Эффективное расположение как правило мерчандайзинга

Оптимальное расположение товаров в торговом пространстве и грамотная выкладка товаров должны способствовать максимизации продаж.

Введем некоторые понятия.

Размещение — распределение товаров по площади торгового зала.

Выкладка — расположение, укладка и показ товаров на торговом оборудовании.

Точка продаж (point of sale) — место в торговом зале, где потребитель может увидеть товар и принять решение о покупке, т. е. торговое оборудование.

Основная точка продаж — место в торговом зале, где представлен весь ассортимент данной товарной группы (хлеб, соки и т. п.).

Дополнительная точка продаж — место, где продукция, представленная в основной точке продаж, размещается отдельно.

Товарная выкладка — в магазинах самообслуживания служит для представления и отпуска товаров.

Декоративная выкладка — служит для оформления витрин и стеллажей в отделах, где продажа ведется через прилавок.

Причины дополнительного размещения товаров следующие:

  1. Объемное представление, в том числе расположение больших объемов на полу (соки), — до 27—30% торгового зала.
  2. Размещение сопутствующих товаров рядом с остальными.
  3. Рекламная выкладка или информация о новых товарах.
  4. Расположение товаров, для которых проводятся специальные акции.

В магазинах самообслуживания используются следующие виды выкладок:

  • вертикальная выкладка — расположение однородных товаров в несколько рядов вертикально;
  • горизонтальная выкладка: по виду товара — расположение однородных товаров по всей длине оборудования (одна полка — томатные соусы, другая — майонезы), блок по марке — расположение одной марки по всей длине оборудования;
  • фронтальная выкладка — один образец представляется в полную величину, остальные за ним видны частично или не видны (книжные магазины, магазины для детей, универсамы);
  • дисплейная выкладка (дополнительные точки продажи) размещаются на видимых местах сообразно движению покупателей.
Дисплей представляет собой отдельно стоящий фирменный стенд или стойку, не привязанный к основной точке продажи этого товара.

Правило представления: если группа товаров одного производителя занимает высокую долю в объеме реализации и выкладка блоком не противоречит общей концепции представления товара в магазине, продукцию группируют в корпоративный блок в каждой продуктовой группе.

В основе представления должна лежать удобная и понятная покупателю система.

Используются следующие способы представления товаров:

  1. Идейное представление. Например, все товары для кухни.
  2. Группировка по видам и стилям. Например, все 100%-ные соки в одном месте.
  3. Выравнивание цен. Объединение товаров единого уровня цен.
  4. Группировка по назначению. Средства по уходу за волосами—в одном месте.
  5. Респектабельно-специализированное представление. Для элитных и редких товаров. Вина — по странам-производителям.

Правило «лицом к покупателю»: товар должен быть расположен фронтально, с учетом угла зрения покупателя. Основная информация на упаковке должна быть читаема, не закрыта.

Обычно покупатель не будет утруждать себя поисками товара. Если места на полке не хватает, нужно расположить лицом максимально возможное число упаковок.  Нельзя закрывать ценниками упаковку или пытаться заменить им информацию.

Необходимо учитывать особенности восприятия мужчин и женщин:

  • мужчины иногда с трудом находят предметы, расположенные в непосредственной близости,
  • женщины лучше находят предметы, расположенные вблизи.

Правило определения места на полках: при определении места, отводимого под различные виды товаров на полках, необходимо найти оптимальную комбинацию с точки зрения общей прибыли и индивидуальности магазина.

Первоначальная оценка распределения торговых мест: каждому товару определяется место в соответствии с ожидаемым объемом продаж. Если предполагается, что в отделе 10% продаж придется на определенный товар или марку, ему будет предоставлено 10% площади на торговом оборудовании.

Далее первоначальная оценка уточняется в соответствии со следующими факторами:

  1. Прибыльность различных видов товаров. Расширение пространства под определенный прибыльный продукт возможно до определенного предела. Магазин снизит свой доход, если не будут представлены другие, менее прибыльные сорта.
  2. Размеры упаковок и товара. Восприятие маленьких упаковок должно быть организовано оптимально, товар не должен «теряться».
  3. Концепции представления товара.
  4. Необходимые акценты. Выделить товар можно с помощью изменения расстояния между товарами (рис. 2.9).
  5. Величина предложения и объема запасов с учетом сезонных колебаний и пиков. Возможно, в моменты повышенного спроса необходимо изменить расположение товара и увеличить отводимую под него площадь.
  6. Учет направления движения покупателей, направления взгляда покупателей при осмотре, порядка осмотра.

Эффективное расположение как правило мерчандайзинга

Кроме того, нахождение оптимального положения товара на полке должно учитывать эстетические соображения, интуицию, знания продавца.

Определяя место на полках, продавец должен найти разумный компромисс между максимальным представлением наиболее ходовых товаров и широтой товарного ассортимента.

Правило приоритетных мест: товары, приносящие наибольшую прибыль и имеющие наилучшие показатели продаж, должны находиться на лучших местах в торговом зале и на торговом оборудовании.

Вместе с тем торговец не должен попадать в сильную зависимость от поставщика и соблюдать баланс предложения между различными марками. Новые марки рекомендуется размещать внутри корпоративного блока, рядом с наиболее популярными товарами.

Лучшая полка в магазине самообслуживания — на уровне глаз покупателя.

Эффективное расположение как правило мерчандайзинга

Концепции размещения сильных товаров представлены на рис. 2.10:

  1. «Стены крепости» — сильный товар по краям, слабый посередине корпоративного блока. Минус — лидер притягивает внимание к рядом стоящим товарам, в том числе и товарам конкурента, примыкающим к сильным товарам фирмы.
  2. Крепкий орешек» — сильные марки помещаются в центр блока. Слабые товары по краям могут оказать негативное влияние на конкурента.

Универсальную рекомендацию по выкладке на все случаи жизни дать нельзя.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)