Двигательный режим в дошкольном учреждении

Двигательный режим суммарно отражает двигательную активность детей в свободных и организованных формах. Двигательный режим создаётся совокупностью всех форм организации физического воспитания. Исследованиями показано, что оптимальные условия для нормального роста и развития ребёнка создаются при ежедневном выполнении физиологически обоснованной нормы двигательной активности.

Для того чтобы определить соответствие предполагаемого двигательного режима норме, необходимо помнить, что он характеризуется тремя показателями:

  1. Продолжительностью двигательной активности (ДА), определяемую по времени, в течение которого ребёнок находится в движении.
  2. Объёмом ДА – количество движений, выполняемый за определённый отрезок времени.
  3. Интенсивностью нагрузки, определяемой частотой сердечных сокращений.

Количественная характеристика деятельности детей может быть получена с помощью шагомера. Шагомер позволяет фиксировать основные движения, в которых принимает участие большинство мышечных групп (шаги при ходьбе и беге, приседания, подскоки и др.), не регистрируя движений отдельных мышечных групп (плечевого пояса, рук, ног).

Количество движений за дневное время пребывания в дошкольном учреждении (по шагомеру) для разных возрастных групп, различно:

3 года – 9000–9500 движений;
4 года – 10000–10500 движений;
5 лет – 11000–12000 движений;
6 лет – 13000–13500 движений;
7 лет – 14000–15000 движений.

Основными закономерностями развития двигательной активности детей 5-7лет являются:

  1. Нарастание всех основных показателей ДА (объёма, продолжительности, интенсивности, что объясняется повышением уровня физического развития, обогащением двигательного опыта детей.
  2. Различие показателей ДА у мальчиков и девочек – мальчики более подвижны.
  3. Отмечены сезонные колебания ДА – повышение ДА в весенне-летний период и снижение в осеннее-зимний.
  4. Суточные колебания ДА – отмечено три периода подъёма двигательной активности – утренний (с 8 до 9 часов), дневной (с 10.30 до 12 часов), вечерний (с 16.30 до 19 часов);
    5) недельная динамика ДА – объём ДА увеличивается от вторника к четвергу и снижается к пятнице.
  5. Индивидуальные различия показателей ДА, определяемые индивидуально-типологическими особенностями нервной системы и физического развития, степенью самостоятельности, интересами в играх, педагогическими воздействиями.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 объем двигательной активности воспитанников 5-7 лет следует предусмотреть в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности 6-8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы дошкольных образовательных организаций. Двигательная активность в организованных формах деятельности при этом составляет 45-50% от всего объёма суточной двигательной активности.

Двигательная активность детей в ДОУ условно делится на строго регламентируемую (занятия), частично регламентируемую (физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, физкультминутки, зарядка после дневного сна в сочетании с закаливающими мероприятиями, динамические паузы, а также активный отдых — физкультурные праздники, досуги и др.), и нерегламентируемую, т. е. самостоятельную. Кроме того, рассматривается такая форма образовательной деятельности, как совместная физкультурнооздоровительная работа детского сада и семьи.

Для решения разнообразных задач в процессе оптимизации ДА дошкольников необходимо выполнять некоторые требования:

  1. Рациональное сочетание различных видов занятий и форм двигательной деятельности. Определённый двигательный режим в ДОУ планируется так, что продолжительность двигательной активности составляет не менее 60% от периода бодрствования.
  2. Введение дополнительных видов двигательной деятельности – произвольное плавание в бассейне, логоритмика, прогулки-походы, занятия в кружках и секциях.
  3. Сочетание движений разной интенсивности — для старших дошкольников предпочтительны движения при нагрузках умеренной интенсивности, чередующиеся с высокой и низкой в течение дня.
  4. Эффективная организация занятий по физической культуре – с оптимальной общей и моторной плотностью, а также показателями объёма, продолжительности и интенсивности двигательной активности.
  5. Учёт индивидуальных особенностей ДА детей в самостоятельной деятельности.
  6. Дифференцированный подход с учётом индивидуального уровня ДА детей – с помощью разных педагогических приёмов можно включить малоподвижных детей в активную деятельность, а также переключения детей с высокой интенсивностью ДА на более спокойную деятельность; а также проводить индивидуальную работу с детьми, отстающими в освоении отдельных видов движений, во время вечерней прогулки.
  7. Проведение коррекционной работы с ослабленными и часто болеющими детьми.
  8. Организация активного отдыха детей – недели здоровья, физкультурных праздников и досугов, и других форм организации двигательной деятельности.
  9. Работа с родителями – не только консультативная помощь родителям, информирование о состоянии здоровья и физическом развитии детей, но и привлечение к участию в различных совместных физкультурных досугах, праздниках и др.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)