Формы организации активного отдыха

Физкультурный досуг — одна из наиболее эффектных форм активного отдыха. Задачи воспитателя при проведении досуга.

Младший дошкольный возраст. Необходимо привлекать детей к посильному участию в коллективных и индивидуальных двигательных действиях, обогащать их яркими впечатлениями.

Средний дошкольный возраст. Необходимо приучать детей к самостоятельному участию в совместных упражнениях, при этом побуждать каждого ребенка к проявлению своих возможностей.

Старший дошкольный возраст. Необходимо развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального обращения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности.

Варианты физкультурных досугов

Первый строится на хорошо знакомых играх и игровых упражнениях (проводится во всех возрастных группах):

  1. Игры малой и средней подвижности (2–3 раза).
  2. Аттракционы, двигательные задания в игровой форме.
  3. Игра соревновательного характера или игра большой подвижности.
  4. Игра малой подвижности.

Второй строится на упражнениях в основных видах движений и спортивных упражнениях (проводится со II полугодия в средней группе):

  1. В основу организации должен быть положен принцип индивидуально-дифференцированного подхода.
  2. До начала и после выполнения проводятся подвижные игры.
  3. Одна подгруппа детей выполняет упражнения, направленные на развитие внимания, точности выполнения движений. Вторая — развитие скорости, быстроты реакции.

Третий «Веселые старты» строится в основном на играх эстафетах (Проводится в старшей и подготовительной группах):

  1. Игра-эстафета (не должна быть более трех этапов).
  2. Аттракционы, не несущие большой нагрузки.
  3. Конкурс считалок, загадок, пословиц.
  4. Эстафета.

Четвертый строится на элементах одной их спортивных игр:

  1. Баскетбола, футбола, хоккея, настольного тенниса, городков (проводится в старшей и подготовительной группах.
  2. Деление группы на две равные по силам команды.
  3. Перед началом игры команды и капитаны приветствуют друг друга.
  4. Обмен вымпелами, выбор площадки или корзины.
  5. Выполнение движений начинается по свистку судьи. В каждом виде движения подсчитываются очки и вывешиваются на табло.
  6. Подведение итогов.

Пятый музыкально-спортивный (проводится в старшей и подготовительной группах):

  1. Дети под музыку выполняют произвольные упражнения с разными физкультурными пособиями (лентами, скакалками, обручами, мячами).
  2. Воспитатель напоминает детям разные движения, показывает их. Можно составить целую музыкальную композицию.
  3. Поведение подвижной игры.
  4. Предлагается прослушать мелодичную музыку.
  5. После прослушивания воспитатель предлагает придумать композицию, состоящую из разных произвольных движений.
  6. Дети двигаются под музыку.

Методические требования при проведении физкультурного досуга:

  1. Проводится во всех возрастных группах, начиная со второй младшей группы.
  2. Организуется 1–2 раза в месяц во второй половине дня.
  3. Предназначается для одной–двух групп дошкольного учреждения.
  4. Проводится воспитателем в обычной обстановке, с обычными атрибутами, как в помещении, так и на воздухе.

Длительность:

  1. Младшая и средняя группа — 20–30 мин.
  2. Старшая группа — 35–40 мин.
  3. Подготовительная группа — 40–50 мин.
  4. В младшем и среднем дошкольном возрасте в содержание досугов может быть введен сказочный персонаж или можно использовать занимательный сюжет.
  5. Физкультурный досуг целесообразно посвящать временам года, интересным спортивным событиям, общественным праздникам.
  6. Используется музыкальное сопровождение.
  7. Физкультурный досуг не должен совпадать с физкультурными занятиями и праздниками.

Физкультурные праздники

Назначение: способствуют совершенствованию двигательных умений детей, формированию у них интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями.

Длительность: 1 ч — 1 ч 20 мин, проводится, начиная со средней группы, 2–3 раза в год.

Место проведения: на участке дошкольного учреждения, в ближайшем парке, лесу, на поляне, на стадионе.

Подготовка праздника: ее осуществляет педагогический коллектив дошкольного учреждения, родители. Активными участника подготовки к празднику должны быть дети старших групп.

Необходимо для праздника:

  1. Определить задачи праздника, дату, время, место его проведения.
  2. Составить сценарий, подготовить красочное оформление площадки (зала).
  3. Продумать музыкальное сопровождение.
  4. Подготовить показательные выступления: парад участников, конкурсы, игры, соревнования.
  5. Подготовить сюрпризы.
  6. Выделить ответственных за подготовку и проведение праздника.
  7. Определить количество участников каждой возрастной группы дошкольного учреждения.
  8. Обозначить порядок проведения итогов конкурсов и соревнований, поощрение участников праздника.

Содержание праздника: включаются подвижные и спортивные игры, народные игры, игры с пением, эстафеты, танцы, аттракционы, общеразвивающие упражнения, упражнения с элементами акробатики, музыкально-ритмические движения. Используются игровые приемы, игровые упражнения, загадки.

Методические требования к организации праздника:

  1. Сценарий должен соответствовать девизу праздника (основной идее).
  2. Программа должна соответствовать возрасту детей.
  3. Литературное содержание должно быть методически ценным.
  4. Необходимо музыкальное сопровождение.
  5. Содержание праздника должно быть доступно, оригинально, интересно, способствовать активизации детей.
  6. Оформление праздника должно быть красочным.
  7. Обязательное участие родителей — показатель эффективной работы дошкольного учреждения.

Самостоятельная двигательная деятельность

Значение. Способствует укреплению здоровья, укреплению физического развития, деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем, аппарата кровообращения, развитию моторики, физических качеств, повышению работоспособности детей.

Методические требования к организации самостоятельной двигательной деятельностью:

  1. Организация физкультурно-игровой среды: достаточное место для движений оптимальное количество, разнообразие, сменяемость пособий, безопасность.
  2. Время для самостоятельной двигательной деятельности детей должно быть закреплено в режиме дня (в обязательном порядке во время утреннего приема, до и между занятиями, на прогулке, после сна, в вечернее время).
  3. Воспитатель должен владеть специальными (опосредованными) методами активизации движений детей.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)