Медико-педагогические наблюдения в процессе физического воспитания дошкольников

Медико-педагогические наблюдения проводятся врачом или медицинской сестрой совместно с заведующим, старшим воспитателем, инструктором по физической культуре. Главное внимание в этой работе необходимо уделять двигательному режиму, суммарно отражающему общую двигательную деятельность детей в свободных и организованных ее формах.

Оценка двигательного режима проводится на основании комплекса показателей:

  1. Времени двигательной деятельности детей с отражением содержания и качества в различные режимные моменты, определяемого с помощью метода индивидуального хронометража.
  2. Объема двигательной деятельности с использованием метода шагометрии для количественной оценки двигательной активности.
  3. Интенсивности двигательной деятельности методом пульсометрии (подсчет частоты сердечных сокращений в уд./мин) при выполнении различных видов мышечной деятельности.

Как показали исследования, в настоящее время во многих дошкольных учреждениях существующий двигательный режим позволяет восполнить лишь 50–60% естественной потребности детей в движениях. Удовлетворение возрастных потребностей детей в движении в отведенное режимом время может быть осуществлено только при очень четкой организации их деятельности, строгом выполнении требований по содержанию этой деятельности в каждом режимном отрезке.

Поэтому необходимо обеспечить не только выполнение режима по времени, но и по объему движений; количество движений за дневное время пребывания в дошкольном учреждении – по шагомеру для детей в возрасте: трех лет – 9000–9500 движений; четырех лет – 10000–10500; пяти лет – 11000–12000; шести лет – 13000–13500; семи лет – 14000–15000.

Для достижения такого уровня двигательной активности более 70% ее должно быть реализовано при использовании организованных форм двигательной деятельности детей (физкультурные занятия, утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультминутки, спортивные упражнения, прогулки, физические упражнения в сочетании с закаливающими мероприятиями, музыкальные занятия).

Физкультурные занятия являются основной формой организованного, систематического обучения детей физическим упражнениям. При этом решаются взаимосвязанные задачи – оздоровительные, образовательные и воспитательные.

Осуществляя медико-педагогические наблюдения на физкультурных занятиях, врач, медицинская сестра, педагог должны ознакомиться с планом занятий, проверить, соответствует ли план I и содержание занятий требованиям Программы для детей данного возраста, состоянию здоровья и уровню физической подготовленности детей.

Общая их плотность представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, выраженное в процентах: Общая плотность = полезное время / продолжительность занятия х 100. Общая плотность занятия должна составлять не менее 80–90%.

Моторная плотность характеризуется отношением времени, непосредственно затрачиваемым ребенком на выполнение движений, ко всему времени занятия, выраженным в процентах. При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 70–85%. В зависимости от задач конкретного занятия и его содержания моторная плотность может меняться от 60 до 85%, особенно в младших возрастных группах.

Моторная плотность = время, затраченное на движения/общее время занятия х 100.

Количественная характеристика двигательной активности детей на занятии может быть получена с помощью шагомера. Шагомер позволяет фиксировать основные движения, в которых принимает участие большинство крупных мышечных групп (шаги при ходьбе и беге, приседания, подскоки, наклоны и т. д.), не регистрируя движений отдельных мышечных групп (плечевого пояса, рук, ног). Использование шагомеров дает также количественную характеристику проведения физкультурного занятия.

Двигательная активность детей зависит от методики и организации занятия. Она выше при использовании фронтального, поточного или группового способов организации детей. Но на первых этапах обучения и при выполнении сложных движений особое значение имеет индивидуальный метод.

Нагрузка зависит от числа упражнений, частоты их повторения, амплитуды и темпа движений. Интенсивность мышечной нагрузки зависит от подбора физических упражнений, их сложности и сочетания, частоты повторений.

При подборе и использовании физических упражнений для нормирования физической нагрузки следует ориентироваться на сдвиги частоты сердечных сокращений при их выполнении. Частота сердечных сокращений отражает влияние физической нагрузки на организм детей и имеет прямую связь с характером энергообеспечения мышечной деятельности.

Для определения интенсивности мышечной нагрузки, правильности построения занятия и распределения физической нагрузки проводят измерение частоты сердечных сокращений 10-секундными отрезками до занятия, после вводной части, общеразвивающих упражнений, основных движений подвижной игры, заключительной части и в восстановительном периоде в течение 3–5 мин.

На основании изменений частоты сердечных сокращений строят физиологическую кривую занятия – графическое изображение частоты сердечных сокращений. По горизонтали откладываются в масштабе времени части занятия, а по вертикали – показатели частоты сердечных сокращений.

При правильно построенном занятии физиологическая кривая постепенно повышается от начала занятия к основной его части. Максимальная частота сердечных сокращений обычно достигается во время подвижной игры, что объясняется как увеличением нагрузки, так и большим эмоциональным возбуждением детей.

Обычно в вводной части занятия частота сердечных сокращений возрастает на 15–20%, в основной части — на 50–60% по отношению к исходной величине, а во время подвижной игры учащение ее достигает 70–90% (до 100%).

В заключительной части частота сердечных сокращений снижается и превышает исходные данные на 5–10%, после занятий (спустя 2–3 мин) возвращается к исходному уровню. В зависимости от содержания занятия, формы организации и методики проведения можно получить кривые различного типа, с одной или несколькими вершинами.

Для обеспечения тренирующего эффекта на физкультурных занятиях средний уровень частоты сердечных сокращений для детей 5–7 лет — 140–150 уд./мин, 3–4 лет — 130–140 уд./мин.

Средний уровень частоты сердечных сокращений за все время занятия определяется суммированием частоты сердечных сокращений после:

  • вводной части,
  • общеразвивающих упражнений,
  • основных видов движений,
  • подвижной игры,
  • заключительной части и деления на 5.

В зависимости от интенсивности мышечной нагрузки находятся и энергозатраты организма. Наибольшие затраты энергии отмечаются во время бега (по сравнению с покоем возрастают в 3–4 раза) и во время подвижной игры (в 5 раз).

После занятия на 2–3 мин энергозатраты остаются выше исходного уровня на 15–20%. Эти данные указывают на необходимость четкого и правильного проведения заключительной части занятия. При проведении медико-педагогических наблюдений рекомендуется пользоваться протоколом.

Важное значение при проведении медико-педагогических наблюдений приобретает определение внешних признаков утомления.

Осуществляя контроль, необходимо отмечать внешние признаки утомления и степень их выраженности. При значительном утомлении все перечисленные признаки резко выражены. При наличии средних признаков утомления у ряда детей воспитатель должен ограничить для них нагрузку, уменьшить число повторений упражнений, исключить наиболее трудные, удлинить отдых и т. д.

Если у всех детей имеют место выраженные признаки утомления, воспитатель должен задуматься о соответствии предлагаемой нагрузки уровню физической подготовленности детей данной группы и соответственно снизить ее и перестроить занятие.

Эффективность занятия зависит не только от правильного его построения, но и от достаточного оборудования зала и соблюдения соответствующих гигиенических условий.

Определение функционального состояния организма

Для определения функционального состояния организма и решения вопроса об индивидуальных назначениях физических нагрузок используются пробы с дозированной мышечной нагрузкой. Эти пробы проводятся детям, имеющим отклонения в состоянии здоровья (II и III группы здоровья) и после длительных заболеваний. Проведение функциональных проб обязательно для детей, занимающихся в спортивных секциях.

Для детей раннего возраста может быть рекомендована функциональная проба с переменой положения тела (из положения лежа в положение стоя). Хорошим показателем считается учащение частоты сердечных сокращений не более чем на 10 уд./мин, повышение систолического давления на 5–10 мм рт.ст., диастолическое давление может не изменяться. Эти показатели свидетельствуют о нормальной возбудимости симпатического отдела вегетативной нервной системы.

Увеличение частоты сердечных сокращений более чем на 10 уд./мин указывает на повышенный тонус симпатического отдела. Уменьшение систолического и диастолического давления на 10 мм рт.ст. и более расценивается как неудовлетворительный показатель реактивности сердечно-сосудистой системы.

Для детей четырех–семи лет вполне доступной, легко воспроизводимой является проба Мартинэ-Кушелевского — 20 приседаний за 30 с. Эта проба широко применяется во врачебно-физкультурной практике у взрослых и детей. Дети 3 и 4 лет (менее подготовленные) могут выполнять пробу в 10 приседаний за 15 с при помощи взрослого.

Оценка результатов пробы проводится:

  • по степени изменения частоты сердечных сокращений, дыхания и показателей артериального давления тотчас же после нагрузки;
  • по времени возвращения показателей к исходным величинам.

В норме после функциональной пробы отмечается учащение частоты сердечных сокращений на 25–50% по отношению к исходной величине, дыхания — на 4–6 дыханий в 1 мин, повышение систолического давления на 5–15 мм рт.ст., диастолическое не изменяется или снижается на 5–10 мм рт.ст. Возвращение всех показателей к исходным величинам наблюдается в течение первых 2–3 мин. Общее самочувствие ребенка остается хорошим.

Отклонением от нормальной реакции следует считать учащение частоты сердечных сокращений более чем на 50%, значительное учащение дыхания (видимая на глаз одышка), значительное увеличение систолического давления — более 15 мм рт.ст., увеличение диастолического более чем на 10 мм рт.ст. Время возвращения всех показателей к исходным величинам — более 3 мин.

С целью определения возрастной динамики физической работоспособности и влияния на организм детей различных средств и методов физического воспитания может быть рекомендован тест PWC170, при котором величина работоспособности выражается объемом работы при заданном ритме сердечных сокращений 170 уд./мин.

Детям дошкольного возраста для оценки физической работоспособности может быть рекомендована проба «степ-тест» (т. е. подъем на ступеньку). Проведение данной пробы обязательно для детей, занимающихся в спортивных секциях или с повышенной физической нагрузкой, так как она позволяет дать качественную оценку реакции аппарата кровообращения при физической нагрузке.

При организации физического воспитания следует учитывать и индивидуально-типологические особенности детей. Дети с уравновешенными нервными процессами имеют высокий уровень развития скоростно-силовых качеств, обладают высокой способностью к длительной работе умеренной интенсивности, охотнее работают в умеренном темпе.

Дети с преобладанием процесса возбуждения также имеют высокий уровень развития скоростно-силовых качеств, охотнее работают в быстром темпе. Показатели работоспособности наилучшие при выполнении скоростных нагрузок. Общеразвивающие упражнения они стараются выполнять в более быстром темпе, поэтому совершают много ошибок. Воспитателю следует обращать внимание ребенка на необходимость затормаживать ненужные движения.

Дети, отличающиеся слабостью нервных процессов, имеют более низкий уровень развития скоростно-силовых качеств, охотнее работают в умеренном темпе, медленнее овладевают сложными двигательными навыками, имеют сравнительно более низкую работоспособность при всех видах работы. В процессе обучения нуждаются в большем количестве повторений, в дополнительных занятиях. Для их успешного обучения большое значение имеет одобрение воспитателя.

Все дети, посещающие дошкольное учреждение, должны заниматься физкультурой. В зависимости от состояния здоровья, функционального состояния, особенностей физической подготовленности они могут иметь временные ограничения.

С целью осуществления индивидуального подхода при назначении различных средств физического воспитания выделяются 2 группы детей:

  • I — основная группа, — не имеющая никаких медицинских и педагогических противопоказаний и ограничений для занятий физической культурой.
  • II — ослабленная группа, — имеющая ограничения временного характера в величине и интенсивности физической нагрузки и объеме закаливающих мероприятий.

К ослабленной группе относятся дети II, III и IV групп здоровья, в основном часто болеющие («группа риска»), они реконвалесцентны после длительных заболеваний. Дети, отнесенные к ослабленной группе, должны иметь индивидуальные назначения закаливающих мероприятий, в рамках всех разделов физического воспитания в детском саду получать более низкую физическую нагрузку.

Для этого воспитатель при проведении физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр, спортивных упражнений уменьшает число повторений каждого упражнения в игре, при выполнении спортивных и беговых упражнений. С такой же нагрузки должны начинать дети, вернувшиеся в дошкольное образовательное учреждение после болезни (ОРЗ, обострение хронического тонзиллита, хронического бронхита и др.).

Индивидуально врач решает вопрос о необходимости освобождения ребенка на 1–2 физкультурных занятия на открытом воздухе после его длительного отсутствия в детском саду по болезни (более 1 мес.) — грипп, пневмония, ангина, детские инфекции. Двигательная деятельность этих детей должна быть ограничена, однако ежедневные занятия физическими упражнениями, утренней гимнастикой для них обязательны.

Заключение о функциональных возможностях этих детей и допустимости для них нагрузки в полном объеме решается на основании изменения частоты сердечных сокращений во время физкультурных занятий (физиологическая кривая) и времени восстановления частоты сердечных сокращений после нагрузки. Наряду с этим учитываются показатели динамики состояния здоровья детей при особом внимании к частоте и длительности заболеваний за предшествующий период.

Дети ослабленной группы находятся под постоянным наблюдением медицинских работников и при положительных сдвигах в состоянии здоровья без задержки переводятся на общий режим дошкольного учреждения.

Результаты врачебного обследования и индивидуальные назначения по вопросам общего и двигательного режима, величине физической нагрузки, методике проведения закаливающих мероприятий заносятся в карту индивидуального развития ребенка и доводятся до сведения воспитателей групп. Дети, отнесенные к ослабленной группе и за время пребывания в детском саду не переведенные в основную, в школе занимаются по программе физического воспитания «подготовительной» группы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)