Единицы анализа психологического воздействия

Выбор конкретного вида воздействия зависит от тех задач, которые решаются в каждом конкретном случае, а сам процесс выстраивается в соответствии с выделением конкретных единиц этого воздействия. Остановимся на их рассмотрении подробнее.

Например, для анализа и планирования воздействия используют такие единицы его анализа, как технология, методы, приемы, средства и алгоритм воздействия.

Технология воздействия

Обозначим алгоритм решения психологических задач, приводящий к определенному социальному эффекту, как технологию. К числу хорошо известных технологий, наряду с канализацией настроения (т. е. разрядкой психической напряженности на субъекты имеющие лишь косвенное отношение к причинам, породившим эту напряженность) относят, например, кооптацию (привлечение неформального лидера к сотрудничеству с формальной структурой в целях изменения его системы ценностей), партиципацию (имитация участия авторитетных представителей общественности в выработке решений, чтобы снизить уровень их оппозиционной деятельности), одомашнивание несогласия (имитация критики и самокритики со стороны представителей управляющей системы в том случае, когда массы озабочены конкретными действиями, положением дел в целом, чтобы разрядить общественную напряженность). В организационной практике используют и так называемые избирательные технологии, и те, что связаны с формированием и распространением образов определенных событий или иных объектов.

Определенные технологии являются откликом на устойчивую общественную потребность, а реализация их связывается с получением некоторого социального эффекта. Любая технология осуществляется посредством различных мероприятий, действий, которые могут растянуться на значительный период времени. Каждый конкретный шаг в реализации технологии обеспечивает решение определенной психологической задачи, например, привлечение внимания, формирование определенного образа, формирование определенных социальных установок, нагнетание негативно окрашенного состояния или, наоборот, ослабление напряженности, побуждение к активности или ее блокировка. Задачи реализуются применительно к психическим процессам, мотивам деятельности, установкам, состояниям и прочим психологическим феноменам, обеспечивающим активность человека.

Понятно, что в отношении конкретных феноменов могут решаться различные задачи, например, относительно мотивации — задачи изменить место конкретного мотива в иерархии мотивов конкретной деятельности, формировать новые мотивы и т. п.

Метод и прием воздействия

Способы решения определенной психологической задачи мы обозначим понятием метод психологического воздействия. Таким образом, термин «метод воздействия» привязан к определенной психологической задаче.

Вместе с тем ее решение может осуществляться в различных условиях. Реализация определенного метода в конкретных условиях обеспечивается определенными алгоритмами действий. Например, решение задачи по изменению чьих-либо взглядов будет осуществляться различным образом в зависимости от того, насколько новые взгляды противоречат существующим, каковы отношения между взаимодействующими субъектами, в каком состоянии находится субъект, в отношении которого решается эта задача.

Реализацию метода воздействия в конкретных условиях мы обозначаем как прием воздействия. Метод воздействия может быть реализован посредством различных приемов.

Средства воздействия

Следующий уровень анализа — уровень средств воздействия. Можно выделить несколько их групп. К первой относятся внешние воздействия, порождающие определенный ответ различных анализаторов. Это аудиосигналы, всевозможные зрительные, а также температурные раздражители, запахи и т. п. Их более подробную классификацию, характер психологических эффектов и механизмы, которые лежат в их основе, мы рассмотрим в последующих разделах книги. Сейчас же нам важно выделить определенные,
достаточно самостоятельные классы факторов, вызывающие те или иные психологические эффекты, так сказать, на первичном уровне.

Вторую группу факторов представляет вербальное воздействие. Действительно, слово производит эффект не только в силу особенностей звучания или графики начертания, но и в силу знаковой функции языка. Рассматривая вербальное воздействие, имеют в виду как лингвистические, так и паралингвистические механизмы,порождающие те или иные особенности восприятия языка.

Третью группу образуют невербальные компоненты коммуникации, в том числе выразительные движения (особенности мимики и пластических жестов) и паравербальные характеристики речи (тембр и динамические характеристики речи).

Четвертую группу составляет регуляция удовлетворения потребностей человека. Выделение этой группы средств психологического воздействия в самостоятельную обусловлено следующими соображениями. Воздействия на анализаторы, языковые и невербальные компоненты коммуникации, несмотря на очевидные различия, объединяются общей характеристикой: возникающие при их использовании в воздейственном контексте эффекты связаны с закономерностями функционирования информационных каналов, спецификой систем средств, отображающих реальность, дешифрующих и интерпретирующих полученную информацию. Это те инструменты, при помощи которых обеспечивается «материал», служащий основой для формирования образа действительности.

Помимо информационных каналов человек связан с миром и потребностными состояниями, переживаемыми субъектом как нужда в чем-либо, существующем вне его. Понятно, что вся система информационного обеспечения функционирует для разрядки потребностных состояний.

Таким образом, связи человека с миром через информационное обеспечение и потребностные состояния — связи разного порядка, не сводимые к единому общему основанию. Психологическое воздействие, опирающееся на регуляцию уровня удовлетворения потребностей, обеспечивает более глубокий эффект. Именно поэтому эти средства активно используются в организационной практике. И, наконец, последняя группа — это вовлечение реципиента (того, на кого направлено воздействие) в специальным образом организованную деятельность.

Роль ее как формирующего начала достаточно исследована в отечественной психологической науке. Особо следует обратить внимание на алгоритм как связующее начало и в структуре приема, и в технологии воздействия. Не случайно в некоторых случаях принято говорить, что нужно «ковать железо, пока оно горячо», а в других — что лучше «потянуть канитель», т. е. действовать медленно, с «расстановкой». Алгоритм — это не только последовательность, сочетание, но и динамические показатели осуществления
воздействия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)