Методы коррекционно-развивающей работы педагога

В литературе описан ряд приемов и методов психолого-педагогической коррекционной работы с отстающими учащимися с целью коррекции учебных умений.

Рассмотрим каждый из них:

  • приемы формирования и доформирования отсутствующих способов, умений учиться (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина);
  • обучение способам учебной и мыслительной деятельности с учетом индивидуальных различий (Н. А. Менчинская, И. С. Якиманская);
  • прием устранения пробелов в знаниях учащихся, упрочение или стимулирование эффективных форм мотивации учения (А. 28 К. Маркова, М. В. Матюхина, А.Б. Орлов) и др.

Многие авторы рассматривают методы коррекционно – воспитательной работы с проблемными учащимися с целью коррекции поведения и общения.

Среди них можно выделить следующие:

  • организация работы по интересам (Д. И. Фельдштейн, В. В. Комаров);
  • организация положительных взаимоотношений с коллективом (А. Ф. Никитин);
  • контактное взаимодействие (Л. Ф. Филонов, А. Д. Глоточкин);
  • тренинговые и игровые коррекционные методы (А. С. Спиваковская, А. С. Прутченков);
  • интегративная работа (Г. М. Потанин, В. Г. Косенко) и т. д.

Отечественной педагогикой накоплен большой опыт коррекционно-воспитательного воздействия. К его основным методам относятся требование, перспектива, поощрение и наказание, общественное мнение (Ю.П. Азаров, Л.М. Байтенова, Е.П. Белозерцев и др.).

Требование – наиболее распространенный в практике метод – обеспечивает стимулирование или торможение тех или иных поступков воспитанников путем проявления личного отношения педагога к воспитаннику в процессе обучения и воспитания.

Требование представляет собой способ реализации норм поведения и деятельности в поступках и действиях детей.

Перспектива – исключительно действенный метод воздействия – обеспечивает стимулирование поведения детей путем выдвижения перед ними увлекательных целей, становящихся их личными стремлениями, интересами и желаниями. Этот метод способствует развитию у школьников целеустремленности – одного из важнейших качеств личности.

Поощрение и наказание – наиболее традиционные методы коррекционного воздействия – обеспечивают коррекцию поведения детей, т. е. дополнительное стимулирование полезных поступков и торможение нежелательных проявлений воспитанников путем расширения или ограничения их прав и обязанностей, морального влияния на них.

Применение метода поощрения и наказания в силу его специфики требует особой осторожности, чуткости и такта педагогов, поскольку проблемные учащиеся массовой школы очень чувствительны к оценке их деятельности (не обязательно только учебной).

Общественное мнение является мощным методом воздействия, обеспечивает наиболее разностороннее и систематическое стимулирование деятельности детей. Данный метод позволяет использовать микросоциальное окружение ребенка в коррекционных целях.

К методам педагогической коррекции эмоциональных нарушений относятся метод коррекции через труд, метод коррекции путем рациональной организации детского коллектива, внушение и самовнушение, метод убеждения (В.П. Кащенко).

Останавливаясь на специфике отдельных методов педагогической коррекции, необходимо отметить, что эффективность коррекционной работы зависит не столько от самих используемых методов коррекции, сколько от того, в какой степени соответствует выбранный метод личностным особенностям педагога и насколько подходит он воспитаннику в конкретной жизненной ситуации.

Методы коррекционно-развивающей работы школьного психолога Работа, проводимая школьным психологом с проблемными учащимися во всех трех формах, составляет коррекционный комплекс, состоящий из различных методов психолого-педагогического воздействия, каждый из которых имеет свои специфические механизмы коррекции.

Интересно
Главным условием оказания адекватного психокоррекционного воздействия является реализация индивидуального подхода. Это значит, что при использовании разнообразных приемов коррекционного воздействия психолог не может оперировать такими понятиями как обобщенная норма (возрастная, половая и т. д.).

Все данные о закономерных чертах, симптомах или свойствах должны быть использованы в контексте индивидуальных проявлений всех этих общих закономерностей в реальном поведении или психологическом облике ребенка, с которым планируется коррекционная работа.

С пониманием необходимости организации психолого-педагогической коррекции в соответствии с индивидуальным подходом тесно связано понятие «личное достижение», введенное Н. В. Цзеном, Ю. В. Пахомовым.

Личное достижение подразумевает признание права самого участника коррекции «взять» из предоставляемых возможностей то, что наиболее сообразно ему с точки зрения его личностного развития. При таком понимании коррекционного процесса психологическая задача заключается в том, чтобы создать оптимальные условия для личностного развития.

Поскольку коррекция планирует не достижение каких-то конкретных результатов, а создает условия для всемерного личностного роста, то коррекционные приемы должны использовать естественные движущие силы психического и умственного развития.

Такими силами являются деятельность человека и система его отношений. Условия для личностного роста возникают в том случае, если коррекционный процесс расширяет возможности адаптивного поведения его участников, а для освоения этих новых возможностей требуется выход за пределы сложившихся форм поведения, т. е. проявление неадаптивной активности.

Такая активность участников коррекции становится условием повышения их адаптивности за пределами коррекционного процесса.

Особое значение имеет понятие контакта с участниками коррекции. Речь идет о создании специфического взаимодействия между специалистом (в данном случае школьным психологом) и участниками коррекции. Прежде всего, специфичность контакта связана с признанием субъект-субъектного отношения, диалогичного общения (Л. A. Петровская).

Иными словами, сам психолог становится активным субъектом воздействия. Независимо от того, с какой позиции начинается контакт, при успешной коррекции эта позиция сменяется позицией истинного равенства.

Собственно коррекция происходит в острые эмоционально насыщенные моменты, которые достигаются в успешно организованном коррекционном процессе.

Ярко эмоционально окрашенные переживания и создают возможность нового видения старых проблем, нового взгляда на жизненную ситуацию, самого себя, близких людей, на всю систему своих отношений, на свою деятельность, что способствует перевороту в сознании, распределении и перестройке элементов сознания и самосознания.

Коррекционный процесс носит творческий характер. Достижение нового взгляда, нового осознания, открытие новых путей для решения проблемных ситуаций – это и есть основа творческого подхода к личностному росту.

Существенной особенностью коррекционного воздействия является тот язык, на котором происходит общение между всеми участниками.

Интересно
Специфический язык коррекционного процесса имеет в виду не только речь, но и невербальную коммуникацию, поэтому в каждый момент коррекции психолог должен быть предельно искренним в своих эмоциональных проявлениях, чтобы его вербальный и невербальный язык соответствовали друг другу.

Рассматривая коррекционные методы в работе школьного психолога, отметим, что возможно выделение различных параметров, отличающих эти методы при организации коррекционно-развивающей работы в разных формах. Если подразделять методы по количеству участников, то можно выделить групповые и индивидуальные.

Кроме того, можно выделить методы непосредственной и опосредованной коррекции в зависимости от предмета коррекционного воздействия.

Наконец, коррекционные методы работы школьного психолога могут быть разделены в соответствии с теми формами организации коррекционно-развивающей работы, в рамках которой они применяются.

Останавливаясь отдельно на методах коррекционно-развивающей работы, отметим, что данным вопросом занимаются многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи, исследующие проблемы школьных трудностей учащихся.

Наряду с методами общепедагогического порядка в коррекционно- развивающей работе школьного психолога с учащимися необходимо использование специальных психокоррекционных методов и приемов.

К наиболее распространенным методам коррекции в работе школьного психолога относятся психотехнические игры и упражнения, направленные на целостное развитие ребенка и решение конкретных психологических проблем.

Такие игры и упражнения не являются строго направленными на развитие какой-то одной функции, они могут использоваться для снятия утомления, для повышения эмоционального тонуса, для создания эмоционально насыщенной атмосферы в группе.

Кроме того, в коррекционно-развивающей работе школьного психолога применяются методы и приемы, направленные на коррекцию и развитие определенных психических процессов или личностных особенностей. К ним относятся, например, приемы развития внимания, памяти, воображения, мыслительных процессов, коррекция замкнутости, тревожности, застенчивости, лживости и т. п.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)