Деятельностный подход

Одно из наиболее влиятельных течений в отечественных исследованиях культуры. Имеет два направления: первое характеризует культуру как универсальное свойство общественной жизни (В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, М.С. Каган, З.И. Файнбург, Э.С. Маркарян и др.).

В этом случае культура рассматривается как технологический аспект общественного процесса. Это способ человеческой деятельности, он состоит из сложной системы механизмов, выработанных внебиологически. С их помощью осуществляется активность людей в обществе, а также стимуляция, программирование и координирование этой активности.

Сторонники деятельностного подхода к рассмотрению культуры подчеркивают важную роль следующих свойств человеческой деятельности:

  • она является творческой и преобразовательной;
  • ее можно отождествить с производством, причем она носит не спонтанный (как у животных), а целеполагающий характер;
  • она социальна от начала до конца.

Деятельность рассматривается в трех аспектах:

  • с точки зрения субъекта деятельности (кто действует);
  • участков приложения деятельности (на что направлена человеческая деятельность);
  • способа деятельности (как осуществляется человеческая деятельность и образуется ее совокупный эффект).

Человеческая деятельность носит адаптирующе-адаптивный характер: человек не только изменяет природные условия согласно своим потребностям, но и сам приспосабливается к природе.

Второе направление (Э.А. Баллер, Л.Б. Коган, В.М. Межуев и др.) берет в основу анализа культуры личностное становление человека. Критерием развития культуры, т.о., выступает то, в какой мере человек развит в качестве личности. Теория культуры исследует не отношения между людьми по поводу опредмеченных результатов деятельности, например, товаров (как социология). Она анализирует преобразование самих индивидов в деятельности распредмечивания и опредмечивания.
Э. Маркарян (представитель первого направления) рассматривает культуру и общество сквозь призму категории деятельность.
Деятельность понимается как сущностная характеристика человека, как специфически человеческая активность в мире.

Деятельность – это родовой способ бытия человека. Деятельностный подход учитывает как рациональное, так и иррациональное начало в человеке, способность людей оперировать символами, способность к ценностному отношению к миру и прочие, как актуальные, так и потенциальные способности человека.

Данный подход дает критерии разграничения культурных и социальных явлений. В конечном счете класс культурных явлений оказывается ни чем иным, как сложнейшей, многоликой, характерной только для людей системой средств, благодаря которой осуществляется их коллективная и индивидуальная деятельность, с помощью которых только и возможна их совместная активность, коллективная жизнедеятельность.

Изучение истории общества сквозь призму понятия «способ деятельности» позволяет выделить культурный срез истории – внебиологически выработанные средства деятельности. Этот срез и является предметом истории культуры. Средствами деятельности могут служить как материальные объекты (орудия труда, одежда, пища, жилища и т.д.), так и духовные образования. В целом они образуют систему деятельности.

Т.е. культура с точки зрения данного подхода – это все то, что создано человеком, совокупность материальных и духовных ценностей, а культурный процесс включает в себя способы и методы создания орудий труда, предметов и вещей потребных человеку.

При этом овладение культурой предполагает освоение умений и знаний для труда, общения и познания – главных составляющих жизнедеятельности любого общества, а также интеллектуальное развитие и формирование гуманистического мировоззрения. Этим она раскрывает единство человека с природой и обществом, являясь характеристик развития творческих сил и способностей личности. Соответственно двум основным видам производства – материального и духовного – культуру принято подразделять на материальную и духовную. Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности человека и ее результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и др.).

Т.о., материальная культура это материальные продукты, результаты и процессы человеческой деятельности, т.е. то, в чем овеществляется (или опредмечивается) духовная культура. Т.е. объекты нематериальной культуры нуждаются в материальном посреднике: так, например, знания выражаются через книги, приветствие – через рукопожатие.

Традиционный для философии вопрос – что первично: материя или дух, в культурологии решается иначе. В культуре первично значение и символ, а не вещь или материал. Материал, из которого изготовлена книга, в культуре вторичен, а содержание передаваемой информации, рассуждений первично. Эти рассуждения можно донести до аудитории и другим способом, например посредством СМИ (радио, телевидения) или через Интернет. Однако это можно сказать не обо всех элементах культуры. Так, например, одежда выполняет две функции: физическую (защищает тело от холода) и эстетическую (является украшением). Поэтому для народов, проживающих в холодном климате, важнее качество материала, а не его эстетическая сторона, т.е. в этом случае материальная функция является первичной.

Интересно
Еще древнегреческий философ Демокрит (460-370 до н.э.), называя мир результатов человеческого творчества «второй натурой», подсказал нам понимание материальной культуры как такой же предзаданной и объективной для каждого человека, как и природа.

Вместе с тем, материальная культура – это и результат выхода человека за границы природы, результат сотворения того, что не создано самой природой. Материальная культура существует в виде артефактов – предметов искусственного происхождения.

К числу артефактов относятся:

  • материальные вещи, созданные или обработанные людьми (предметы бытового обихода, одежда и пр.);
  • искусственно преобразованные территории (города, окультуренные земли);
  • материальные носители идей и образов (графические, изобразительные, звуковые, электронные записи).

К материальной культуре относятся и практические действия людей, несущие на себе отпечаток духовной культуры, т.е. воспроизводящие устойчивые образцы поведения, традиции и смыслы данной культуры: производственная деятельность, технологии, организационно-регулятивная деятельность.

К числу артефактов современной культуры относятся: электронный спасатель-робот, способный проникать в небольшие отверстия в обломках разрушенных зданий и отыскивать уцелевших людей (Япония); Интернет-таксофоны (Нью-Йорк); скульптурные клоны – в памяти ЭВМ создается послойный образ древней скульптуры, а затем через т.н. «принтер», заправленный частицами мраморной пыли (размер которых составляет около 40 микрон) создается скульптурная копия, что позволяет распространять образцы скульптуры.

Духовная культура охватывает сферу духовного производства (познание, нравственность, воспитание, просвещение, политику, право, философию, эстетику, этику, науку, искусство), т.е. духовная культура тоже является результатом деятельности человека, но ее продукты сотворены не руками, а разумом человека.

Жесткой разграничительной линии между материальной и духовной культурой нет. Но приоритет в этом единстве, например марксизм отдает материальной основе, считая, что именно она играет решающую роль в развитии культуры, обеспечивая преемственность общественной эволюции.

Однако чрезмерное внимание приоритету материальных факторов над духовными может сказаться негативным образом. Так Альберт Швейцер (1875 – 1965) – немецко-французский философ-гуманист, прогрессивный общественный деятель еще в 1923 г. в работе «Культура и этика» отмечал: «Роковым для нашей культуры является то, что ее материальная сторона развивается намного сильнее, чем духовная… Мы переоцениваем ее материальные достижения и не принимаем во внимание значения духовного начала в той мере, в какой следовало бы… Культура, развивающая лишь материальную сторону без соответствующего духовного прогресса, подобна кораблю, который лишившись рулевого управления, теряет маневренность и неудержимо мчится навстречу катастрофе».

Т.е., духовная культура не изолирована от иных сфер культуры и общества в целом, проникает во все сферы человеческой деятельности, в т.ч. материально-практические, задавая им ценностные ориентиры.

Таким образом, в рамках деятельностного подхода культура – это способ регуляции, сохранения, воспроизводства и развития все общественной жизни людей, это универсальное свойство общественной жизни.

Человек активно преобразует мир, поэтому деятельность – основная характеристика человеческой жизни, все истории человечества. В результате деятельности людей создается материальная и духовная культура. Культура обеспечивает реализацию человеческой деятельности, побуждает к действию «по правилу» и одновременно порождает творческую активность людей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)