Деятельности кружков качества

Важнейшими компонентами успешной деятельности кружков качества являются методы коммуникаций, применяемые в их деятельности:

Метод “мозгового штурма” и его разновидности.

Цель метода – генерировать как можно больше идей. Процедура довольно проста: каждый член кружка в течении нескольких минут высказывает свои соображения по поводу выявления или решения характерной для сложившейся ситуации проблемы.

Высказывания носят спонтанный характер. Остановок для тщательного обдумывания не дается. Считают, что при таком подходе, когда человек вынужден сходу сформулировать предложение, его чаще “осеняют” блестящие и нужные идеи.

Метод Гордона. Это один из разновидностей метода “мозгового штурма”.Особенностью этой методики является то, что специфические причины “мозгового штурма” участникам обсуждения заранее не сообщаются. Они обсуждают проблему, опираясь на свою интуицию.

Высказанные идеи во всех случаях не анализируются, а просто фиксируются с целью последующей обработки. Для этого часто используются различные методы, в частности метод Дельфы.

Метод Дельфи помогает выбирать из предлагаемой серии альтернатив лучшую. От членов   группы  требуется дать оценку каждой альтернативе в определенной последовательности. Процедура здесь такова: например, с помощью статистических методов выявляют 5 причин дефектов. Какую из них назвать главной?

Участники обсуждения проблемы сначала ранжируют все причины по степени важности. На первое место ставят ту альтернативу, которую считают самой главной, на пятое – самую второстепенную.

Затем каждая альтернатива каждым членом оценивается по 10 бальной системе, в зависимости от издержек, связанных с той или иной причиной дефектов. При этом за высший балл здесь принимается единица, а за низший десять.

На третьем этапе оба результата по каждой альтернативе перемножаются между собой и находится сумма произведений. Наименьшая сумма укажет на причину, которую нужно устранять в первую очередь. Результаты подсчета безоговорочно принимаются группой.

Метод “черного ящика”.Решение проблем на основе данного метода осуществляется посредством анализа конкретных ситуаций, которые подбираются таким образом, чтобы при их анализе участники дискуссии невольно затрагивали вопросы возникновения дефектов.К этому участников побуждают специальными, целенаправленными вопросами, например: “К чему может привести данная ситуация?” или “Насколько устойчива в данном случае работа механизмов?” и т.п.

Сущность метода “черного ящика” состоит в том, что причины дефектов выявляются как бы косвенным путем. Здесь развязывается творческая инициатива людей.

Синектика – метод применяется как для выявления проблемных ситуаций, так и для решения возникающих проблем.Процедура состоит из трех этапов. На первом этапе анализируются проблемы, сформулированные лидером группы. Затем каждый участник обсуждения выдвигает свои проблемы и они также тщательно обсуждаются. По завершению этих двух этапов выявляется какая-то общая модель решения.

Метод дневников – каждому члену группы качества раздаются карманные записные книжки.Туда в течение, скажем, недели вписываются все возможные по обсуждаемой проблеме идеи. Нередко записи всех сотрудников анализируются лидером группы с последующим обсуждением подготовленного материала на очередном заседании.

Как считают японцы, данный метод ценен том, что:

  • появившаяся идея и конкретное рационализаторское предложение обретает коллективную групповую окраску;
  • все неувязки и различные точки зрения выявляются до заседания, категорируются и сглаживаются. На заседание выносится обычно “усредненное” мнение.

Метод “6 – 6”. Не менее шести членов группы качества в течение шести минут стараются сформулировать конкретные идеи, которые должны способствовать решению стоящей перед группой проблемы (отсюда название метода). Каждый участник на отдельном листе записывает свои соображения. Это делается в лаконичной форме, например:

  • нарушение герметизации,
  • разрушение материала,
  • нарушение технологии и т.п.

После этого в группе организуется обсуждение всех подготовленных списков.

В процессе обсуждения отсеивают явно ошибочные мнения, уточняют спорные, группируют по определенным признакам все остальные.

Задача – отобрать несколько, наиболее важных  альтернатив, причем их количество должно быть меньше числа участников дискуссии.

Итак, перечисленные выше наиболее часто  употребляемых семь методов коммуникаций позволяют:

  • объединить людей на базе общей ориентации, сообща выработать единое мнение;
  • общая ориентация и определяет саму тональность обсуждения доброжелательный стиль, без взаимных обвинений, без личных выпадов, наклеивания ярлыков, выявления “правых”, “виновников” и т.п.

А все это, в конечном итоге, создает условия для сплочения коллектива, для быстрого выявления самим коллективом (группой) оптимального решения. Безусловно, в ориентации на единое мнение проявляются и элементы национального и культурного наследия японцев. Но оно не чуждо и нам, россиянам, как форма для применения.

Коллективные трудовые действия японцев, как мы видели, складываются из усилий малых групп. Для придания этим группам необходимой направленности в японских фирмах культивируется специфический моральный дух.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)