Дифференциальная диагностика
В логопедической диагностике ринолалии важной задачей является разграничение синдром, различающихся по механизму. Далеко не все симптомы, наблюдающиеся у детей с расщелиной твердого неба, по механизму являются следствием этого анатомического дефекта.
Среди детей с ринолалией встречаются случаи сочетания с артикуляционной диспраксией, но без выраженного носового тембра голоса, без гортанноглоточных искажений звуков, с высокой степенью разборчивости значительной части речевой продукции. Отклонения в формировании звукопроизношения обусловлены у них дисфункцией артикуляторного праксиса.
По существу, это случаи со сложным дефектом, включающие два разных механизма: нарушения иннервации центрального характера и структурный дефект зубочелюстного аппарата. Ряд авторов рассматривали это, как сочетание дизартрии с ринолалией.
Однако детальный анализ речевой симптоматики в таких случаях не дает основании для заключения «дизартрия». Нарушения звукопроизношения в подобных случаях носят избирательный характер, затрагивают только определенные группы звуков. Это свойственно центральным нарушениям произвольной целенаправленной координации артикуляционных действий, наблюдающихся при синдромах артикуляторной диспраксии.
Из-за своеобразия звуковых искажений артикуляционную диспраксию у детей с врожденной расщелиной неба нередко определяют как открытую ринолалию. Замена фрикативных согласных носовым выдохом воспринимается на слух как назализованность речи. Одним из значимых показателей в дифференциальной диагностике открытой ринолалии и артикуляционной диспраксии является характеристика носовой экспирации воздуха.
Наличие активной носовой экспирации можно рассматривать, как следствие выбранного ребенком способа произношения фрикативных звуков в условиях ограниченности произвольных артикуляционных движений (артикуляционной диспраксии). В этом случае при зажимании логопедом ноздрей ребенка возникает препятствие для выполнения артикуляционных действий и это делает невозможным произнесение соответствующих звуков.
Оба вида носовой экспирации одновременно – симптом открытой ринолалии, осложненной явлениями артикуляционной диспраксии. Для уточнения логопедического заключения выполняют инструментальное исследование небно-глоточного закрытия. После хейлопластики и уранопластики каждые полгода проводится логопедическое обследование ребенка, включающее и дифференциальную диагностику между открытой ринолалией, дислалией и другими речевыми расстройствами, повторное определение целей и методов коррекционной работы на каждом этапе реабилитации.
- Создание в детском коллективе психологически комфортной среды
- Психологическая помощь ориентированная на эмоциональные и коммуникативные проблемы
- Формирование оптимальной коммуникативной среды
- Психологическая помощь
- Коррекция произношения шумных звонких согласных
- Постановка голоса
- Выработка слуховых дифференцировок
- Активизация небно глоточного затвора
- Особенности логопедической работы на этапе фразовой речи
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу