Определения уровня развития психофизических качеств дошкольников

Диагностика используется для оценки исходного уровня развития каждого ребенка с тем, для того чтобы определить оптимальную для него «ближайшую» зону здоровья, формирования систем, функций организма и двигательных навыков. Одной из составных характеристик физического состояния организма является физическая подготовленность.

Ее диагностика позволяет:

  1. Определить технику овладения основными двигательными умениями.
  2. Выработать индивидуальную нагрузку, комплекс физических упражнений.
  3. Развивать интерес к занятиям физической культурой.
  4. Определять необходимые физкультурно-оздоровительные мероприятия.
  5. Учитывать недостатки в работе по физическому воспитанию.

Физическая подготовленность определяется уровнем сформированности психофизических качеств (сила, скоростно-силовые качества, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, удержание равновесия, координационные способности) и степенью сформированности двигательных навыков.

Высокие показатели двигательных качеств являются основными при оценке физической подготовленности детей.

При проведении диагностики в первую очередь необходимо акцентировать внимание на сензитивные периоды развития психофизических качеств.

  1. В 3-4 года – быстрота, выносливость, мышечная сила.
  2. В 4-5года – быстрота, выносливость, гибкость.
  3. В 5-6 лет – скоростно-силовые качества и выносливость.
  4. В 7 лет – ловкость и выносливость.

Между физическими качествами и двигательными умениями существует тесная связь.
Так, успешность овладения двигательными навыками обусловлена достаточным уровнем развития физических качеств. В свою очередь, слабое развитие физических качеств оказывает отрицательное воздействие на физическую подготовленность детей.

В соответствии с общепринятыми требованиями обследование физической подготовки детей проводится два раза в год на учетно-контрольных занятиях. Первое обследование – в начале учебного года (в сентябре), второе – в конце учебного года (в мае). Участие в обследовании принимает старший воспитатель, инструктор по физической культуре, медицинская сестра, воспитатели ДОУ.

Диагностика физического развития проводится в начале и конце года. В процессе ее оцениваются и сопоставляются данные по заболеваемости, группы здоровья, уровень продвижения нервно-психического развития детей, воспитание полезных привычек, приобретение двигательных навыков, уровень физического развития и физических качеств (сила, выносливость)

На каждого ребенка заводится информационно-диагностическая карта. Воспитатели подводят итоги в конце года. Это позволяет своевременно корректировать обучение с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Методика проведения диагностики проста. На основе полученной информации от всех специалистов определяются направления работы в целом по учреждению, по каждой возрастной группе.

Планирование физкультурно-оздоровительных мероприятий ведется специалистами с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и здоровья детей. В зале диагностируются такие физические способности, как скоростносиловые качества – бросок набивного мяча двумя руками из-за головы (4-7 лет); прыжок в длину с места (4-7 лет), метание мешочка с песком правой и левой рукой; координационные способности, в том числе удержание равновесия; гибкость – наклон туловища вперед, стоя на гимнастической скамейке (4-7 лет), выносливость и быстрота.

На физкультурной площадке обследуются такие физические качества, как быстрота – бег на 30 м (4-7 лет); скоростно-силовые качества – метание мешочка с песком весом 150–200 г (4-7 лет); ловкость – челночный бег 3х10 м (4-7 лет); выносливость – бег 90 м (5 лет), 120 м (6 лет), 150 м (7 лет).

До обследования в зале размечают площадку для прыжков с места, бросание набивного мяча, а на спортивной площадке – для метания мешочка с песком. Врач заранее выявляет тех детей, которые не будут выполнять те или иные задания (по состоянию здоровья). Инструктор готовит протокол обследования, в котором фиксируются количественные показатели уровня сформированности физических качеств и качественные показатели степени сформированности двигательных навыков.

Количественные показатели сравниваются со средними показателями развития психофизических качеств. Для оценки уровня сформированности двигательных навыков используются качественные показатели бега, прыжков в длину с места, метание вдаль.

Высокий уровень – ребенок правильно выполняет все элементы техники (красный цвет).

Средний уровень – ребенок справляется с большой частью элементов техники (синий цвет).

Низкий уровень – ребенок допускает значительные ошибки (зеленый цвет).

Определение физической подготовленности осуществляется на учетно-контрольных занятиях. Во вводную часть и разминку включают физические упражнения, которые наилучшим образом подготовят ребенка к выполнению тестовых заданий. В основной части проводятся два или три теста, это зависит от возраста ребенка и особенностей самого теста, а в заключительной – малоподвижная игра или игровое упражнение – релаксация.

Определения уровня сформированности быстроты Бег на 30м

Предварительная работа. На беговой дорожке (ширина – 3 м, длина 30 м) отмечают линии старта и финиша. На расстоянии 3 м от финиша устанавливают яркий ориентир, чтобы дети не снижали скорость задолго до финишной линии. Готовят флажок, секундомер.

Методика обследования. Инструктор проводит несколько разогревающих упражнений, подготавливающих мышцы рук, туловища и ног: для детей 4-5 лет – наклоны, приседания; для детей 6-7 лет – комплекс общеразвивающих упражнений «Рисуем шары».

  1. «Рисуем головой». И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Круговые движения головой в разные стороны (по 4 раза).
  2. «Рисуем локтями». И.п. – ноги на ширине плеч, руки к плечам. 1–2 – круговые движения локтями вперед; 3-4 – круговые движения локтями назад (по 4 раза).
  3. «Рисуем туловищем». И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе, круговые движения туловищем сначала в лево, потом в право (по три раза).
  4. «Рисуем коленом». И.п. – одна нога, согнутая в колене, поднята и отведена в сторону, руки на поясе. 1–3 – круговое движение коленом левой (правой) ноги; 4 – вернуться в исходное положение (по три раза).
  5. «Рисуем стопой». И.п. – одна нога согнута в колене и поднята, руки на поясе.

Вращательное движение стопой в разные стороны (по 8 раз). После разминки детям 4-5 лет инструктор предлагает добежать до игрушки, а детям 6-7 лет до яркой стойки как можно быстрее («Представьте, что вы самое быстрое животное»).

Затем инструктор с секундомером и протоколом занимает позицию на финише и фиксирует количественный и качественный показатели. Воспитатель вызывает на старт двух детей – двух мальчиков или двух девочек – (остальные дети стоят или сидят на гимнастической скамейке).

На старте дети принимают удобную им позу. Воспитатель подает команды: «Внимание» (поднимает флажок), «Марш» (опускает флажок). Во время бега дети подбадривают друг друга, называя по имени. На старт возвращаются шагом и делают вторую попытку. Количественный показатель: время бега (в мин.).

Качественный показатель Младший возраст

  1. Туловище прямое (или немного наклонено).
  2. Выраженный момент «полета».
  3. Свободное движение рук.
  4. Соблюдение направление с опорой на ориентиры.

Средний возраст.

  1. Небольшой наклон туловища, голова прямо.
  2. Руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаясь, затем вперед – внутрь.
  3. Быстрый вынос бедра маховой ноги (примерно под углом 40–50 градусов).

Старший возраст.

  1. Небольшой наклон туловища, голова прямо.
  2. Руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаясь, затем вперед – внутрь.
  3. Быстрый вынос бедра маховой ноги (под углом примерно 60-70 градусов).
  4. Прямолинейность, ритмичность бега.

Высокий уровень – соответствие всем показателям. Средний уровень – соответствие трем показателям. Низкий уровень – соответствие двум показателям. Определение уровня сформированности скоростно-силовых качеств Прыжок в длину с места.

Предварительная работа. В зале кладут мат и с боку мелом наносят разметку – (через каждые 10 см на дистанции 2 м).

Методика тестирования. С целью предупреждения травм сначала проводится разминка, которая позволяет разогреть мышцы стоп, голени, бедра. Детям 4-5 лет предлагают попрыгать как зайчики (прыжки с продвижением в перед); дети 6-7 лет выполняют имитационное упражнение «Лыжник».

«Надели одну лыжу, другую (стопы поставили параллельно на расстоянии 15 см), взяли в руки одну, вторую палку (руки согнуты в локтях), поехали (ноги полусогнуты, движение согнутых рук вперед, назад), приготовились к прыжку с трамплина (ноги параллельны, полусогнуты, руки отведены назад, туловище наклонено), прыгают (полет, приземление: ноги на ширине плеч руки вперед).

После разминки инструктор предлагает детям 4-5 лет встать около черты и перепрыгнуть через ручеек на другой берег (мат); детям 6-7 лет –встать около черты и допрыгнуть до яркой стойки. Инструктор, стоя рядом с разметкой, фиксирует расстояние от черты до места приземления пятками (количественные показатели), а также качественные показатели. Каждый ребенок делает 3 попытки.

Количественный показатель: длина прыжка (в см).

Качественные показатели. Младший возраст

  1. И.п.: Чуть присев на слегка расставленных ногах.
  2. Толчок: отталкивание одновременно двумя ногами.
  3. Полет: ноги слегка согнуты положение рук свободное.
  4. Приземление: мягкое, на обе ноги.

Средний возраст

  1. И.п.: а) Ноги параллельно, на ширине ступни друг от друга;
    б) полуприседания с наклоном туловища; в) руки слегка отведены назад.
  2. Толчок: а) Двумя ногами одновременно; б) мах руками вверх – вперед.
  3. Полет: а) руки вперед-вверх; б) туловище и ноги выпрямлены.
  4. Приземление: а) одновременно на обе ноги, с пятки на носок, мягко; б) положение рук свободное.

Старший возраст

  1. И.п.: а) ноги параллельно, на ширине ступни друг от друга; б) полуприседание с наклоном туловища; в) руки слегка отведены назад.
  2. Толчок: а) двумя ногами одновременно; б) выпрямление ног; в) резкий мах руками вперед-вверх.
  3. Полет: а) руки вперед-вверх; б) туловище согнуто, голова вперед; в) полусогнутые ноги вперед.
  4. Приземление: а) одновременно на обе ноги, вынесенные вперед, с перекатом с пятки на всю ступню; б) колени полусогнуты, туловище слегка наклонено; в) руки движутся свободно вперед – в стороны; г) сохранение равновесия при приземлении.

Высокий уровень – соответствие всем показателям. Средний уровень – соответствие трем показателям. Низкий уровень – соответствие двум показателям.

Прыжок в высоту с места

Предварительная работа. В зале готовят измерительные ленты.

Методика обследования. Для разминки детям 5 лет предлагают попрыгать как зайчики, на месте, у детей 6–7 лет спрашивают, какое животное самое «прыгучее», и предлагают попрыгать как кенгуру, и дотронуться до предмета, который подвешен над головой.

Измерительная лента одним концом крепится на поясе ребенка, другой конец в кассете, лежащей на полу. Прыгая вверх, ребенок вытягивает ленту из кассеты на длину прыжка. Инструктор делает замер. Ребенок совершает три подскока. Лучший результат фиксируется в протоколе.

Количественный показатель: высота подскока (в см). Бросок набивного мяча

Предварительная работа. В зале делают разметку от линии, обозначенной вдоль мата через 50 см на расстоянии 5 м). Говорят 3 набивных (медицинских) мяча весом 500 гр. Для детей 4–5 лет и 1000 гр. для детей 6–7 лет.

Методика обследования. Во вводную часть для детей 4–5 лет включают ходьбу на высоких четвереньках, для детей 6–7лет – отжимания от пола (для мальчиков – на прямых ногах, для девочек – на согнутых в коленях).

Ребенок подходит к контрольной линии, инструктор предлагает ему добросить мяч до яркой стойки. Бросок выполняется из и.п.: ноги врозь, мяч отведен за голову как можно дальше. Ребенок совершает 3 броска. Лучший результата фиксируется в протоколе. Количественный показатель: дальность броска (в см).

Метание мешочка с песком

Предварительная работа. На спортивной площадке мелом размечают дорожку (каждые 50 см. на дистанции 2 м.). Готовят 3 мешочка с песком весом 200г, мел. Методика обследования. После разминки инструктор предлагает ребенку (из и.п.: стоя, одна нога впереди, другая на расстоянии шага, рука с мешочком за головой).

Произвести 3 броска каждой рукой. Осуществляется замер после каждого броска и лучший результат заносят в протокол. В нем фиксируются количественные и качественные показатели. Количественные показатели: дальность броска (в см).

Качественные показатели. Младший возраст.

  1. И.п.: стоя лицом в направлении броска ноги слегка расставлены, правая рука согнута в локте.
  2. Замах небольшой поворот вправо.
  3. Бросок: с силой.

Средний возраст.

  1. И.п.: а) Стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч; б) предмет в правой руке на уровне груди
  2. Замах: а) поворот туловища вправо, сгибая правую ногу; б) одновременно правая рука идет вниз – назад; в) поворот в направлении броска, правая рука – вверх – вперед.
  3. Бросок: а) резкое движение руки вдаль – вверх; б) сохранение заданного направления полета предмета.

Старший возраст.

  1. И.п.: а) стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч, левая впереди, правая – на носок; б) правая рука с предметом на уровне груди.
  2. Замах: а) поворот туловища вправо, сгибая правую ногу и перенеся на нее вес тела; б) разгибая правую руку, размашисто отвести ее вниз – в сторону; в) перенос веса тела на левую ногу, поворот груди в направлении броска, правый локоть – вверх.
  3. Бросок: а) продолжая переносить вес тела на левую ногу, правую руку с предметом резко выпрямить; б) хлещущим движением кисти бросить предмет вдаль – вверх; в) сохранять заданное направление полета предмета.

Высокий уровень – соответствие всем показателям. Средний уровень – соответствие трем показателям. Низкий уровень – соответствие двум показателям.

Определение уровня сформированности гибкости. Предварительная работа. Готовят гимнастическую скамейку сантиметровую ленту, флажок.

Методика обследования. С целью повышения подвижности в суставах в качестве разминки используют упражнения выполняемые, из разных исходных положений с большой амплитудой: коснуться пальцами пола при наклоне, коснуться пальцами стоп при наклоне из положения сидя, коснуться пальцами пятки при повороте стоя на коленях, прокатить мяч руками как можно дальше их положения сидя ноги в стороны, поднять прямые руки как можно выше из положения лежа на животе.

Затем инструктор предлагает ребенку встать на гимнастическую скамейку так, чтобы носки ног касались ее края, и, не сгибая колени, попытаться взять флажок. Во время выполнения задания воспитатель поддерживает ребенка за колени, а инструктор измеряет величину наклона от края скамейки до третьего пальца опушенных рук. Ребенок делает 2 попытки.

Количественный показатель: величина наклона (в см).

Определения уровня сформированности выносливости

Предварительная работа. Готовят дорожку вокруг детского сада, отмеряют дистанцию для детей 5 лет – 90 м, 6 лет – 120 м, 7 лет – 150 м.

Методика обследования. Инструктор проводит с детьми несколько разогревающих упражнений, подготавливающих мышцы рук, туловища и ног. Проводится на беговой дорожке с высокого старта. Дети встают на линию старта и по команде «Марш!» вместе с взрослым стайкой бегут к линии финиша. Выносливость оценивается по непрерывному бегу. Тест считается выполненным, если ребенок пробежал всю дистанцию без остановки.

Определения уровня координационных способностей

  1. Определение ловкости. Предварительная работа. На беговой дорожке выделяют 10-метровый отрезок: на старте – 2 мешочка с песком весом 200 г, на финише – стул. Для младшей группы дистанция не более 5 м. Методика обследования. Инструктор дает задание – пробежать как можно быстрее между кеглями, не задев их. По команде ребенок бежит к финишу. Инструктор, находясь на финише, фиксирует количественные показатели. Предусмотрены две попытки. Количественный показатель: время (в сек), затраченное на выполнение задания.
  2. Определение ловкости. Предварительная работа. Готовят мячи диаметром 20 см.
    Методика обследования. Инструктор предлагает детям 5–6 лет подбрасывать мяч, не сходя с места; детям 7 лет – отбивать мяч, не сходя с места. Количественный показатель: количество бросков и ударов.
  3. Определение равновесия.

Предварительная работа. Готовят секундомер и протокол.

Методика обследования. Инструктор предлагает игровое задание: детям 4 лет надо изобразить «Паровозик» (и.п.: стопы на одной линии, пятка правой (левой) ноги касается носка левой (правой) ноги, руки вдоль туловища); Детям 5 лет изобразить «Балерину» (и.п.: стоя на носках, руки на поясе); детям 6 лет изобразить «Цаплю» (и.п.: стоя на одной ноге, другая согнута, приставлена стопой к колену и отведена под углом 90 градусов). Предупреждает: тот, кто сойдет с места, выходит из игры. Количественный показатель: время (в сек), затраченное на выполнение задания.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)