Краткая характеристика основных психо-коррекционных методов школьного психолога

Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры. В основе различных методик игротерапии лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности.

Арттерапия – терапия искусством, термин принадлежит Адриану Хиллу (США, 1938) – основной целью имеет гармонизацию развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Цели арттерапии:

  1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам (например, работа над рисунками дает возможность разрядить напряжение).
  2. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений.
  3. Проработать мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять.
  4. Наладить отношения между психологом и ребенком.
  5. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинками или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм, концентрируется внимание на ощущениях и чувствах.
  6. Развить художественные способности и повысить самооценку, поскольку побочным продуктом арттерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

В арттерапии выделяется несколько направлений:

  • музыкотерапия;
  • библиотерапия;
  • изотерапия;
  • сочинение историй;
  • сказкотерапия;
  • куклотерапия и др.

Музыкотерапия – в качестве средства коррекции используется музыка. Данный метод используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.

Активная музыкотерапия представляет коррекционно-направленную активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизация с помощью человеческого голоса или выбранных музыкальных инструментов. Активная музыкотерапия может быть как индивидуальной, так и групповой.

Библиотерапия – специальное коррекционное воздействие на ребенка с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния.

Коррекционное воздействие при библиотерапии может быть неспецифическим, то есть характеризоваться универсальностью воздействия на всю личность.

В результате у ребенка формируются чувство уверенности в себе, общая психическая активность. Ребенка может успокаивать специально подобранная художественная литература – чтение таких произведений приводит в состояние покоя, умиротворения.

Рисуночная терапия (изотерапия) – психокоррекционное воздействие посредством изобразительной деятельности.

Рисуя, человек дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, безболезненно соприкасается с неприятными, травмирующими образами. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, при коррекции эмоционального неблагополучия, страхов, тревожности.

Проективный рисунок позволяет диагностировать и интерпретировать затруднения в общении, эмоциональные проблемы. Метод позволяет работать с чувствами, которые субъект не осознает по тем или иным причинам.

Сочинение историй используется для вербализации внутренних переживаний, что во многом ведет к освобождению от этих переживаний.

В работе с детьми эффективен метод общего сочинения историй ребенком и взрослым. Этот метод используется для того, чтобы помочь ребенку найти адекватные способы разрешения конфликтов, вызывающих нарушения поведения ребенка дома и в школе.

Метод заключается в следующем: сначала некоторую историю рассказывает ребенок, затем ее продолжает взрослый, который вводит в повествование «более здоровые» способы адаптации и разрешения конфликтов, чем те, что были изложены ребенком.

Этот метод помогает детям понять положительные и отрицательные стороны своего «Я», осознать свой гнев и выразить его без опасений. Каждую историю ребенок начинает со слов: «Однажды…», «Давным-давно…», «Далеко-далеко…». Это отделяет ребенка от содержания высказывания во времени и пространстве и позволяет говорить о том, что тревожит.

В конце каждой истории ребенок придумывает заглавие, что помогает психологу выделить наиболее важные аспекты истории. Данный метод может использоваться и для групповых занятий с детьми.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для расширения сознания, развитие творческих способностей, преодоления внутренних конфликтов.

В процессе работы со сказкой возможно ее разнообразное использование: сказка вызывает свободные ассоциации, касающиеся личной жизни, которые могут быть обсуждены, таким образом сказка может использоваться как метафора. Возможно рисование по мотивам сказки с последующим анализом полученного графического материала.

Позволяет почувствовать эмоционально значимые ситуации проигрывание различных эпизодов сказки. Основные приемы работы со сказкой: – Анализ сказок. Цель – осознание и интерпретация сказочной ситуации. Выбирается сказка и ребенку предлагается ответить на вопросы: Как ты думаешь, о чем сказка? Кто из героев больше понравился и почему? Почему герой совершал эти поступки? Что было бы с героями, если бы они не совершали описанных в сказке поступков? – Рассказывание сказок.

Цель – развитие фантазии, способности к децентрированию. Процедура: ребенку предлагается рассказать сказку от первого, третьего лица, от лица кого-нибудь из персонажей. – Переписывание сказок. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые персонажи, ребенок сам выбирает вариант разрешения ситуации, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения.

Постановка сказок с помощью кукол, что позволяет проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не проявляет. – Сочинение сказок. В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета.

Интересно
Куклотерапия – метод коррекции с применением кукол, который используется для профилактики дезадаптивного поведения. Коррекция поведения достигается путем разыгрывания на куклах типичных конфликтных ситуаций, взятых из жизни ребенка.

Процесс куклотерапии включает 2 этапа: изготовление кукол и использование кукол для отреагирования значимых эмоциональных состояний.

Процесс изготовления кукол является коррекционным, так как, увлекаясь процессом изготовления, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Во время работы у них развивается произвольность поведения и процессов, развивается воображение. В куклотерапии используются разные варианты кукол. Кукла – марионетка состоит из головы и платья с вшитыми рукавами. Одна нить служит для управления головой, другая – руками.

Куклы могут быть со сменными лицами, а могут быть без лица, что позволяет фантазировать по поводу настроения. Управляя куклой, ребенок учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям. Пальчиковые куклы могут быть изготовлены из шариков для пингпонга с нарисованными лицами. Они так же удобны в использование, как и перчаточные куклы.

Теневые куклы используются для работы с детскими страхами. Играя с такой куклой в теневом театре, ребенок получает опыт решения своей проблемы. Веревочные куклы эффективны для проработки проблем общения, тревожности.

Такая кукла делается размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении – из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы.

Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями. Плоскостные куклы изготавливаются из плотного картона или фанеры, руки крепятся на шарнирах. Кукла имеет сменный набор выражений лица, который соответствует различным эмоциональным состояниям. Для ролевых игр традиционно используются объемные куклы.

Психогимнастика – метод практической психокоррекции, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика как невербальный метод групповой работы предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимики.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)