Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня Утренняя гимнастика

Значение: вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, поднимает эмоциональный тонус, воспитывает внимание, целеустремленность, вызывает эмоции и радостные ощущения, повышает жизнедеятельность организма, дает наибольший оздоровительный эффект.

Условия, место и время проведения: проводится ежедневно до завтрака, в течение 10–12 минут на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических условий). В течение всей утренней гимнастики, проводимой в зале, форточки и фрамуги остаются открытыми, дети занимаются в физкультурной форме, возможно, босиком.

Варианты проведения утренней гимнастики

1. Традиционная с использованием общеразвивающих упражнений

Во водной части организуется непродолжительная ходьба и легкий бег, после чего дети строятся для выполнения общеразвивающих упражнений.

В основную часть включаются общеразвивающие упражнения (в количестве 3–7 в зависимости от возраста детей) или другие виды физических упражнений: танцевально-ритмические, хороводные, и подвижные игры. В конце основной части даются интенсивные упражнения для нагрузки (прыжки, бег). В заключительной части проводится ходьба или малоподвижная игра.

2. Игрового характера

Могут быть включены 2–3 подвижные игры разной степени интенсивности или 5–7 общеразвивающих упражнений имитационного характера типа
«Снежинки кружатся», «Бабочки летают». Можно создать целый сюжет из имитационных движений.

3. С использованием полосы препятствий

Использование полосы препятствий позволяет предлагать упражнения с постепенным увеличением нагрузки, усложнять двигательные задания, включать разные виды движений с увеличением числа повторов и темпа, чередовать физкультурные пособия. Можно создавать полосы препятствий с использованием разнообразных модулей.

4. С включением оздоровительных пробежек

Проводится обязательно на воздухе, небольшими подгруппами по 5–7 человек. Вначале детям предлагается короткая разминка, состоящая из 3–4 упражнений общеразвивающего воздействия. Затем делается пробежка со средней скоростью на расстояние 100–200–300 м (один–два раза в чередовании с ходьбой) в зависимости от индивидуальных возможностей детей и времени года. В конце предлагаются дыхательные упражнения.

5. С использованием простейших тренажеров

Общеразвивающие упражнения с использованием простейших тренажеров (детский эспандер, гимнастический ролик и др.) и тренажеров сложного устройства («Велосипед», «Беговая дорожка», «Гребля» и др.).

Физкультминутки

Это кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предыдущей деятельности, и дают отдых тем, которые работали).

Значение: улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям. Длительность физкультминуток: 1,5–2 минуты; рекомендуется проводить, начиная со средней группы.

Варианты проведения физкультминуток

  1. В форме общеразвивающих упражнений – подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используются 3–4 упражнения для разных групп мышц, закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой.
  2. В форме подвижной игры – подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами.
  3. В форме дидактической игры с движениями – хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой (фонетической) культуре речи, по математике.
  4. В форме танцевальных движений – используются между структурными частями занятия под звукозапись, пения воспитателя или самих детей. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, негромкие, иногда плавные.
  5. В форме выполнения движений под текст стихотворения – при подборе стихотворения обращается внимание на следующее: текст стихотворений должен быть высокохудожественным. Используются стихи известных авторов, потешки, загадки, считалки; преимущество отдается стихам с четким ритмом; содержание текста стихотворения должно сочетаться с темпом занятия, его программной задачей.
  6. В форме любого двигательного действия и задания – отгадывание загадок не словами, а движениями; использование различных имитационных движений: спортсменов (лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст), отдельных трудовых действий (рубим дрова, едем на машине и др.).

Требования к проведению физкультминуток:

  1. Проводятся на начальном этапе утомления (8–13–15-я минуты занятия в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала).
  2. Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям.
  3. Упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади.
  4. Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем.
  5. Содержание физкультминуток должно органически сочетаться с программным содержанием занятия.
  6. Комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятий, их содержания.
  7. Комплекс физкультминутки обычно состоит из 2-4 упражнений: для рук и плечевого пояса, для туловища, для ног.

Динамическая (физкультурная) пауза

Назначение: физкультурная пауза предотвращает развитие утомления у детей и снимает эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала, увеличению двигательной активности детей.

Содержание двигательной активности: состоит из трех-четырех игровых упражнений типа «Кольцеброс», «Удочка», «Перетягивание каната», «Бой петухов», а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий (скакалки, кегли, мячи, обручи, ракетки).

Требования к подбору упражнений:

  1. Упражнения должны быть хорошо знакомы детям.
  2. Просты по содержанию.
  3. С небольшим количеством правил.
  4. Не длительны по времени (не более 10-12 минут).
  5. Доступны.

Они должны предоставлять возможность детям в любой момент войти в игру и выйти из нее. В конце физкультурной паузы надо предложить детям различные дыхательные упражнения.

Длительность физкультурной паузы: проводится во время перерыва между занятиями. Продолжительность составляет не белее 10 минут. Место проведения физкультурной паузы: любое хорошо проветренное помещение (групповая комната, спальня, широкий коридор).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)