Эффективность диагностики и требования к используемым методам

Объективность диагностических процедур обеспечивается выполнением психометрических требований. Речь идет об их репрезентативности (соответствие тестовых норм выборки стандартизации тестовым нормам той популяции, на которой применяется тест), надежности (точность и устойчивость процедуры измерения, ее независимость от варьирующих случайных факторов), валидности (соответствие методики измеряемому концепту). Методики, не отвечающие указанным требованиям, не могут гарантировать достоверность полученных данных.

Не менее важным моментом является понимание специалистом, осуществляющим диагностические процедуры, имеющихся ограничений в использовании конкретных методов и методик, допущений, которые были сделаны при их разработке. Следующий не менее важный момент при определении конкретного набора диагностических методик — целесообразность их применения в общем контексте диагностической ситуации. Сами взаимодействия психолога и иных специалистов различаются в психодиагностической практике согласно специфике роли, которую выполняет психолог в этом процессе. Так, во-первых, что наиболее характерно для организационной практики, данные психодиагностики предназначаются для специалистов-смежников, когда ставится непсихологический диагноз или формулируется административное решение. В этом случае психолог не несет ответственности ни за диагноз, ни за то, какое именно решение будет принято.

Рассматривая этот случай для организационной практики, можно указать в качестве типичного примера психодиагностику при отборе персонала или его аттестации, определении профессиональной компетентности работника или его профпригодности. Психологические данные рассматриваются в контексте экспертных оценок, предоставленных другими специалистами, например линейными руководителями, представителями службы безопасности и т. д. Во-вторых, данные психологической диагностики служат основой психологического диагноза, хотя вмешательство в ситуацию обследуемого осуществляется специалистом другого профиля. В организационной практике это соответствует определению уровня адаптации конкретного работника, особенностей его трудовой мотивации.

Оптимизация данных показателей осуществляется не только на основе психологических технологий, но и за счет организационных мероприятий, изменения системы оплаты труда и т. д. Устанавливая связь между конкретной ситуацией использования психодиагностических данных и типом применяемых при этом диагностических методик, специалисты в области психодиагностики обращают внимание на предпочтительность использования тех методов, которые обеспечивают более или менее долгосрочный прогноз, а также позволяют соотнести обследуемого с другими людьми, т. е. предполагают стандартизацию. К числу таких методов относятся объективные тесты, тесты-опросники, основанные как на психологических категориях, так и на системе понятий, которые значимы для заказчика.

Особенность третьего варианта ситуации заключается в том, что данные психодиагностики используются самим специалистом для постановки психологического диагноза, который, в свою очередь, служит основанием для психологического воздействия. При работе с персоналом это осуществляется в форме различных тренингов.

Рассматривая вопрос о предпочтительных в третьей ситуации методах получения диагностических данных, следует обратить внимание на возможность использования в этом случае идеографических техник, проективных и диалогических методов.

И, наконец, последний случай: когда диагностические данные используются самим обследуемым в целях саморазвития, коррекции поведения. Особой проблемой в этой ситуации оказываются вопросы поддержания психологической безопасности клиента. Психолог несет ответственность за корректность предоставляемых ему (клиенту) данных, за этические, деонтологические аспекты сформулированного
диагноза.

В этой ситуации главное требование к диагностическим методам — легкость перевода получаемых с их помощью данных на язык самого обследуемого. Таким образом, осознание общего контекста диагностического исследования позволяет более адекватно выбрать его инструментарий.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)