными возможностями здоровья должен быть весьма осторожным.

Прогноз в значительной мере зависит от условий, которые либо стимулируют, либо затормаживают развитие ребенка. Поэтому при формулировании прогноза необходимо учитывать, какая работа и в каком направлении будет проведена с ребенком.

В работе с обучающимися с ОВЗ необходимо прогнозировать с позиций педагогического оптимизма, с «авансом доверия» (термин А. К. Марковой) к развитию каждого ученика и одновременно с учетом ограниченных возможностей ребенка.

Разработка целей и задач коррекционно-развивающей работы производится на базе полученных данных и исходя из диагноза и прогноза развития каждого учащегося, при этом основной целью работы психолога и педагогов с данной категорией детей является обеспечение позитивных сдвигов в психическом развитии ребенка, целенаправленное продвижение относительно его собственных возможностей, стимулирование развития и саморазвития учеников.

Решение конструктивно-прогностических задач в процессе формулирования диагноза, прогноза развития, определения целей и задач коррекционно-развивающей работы проводится коллегиально под руководством
школьного психолога.

Так же коллегиально осуществляется выбор стратегии воздействия на ребенка, причем в процессе выбора стратегии реализуется личностноориентированная работа, поскольку выбор зависит от того, какие школьные трудности испытывает конкретный ребенок, и в чем это проявляется.

Стратегия формирования, рассматриваемая как развитие, идущее извне, интервенция во внутренний мир ребенка выработанных обществом способов, приемов деятельности и норм оценок, выбирается в том случае, когда у ребенка необходимо сформировать какое-то качество, доселе отсутствующее или находящееся в зачаточном состоянии.

Стратегия коррекции как совокупность психолого-педагогических мер по устранению отклонений, нарушений, недостатков развития выбирается в том случае, если у ребенка необходимо уравновесить или заместить неадекватно сформированное качество или нарушенную функцию.

Применительно к процессу коррекции неадекватного отношения к учению эта стратегия означает ослабление устойчивости уже сложившегося у учащегося отношения и с помощью его расшатывания формирование нового, желательного отношения.

Стратегия развития, понимаемая как усиление заложенных в ребенке возможностей, стимулирование активности, самостоятельности и ответственности, выбирается в случае наличия у ребенка необходимых качеств и свойств, которые необходимо развить в ходе проводимой коррекционноразвивающей работы.

Фасилитация – это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей.

Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала) рассматривается как помощь, способствование саморазвитию учащихся.

Данная стратегия имеет цели, адекватные целям психологического сопровождения учащихся. Цель сопровождения — создавать условия для продуктивного движения ребенка по тем путям, которые он выбрал сам.

Интересно
Все виды воздействий на ребенка осуществляются с помощью разного рода педагогических и психологических технологий, являющихся вариантами воплощения стратегий.

Так как технология коррекционно-развивающей работы обязательным элементом имеет четкое планирование учебно-воспитательного процесса под цели коррекции, подчинение методов и средств работы этим целям, то планирование является наиболее важной деятельностью на диагностикопрогностическом этапе.

Реализуется при построении индивидуальных коррекционно-развивающих программ для каждого обучающегося на основе индивидуальных карт психического развития.

Таким образом, программа коррекционно-развивающей работы специалистов с обучающимися с ОВЗ должна отвечать следующим требованиям:

  • программа должна учитывать возрастные особенности детей и зону их ближайшего развития;
  • она должна сочетать в себе коррекционные возможности индивидуальной работы с ребенком и совместной деятельности детей;
  • принятие решения о формах, методах и участниках коррекционно-развивающего процесса должно основываться на результатах комплексной психолого-педагогической диагностики, проводимой на этапе, предшествующем собственно коррекционному;
  • в программе коррекционной работы должны быть учтены возможность и необходимость организации работы всех специалистов одновременно, последовательно или параллельно в разных формах, с использованием различных методов;
  • программа коррекционно-развивающей работы должна учитывать необходимость оценки эффективности коррекционного воздействия как в процессе его реализации, так и по завершению.

Индивидуальные развивающие программы представляют собой систему целей (близких, отдаленных, конечных) развития, специфических для данного ребенка; совокупность помогающих воздействий и оптимальные способы их осуществления; этапы развития, их результаты. Поэтому индивидуальные программы развития детей имеют существенные различия.

В работе с обучающимися с ОВЗ необходимо исходить из понимания нескольких видов норм — предметной, социально-возрастной, индивидуальной.

Поэтому построение программ осуществляется таким образом, чтобы в ходе индивидуального развития учащийся соответствовал предметной норме (усвоил школьную программу в соответствии со стандартом — общим или специальным), находился в пределах возрастной нормы (включался в ведущую деятельность, был социально принят, имел необходимые психические новообразования возраста), соответствовал своей индивидуальной норме (соотношению уровней актуального, потенциального развития и саморазвития).

Учет всех видов норм позволяет разрабатывать и педагогическую, и психологическую часть программы, причем если педагогическая часть разрабатывается преимущественно с учетом предметной и возрастной норм учащегося, то психологическая часть строится на основе учета индивидуальных норм каждого ученика.

Коррекционно-формирующий этап деятельности заключается в непосредственной реализации намеченных программ.

Решение задач психолого-педагогического сопровождения осуществляется в процессе всей работы, проводимой на данном этапе: с обучающимися, педагогическим коллективом и родителями учащихся.

На этом этапе работа с обучающимися с ОВЗ проводится в форме организации совместной деятельности на уроках и внеурочных мероприятиях, групповых и индивидуальных занятиях.

Модель работы с обучающимися массовой школы предусматривает две части коррекционно-развивающей работы — педагогическую и психологическую, поэтому педагогическую часть на основном этапе работы осуществляют учителя, дефектологи, психологическую — педагог-психолог, причем координацию совместных действий выполняет психолог.

Непосредственная работа школьного психолога с обучающимися с ОВЗ ведется во всех трех формах, однако предпочтение отдается групповой работе.

Этот выбор обусловлен рядом причин:

  • во-первых, большими потенциальными возможностями групповой работы с точки зрения коррекционно-развивающего эффекта;
  • во-вторых, соображениями чисто технических преимуществ;
  • в- третьих, ролью референтно – значимой (такой, на который ориентируется человек в системе своих моральных ценностей.) для учащегося группы в формировании положительного отношения к учению.

Коррекционные группы для работы с психологом комплектуются с учетом полученной диагностической информации, причем приоритетным считается стремление участников группы работать вместе, поскольку таким образом наиболее полно реализуется технолого-педагогическое условие по организации оптимального эмоционально- стимулирующего общения учащихся друг с другом и психологом.

Кроме групповых коррекционно-развивающих занятий непосредственная работа школьного психолога с обучающимися с ОВЗ осуществляется в форме организации совместной деятельности учащихся всего класса, причем данная работа может проводиться в привычных социально-педагогических формах взаимодействия учеников друг с другом и с учителями: классные часы, вечера отдыха, конкурсные мероприятия, выезд за город и т. п.

Подобные мероприятия способствуют:

  • во-первых, повышению психологической культуры учащихся;
  • во-вторых, объединению всего класса в единую группу;
  • в-третьих, переносу полученных новых способов поведения и общения в реальную обстановку класса и школы.

Кроме того, поскольку участниками подобных мероприятий являются классные руководители и некоторые учителя, то такие формы работы могут использоваться в качестве демонстрационнообучающих для педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ.

Проявление педагогами новых форм взаимодействия с детьми на подобных мероприятиях способствует реализации нравственно-психологических условий развития и саморазвития учащихся.

Помимо групповых форм работы с некоторыми обучающимися с ОВЗ должна проводиться индивидуальная работа. Дополнительное использование индивидуальной формы проведения коррекционно-развивающих занятий в каждом конкретном случае определяется характером психологических трудностей, испытываемых ребенком или подростком.

В случае, когда проблемы ребенка концентрируются вокруг социального приспособления, показана групповая психокоррекция, когда же проблемы ребенка лежат в сфере эмоциональных отношений и эмоционального развития, более эффективной на начальных этапах оказывается индивидуальная психокоррекция.

Например, работа по преодолению тревожности проводится по следующим направлениям:

  • обучение ребенка приемам и методам овладения своим волнением, беспокойством, тревожностью;
  • формирование у школьника необходимых умений и навыков, ведущих к повышению результативности деятельности, что снимает страх перед предстоящей деятельностью;
  • перестройка особенностей личности, его самооценки и мотивации.

Если первое направление отрабатывается на индивидуальных занятиях, то два последующих — на групповых. Причем второе направление, а именно снятие страха перед предстоящей деятельностью путем отработки приемов повышения результативности деятельности, является актуальным для всех учащихся, испытывающих школьные трудности. Они в подавляющем большинстве не умеют продуктивно работать с учебными текстами, поэтому зачастую и не желают работать с ними.

И одной из частных задач, решаемых в ходе коррекционноразвивающей работы, является научение подростков продуктивной работе с текстами учебников.

Таким образом, непосредственная работа школьного психолога с обучающимися с ОВЗ, реализующая технолого-педагогические и, частично, нравственно-психологические и индивидуально-личностные условия, способствует самопознанию, формированию позитивного самоотношения, адекватной самооценки способностей и возможностей, создает предпосылки переживания эмоционального благополучия в школе и косвенным образом влияет на формирование познавательных интересов учащихся (под косвенным влиянием имеем в виду развитие простейших учебных интересов, связанных с обогащением кругозора, развитием любознательности и т. п.).

Одновременно с непосредственной работой школьного психолога с обучающимися с ОВЗ проводится работа с учителями и семьями школьников, чтобы они могли выполнять свою часть коррекции.

В целях повышения квалификации и психолого-педагогической грамотности учителей, работающих с обучающимися с ОВЗ, и всего педагогического коллектива, поскольку проблема создания оптимальных условий для данного контингента учащихся касается всего коллектива, психолог обязан участвовать в разработке и проведении педсоветов.

Данная форма работы с учителями решает следующие задачи:

  • обогащение педагогов теоретическими знаниями по проблеме;
  • выработка коллективного решения педагогов по выполнению конкретных задач работы с обучающимися с ОВЗ, имеющими проблемы развития.

Кроме того, желательно проведение ряда педагогических семинаров по данной проблематике (примерная тематика семинаров: «Проблемы общения с обучающимися с ОВЗ в деятельности учителя», «Диагностика школьных трудностей в учебном процессе», «Методы развития познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья», «Взаимодействие учителя и ученика в учебном процессе: воспитание толерантности и взаимопомощи», «Проблемы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями развития», «Проблемы сохранения здоровья учителя и ученика: психическое здоровье в контексте психологической службы», «Профилактика вторичных отклонений в развитии особых школьников» и др.).

Наиболее продуктивной формой коллективной работы учителей по сопровождению учащихся с ограниченными возможностями здоровья является организация творческой группы.

Интересно
Плановые заседания проводятся один раз в четверть, текущие вопросы решаются в ходе индивидуальных и групповых консультаций учителей с дефектологом, психологом и заместителем директора по учебно-воспитательной работе, курирующим работу с данными школьниками.

На заседаниях творческой группы вырабатываются и утверждаются основные положения коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ, а в соответствии с ними и некоторые педагогические рекомендации.

Работа педагогов строится в соответствии с разработанными рекомендациями и с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся, что способствует реализации выделенных психолого-педагогических условий.

Основными задачами педагогической коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ являются:

  • формирование у обучающихся положительного отношения к учебной деятельности значит формирование мотивов, побуждающих к этой деятельности и придающих ей определенный смысл; ведущими из них являются познавательные интересы;
  • воспитание положительного отношения к учению возможно на базе достаточно высокой адекватной самооценки;
  • отношение к учению у обучающихся зависит от переживания эмоционального благополучия в школе, поэтому создание эмоционального комфорта является непременным условием эффективности коррекционноразвивающей работы.

К педагогическим рекомендациям по организации работы с данными школьниками относятся следующие.

Для развития познавательных интересов необходимо:

  • использование методов преподнесения учебного материала, способствующих более эффективному усвоению программы;
  • использование дополнительного «развивающего» материала, обращение к непосредственному опыту учащихся;
  • опора на наглядность, применение игровых форм, разнообразие заданий на уроках;
  • постоянная активизация действий каждого учащегося на уроках и т. д.

Формированию оптимальной самооценки способствуют:

  • знакомство учащихся с критериями оценок;
  • подробная и конструктивная интерпретация выставленной отметки;
  • включение учеников в оценку результатов своей собственной учебной деятельности и деятельности одноклассников;
  • безотметочное оценочное суждение в случае неудачных ответов; в таких случаях учитель должен высказывать оптимистическое суждение относительно возможностей ученика получить лучшую отметку и спросить его в следующий раз.

Для переживания эмоционального благополучия на уроках и в школе в целом необходимо:

  • снятие страха у учащихся перед предстоящей деятельностью;
  • использование приемов подкрепления, персональной исключительности и др.;
  • развитие в детях веры в собственные силы, создание ситуаций успеха;
  • создание положительной атмосферы доброжелательности и взаимопомощи в ученическом коллективе;
  • установление личностного доверительного общения педагогов и учащихся.

Оценочно-проективный этап деятельности заключается в анализе результатов проведенной работы и проектировании последующей работы с обучающимися с ОВЗ.

Обсуждение эффективности проделанной работы, сопоставление прогнозируемого и полученного результата педагогами, дефектологом и психологом проводится на итоговом заседании психолого-медико педагогического консилиума школы.

Данная форма совместной работы всех учителей, работающих в классе, психолога, администрации школы дает возможность обсудить итоги проведенной педагогической и психологической части коррекционно-развивающей работы, представить и обсудить собственный опыт работы, познакомиться с опытом работы коллег.

Полученная информация может использоваться не только для оценки эффективности проделанной работы, но и для построения плана последующей коррекционноразвивающей работы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)