Антропоморфизм, гилозоизм, оборотничество. Тотемизм

Выше мы уже отмечали, что в мифологических текстах и сказках герои, не являющиеся людьми, описываются и ведут себя как люди, подобно людям, что и получило название «антропоморфизма» (от греч. athropos – человек и morphe – форма).

Эта особенность мировосприятия характерна и для детей, постепенно заменяясь взрослым, объективистским, научно- рациональным подходом, который основан на знании, что животные, растения и минералы не способны на человеческие поступки и лишены психических свойств. Происходит «разволшебствление» (Макс Вебер) или деантропоморфизация реальности.

Вместе с тем это явление не столь простое. На запутанность и сложность понятий «анимизма» и «антропоморфизма» и их подлинной роли в истории духовной культуры, на относительность «деантропоморфизации» даже современного научного мышления справедливо указывал Е.В. Кулебякин.

Сегодня осознается эвристичность применения «человеческих» понятий к «нечеловеческим» системам, особенно в кибернетике, зоопсихологии и т.п., что, однако, конечно же, не означает их подлинного отождествления. В то же время, как иронично замечает А.Н. Чанышев, «сколько рассказов о встречах с инопланетянами», проистекающими из «очеловечивания» неординарных наблюдений.

На «естественность» таких восприятий действительности в ряде случаев обращают внимание и психологи. Мы видим, что и в современном образованном человеке, оказавшемся в темном месте, в лесу и (или) на заброшенном кладбище, как показывают исследования и опросы, начинают оживать архаичные страхи и образы непосредственно таинственного, незримого и ужасного мира.

«Антропоморфизация» и «деантропоморфизация» задаются сознательным или стихийным, интуитивным уподоблением того или иного феномена человеку, что само по себе не истинно и не ложно, ибо выполняет полезную функцию нашего постижения реальности, является и исторически первой формой понимания неизвестного через известное, и вторичной,
современной, формой уподобления, иногда иллюзорного, мнимого и «суеверного», «фантастического» для объяснения некоторых событий.

Говорить о ложности и суеверности тех или иных объяснений можно только если у нас есть собственно «объективное» объяснение тех же событий. Конечно, сегодня уже (очень хочется надеяться) никто не пойдет к печке с серьезной просьбой «Спрячь меня», как это делала сестрица Аленушка из известной сказки.

Однако серьезные научные проблемы «искусственного интеллекта» или «внеземных цивилизаций» непосредственно связаны с нашей надеждой на возможность диалога с нечеловеческими системами, с верой в возможность человеческих проявлений нечеловеческих объектов.

Гилозоизмом (от греч. hyle – вещество, материя и zoe – жизнь) называют широко известные по сказкам и мифам представления о жизненности того, что мы считаем неживым, о способности чувствовать и осуществлять жизнедеятельность, которые приписываются камням, рекам, горам и т.п.

Оборотничество, представление о возможности превращения любого объекта в любой другой (камня, растения или животного в человека, и наоборот), как и тотемизм (от языка канадских индейцев оджибве – «dotem\oteman» – его род), представление о том, что конкретное племя людей ведет свой род от конкретного животного (реже растения или неодушевленного, с нашей точки зрения, объекта), тоже широко распространены в фольклорных текстах.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)