Закономерности и принципы управления

Закономерности управления – объективно существующие, повторяющиеся связи явлений в отношениях управления. Они отражают общие тенденции изменения всех явлений, характеризующих управление. Это либо совокупное действие законов, либо доступный уровень понимания сущности явления, или и то и другое.

Состав и содержание закономерностей управления:

  1. Закономерность дифференциации и интеграции деятельности людей в процессах управления. Растущий объём управленческой деятельности требует её дифференциации, которая, в свою очередь, может быть реализована только при дальнейшей её интеграции. Дифференциация проявляется в первую очередь в распределении функций и полномочий. Так формируются звенья системы управления, которая отражает дифференциацию и одновременно интеграцию совместной управленческой деятельности персонала.
  2. Диверсификация управления, отражающая совмещение разнообразных форм, подходов, целей, функций, объектов управления и пр. Необходимость диверсификации связана с необходимостью выбора того типа управления, который будет наиболее эффективным в конкретных условиях функционирования организации. Особенности типов управления проявляются в системе приоритетов, различиях организационных форм и механизмов управления.
  3. Иерархичность строения системы управления, которая определяет возможность воздействия, объединённого общей целью и реализуемого на основе полномочий на принятие управленческих решений. Формы иерархий различаются, но все отражают сущность управления. Вершиной иерархии может быть должность со всеми атрибутами её обязанностей и ответственности, лидерство, собрание акционеров, совет директоров. Иерархия определяет ступенчатое распределение полномочий.
  4. Делегирование полномочий, которые необходимы для принятия решений. Распределение полномочий в системе управления отражает одну из её важнейших характеристик – степень централизации. Существует объективная зависимость степени централизации управления от таких параметров организации, как масштаб и территориальная удалённость деятельности, трудоёмкость полномочий, профессионализм, информационное обеспечение (монополия на информацию или система её рационального распределения), потребности экономии времени, уровень развития организации, характеристики внешней среды.
  5. Усиление роли человеческого фактора. Менеджмент опирается на знания, потребности, интересы, ценности, установки, опасения человека. В этом проявляется человеческий фактор в управлении. В современных организациях люди, их знания, творческий потенциал являются главным ресурсом повышения эффективности функционирования организации. В связи с этим, всё большее значение приобретают процессы управления знаниями, творческим потенциалом и талантами, человеческим капиталом, что приводит к поиску новых форм организации, изменению коммуникаций и технологий управления.
  6. Зависимость процессов управления функционированием и процессов развития организации. Функционирование и развитие организации взаимосвязаны. Функционирование предполагает поддержание стабильного режима деятельности, при этом не возникает нового качества. Если всё внимание сосредоточено на функционировании, возможны застойные явления и даже кризисы. Управление функционированием определяет основу для возможностей развития организации. С одной стороны функционирование выявляет проблемы в осуществлении организационных процессов, а с другой – создаёт возможность развития, обеспечивая получение прибыли, достаточной для совершенствования функционирования. Процессы развития должны соответствовать процессам устойчивого функционирования. При этом и они становятся устойчивыми. Недопустимы «большие скачки», т.е. непомерное ускорение перемен, которые разрушают организацию и приводят к кризису функционирования.
  7. Соотносительность субъекта и объекта управления. Объём деятельности по управлению зависит от масштабов, сложности, проблематики, целей функционирования организации, особенностей поведения персонала, характеристик внешней среды. По мере развития экономики и общества соотносительность субъекта и объекта управления изменяется в пользу первого. Затраты на управление растут более высокими темпами. Это определяется усложнением технологии управления, потребностями его технической вооружённости необходимостью профессионализации менеджмента и другими факторами.
  8. Соответствие цели менеджмента целям организации. Общая цель менеджмента должна быть тождественна общей цели организации в целом. Целевые установки всех частей организации должны исходить из её общей цели и соответствовать ей.
  9. Достаточность информации для построения коммуникаций менеджмента. Информация определяет возможности менеджмента в плане оценки ситуации и разработки управленческих решений. На основе информации строится коммуникационная среда менеджмента.

На основе объективных закономерностей формулируются принципы управления – основные правила, которые способствуют оценке ситуаций.

Основными принципами управления являются:

  • организационное оформление функционального и полномочного разделения управленческой деятельности;
  • сочетание формального и неформального управления;
  • делегирование полномочий;
  • интеграция процессов управления;
  • мотивация деятельности;
  • принцип развития как стремление к новому качеству;
  • участие в управлении персонала организации;
  • сочетание научности и искусства управления;
  • принцип динамичности и адаптивности системы управления;
  • экономия времени в процессах управления.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)