Дифференциальная диагностика

В логопедической диагностике ринолалии важной задачей является разграничение синдром, различающихся по механизму. Далеко не все симптомы, наблюдающиеся у детей с расщелиной твердого неба, по механизму являются следствием этого анатомического дефекта.

Существует немало случаев, когда кроме анатомо-физиологических дефектов зубочелюстного аппарата у детей имеются неполноценность центральной иннервации артикуляционных мышц и нарушения слуховой функции. В связи с этим для правильного выбора коррекционных мишеней и адекватных методов коррекции необходима дифференциальная диагностика разных по механизму лингвопатологических синдромов.

Среди детей с ринолалией встречаются случаи сочетания с артикуляционной диспраксией, но без выраженного носового тембра голоса, без гортанноглоточных искажений звуков, с высокой степенью разборчивости значительной части речевой продукции. Отклонения в формировании звукопроизношения обусловлены у них дисфункцией артикуляторного праксиса.

По существу, это случаи со сложным дефектом, включающие два разных механизма: нарушения иннервации центрального характера и структурный дефект зубочелюстного аппарата. Ряд авторов рассматривали это, как сочетание дизартрии с ринолалией.

Однако детальный анализ речевой симптоматики в таких случаях не дает основании для заключения «дизартрия». Нарушения звукопроизношения в подобных случаях носят избирательный характер, затрагивают только определенные группы звуков. Это свойственно центральным нарушениям произвольной целенаправленной координации артикуляционных действий, наблюдающихся при синдромах артикуляторной диспраксии.

Интересно
Особенностями нарушений фонетической стороны речи являются более частые, чем у детей без расщелин неба, замены и искажения звуков раннего онтогенеза (/Т/, /Д/, /К/, /Г/), носовой сигматизм и тдругие фрикативные звуки, произносимые как носовой выдох.

Из-за своеобразия звуковых искажений артикуляционную диспраксию у детей с врожденной расщелиной неба нередко определяют как открытую ринолалию. Замена фрикативных согласных носовым выдохом воспринимается на слух как назализованность речи. Одним из значимых показателей в дифференциальной диагностике открытой ринолалии и артикуляционной диспраксии является характеристика носовой экспирации воздуха.

Наличие активной носовой экспирации можно рассматривать, как следствие выбранного ребенком способа произношения фрикативных звуков в условиях ограниченности произвольных артикуляционных движений (артикуляционной диспраксии). В этом случае при зажимании логопедом ноздрей ребенка возникает препятствие для выполнения артикуляционных действий и это делает невозможным произнесение соответствующих звуков.

Пассивная же носовая экспирация – результат неадекватного функционирования небно-глоточного затвора. В таких случаях зажимание ноздрей логопедом облегчает произношение звука. Постоянство пассивной носовой экспирации свидетельствует о том, что небно-глоточный затвор во всех артикуляторных действиях не достигает необходимой степени закрытия.
Назализация речи и звуковые искажения – очевидные признаки открытой ринолалии.

Оба вида носовой экспирации одновременно – симптом открытой ринолалии, осложненной явлениями артикуляционной диспраксии. Для уточнения логопедического заключения выполняют инструментальное исследование небно-глоточного закрытия. После хейлопластики и уранопластики каждые полгода проводится логопедическое обследование ребенка, включающее и дифференциальную диагностику между открытой ринолалией, дислалией и другими речевыми расстройствами, повторное определение целей и методов коррекционной работы на каждом этапе реабилитации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)