Эпистема

Эпистема (от греч. знание) основное понятие концепции «археологии знания» М. Фуко, представленное в его книге «Слова и вещи. Археология гуманитарных наук», в которой европейская культура от Возрождения до наших дней рассматривается как определяемая тремя эпистемами ренессансной, классической и современной.

Э. в этой концепции Фуко выступает как культурно-познавательное априори, задающее условия возможности форм культуры и конкретных форм знания определенной исторической эпохи, причем ее основу составляют скрытые структуры, определяющие способ упорядочивания «вещей» в «словах» и обнаруживаемые в системе синхронистических изоморфизмов культурных феноменов.

На формирование понятия «Э.» повлияли «историческая эпистемология» Г. Башляра и структуралистская традиция в гуманитарных науках, особенно широко представленная во Франции.

Выдвигая понятие «Э.», Фуко хотел преодолеть традиционную историю идей, строящуюся в соответствии с заданными научно-дисциплинарными членениями и опирающуюся на понятия классической рациональности и объективности знания.

Интересно
«Нам бы хотелось, говорит Фуко, выявить эпистемологическое поле или Э., в которой познания, рассматриваемые вне всякого критерия их рациональной ценности или объективности, утверждают свою позитивность и обнаруживают, т. о., историю, являющуюся не историей их возрастающего совершенствования, а, скорее, историей их возможности».

В эпоху Возрождения, по Фуко, в основе познания лежала категория сходства или подобия, действовавшая в различных своих формах («пригнанность», «соперничество», «симпатия/антипатия» и др.).

В классическую эпоху (XVII – нач. XIX в.) упорядочивающее мир представление вещей в знаках осуществляется с помощью категории тождества (и различия), поэтому характерным познавательным средством выступает таблица. В современную эпоху (с нач. XIX в.) освоение мира осуществляется методами интерпретации и формализации.

В «Археологии знания» (1969) понятие «Э.» не только существенно переосмысляется Фуко, но и вообще отходит на задний план. Э. здесь это уже не культурная трансценденталия, задающая способ упорядочивания мира, а подвижная сеть отношений на уровне регулярностей дискурса как практики, налагающая на его конкретные разновидности определенные ограничения.

В философии науки понятие «Э.» иногда используется в смысле, близком к значению понятия парадигмы, однако при сохранении определенного различия между ними, обусловленного разными мыслительными контекстами формирования этих понятий. Оба понятия подчеркивают своеобразие и дискретность крупномасштабных интеллектуальных формаций, характерных для различных исторических эпох.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)