Дуализм души и тела как основа культуры

Мы подошли к важнейшей проблеме, от решения которой во многом зависит верное понимание природы и сущности как человека, так и культуры в целом. Эта проблема рассматривается порой и как «дуализм разума и чувств…», что, собственно, одно и тоже.

Что касается души, то под этим словом подразумевается некая таинственная субстанция. О ней издавна, притом вкривь и вкось, толкуют почти все философы, не говоря уже о психологах. Каждый вкладывает в это слово свое понимание, по-своему понимаю это слово и я.

Душа человека, как должно быть понятно, — это отнюдь не какой- то особый орган человека. Под душой обычно понимается совокупность наших разнообразных эмоций, главным источником которых является все то же воображение. Все они порождены воображением, им же они и подогреваются. Нельзя назвать ни одной свойственной человеку эмоции, которая была бы не зависима от воображения, не черпала бы из него свою силу и накал.

Отсюда, собственно, берет свое начало идея дуализма души и плоти. Она издавна пронизывает собой не только философию, религию, нравственность, искусство, но и все бытие человека во всех его проявлениях. В конечном счете дуализм сводится к одному главному вопросу, не нашедшему до сих пор удовлетворительного ответа и решения, а именно: в чем источник зла, где, так сказать, место его пребывания?

Этот вопрос не перестает волновать и терзать ум человека с древних времен. В самом деле, мы видим кругом несправедливость, страдания, крушение надежд, несчастья и не можем понять причин столь дурного мироустройства.

Все существующие толкования библейской легенды о «грехопадении», мало что объясняя, практически голословно вменяют человеку в вину его ослушание Божьему запрету, вследствие чего ему суждено всю жизнь пребывать в грехе и зле.

Как в этой связи замечает Шопенгауэр, если в человеке видят существо, «…жизнь которого только наказание и покаяние, то смотрят на него с самой правильной точки зрения… Каждое большое страдание, как физическое, так и духовное, говорит нам о том, чего мы заслуживаем, ибо оно не могло бы явиться к нам, если бы мы не были его достойны. И христианство смотрит на наше существование именно с этой точки зрения».

Не станем тут вновь обсуждать смысл легенды о «грехопадении», а будем исходить просто из очевидного факта, что человек «грешен», не вдаваясь пока в причины этого. Под словом «грешен» понимается здесь тот очевидный факт, что человек есть единственный творец зла на Земле и что зло исходит от него и ни от кого другого.

Вот тут мы и натыкаемся на тот самый «камень преткновения», о который споткнулись многие философы. «Камень» этот вылит в форму вопроса: в чем источник зла, где его начало — в душе человека или же в его плоти?

Хотя сама постановка вопроса целиком в традиции западной философской мысли с ее манерой все расчленять на разные сущности и придавать каждой из них самостоятельное существование, в данном случае она имеет свои основания.

Идея как бы раздельного существования души и плоти, их извечного противоборства вошла в сознание людей настолько прочно и глубоко, что не может не возникать мысль, что за всем этим стоят какие-то реальные вещи и что противоречие души и плоти — не плод фантазии, а некая реальность.

В то же время существующие объяснения дуализма души и тела представляются совершенно неудовлетворительными. Прежде чем дать свое толкование данного феномена, бегло проследим за развитием самой этой идеи.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)