Что такое марксизм?

Марксизм — одно из важнейших течений мысли XX века.

Наибольшее значение он имел в политике, но он сыграл также важную роль в философии и теории общества. Как и ранее рассмотренные течения — структурализм, феноменология и теория социального действия — марксизм очень широк и содержателен.

Он включает в себя многие направления, имеющие много общего с различными традициями немарксистской теории общества и философии, например, структуралистский, феноменологический или феминистский марксизм.

При изучении различных направлений марксизма, к примеру, последних пятидесяти лет, трудно обнаружить в них нечто общее, что позволяет назвать их именно марксистскими направлениями.

К тому же противоречия и споры внутри марксизма неоднократно бывали столь же значительными, как между марксистами и немарксистами.

В этих внутримарксистских дебатах многие исходили из политического представления, что различия в теоретической точке зрения строятся на «ошибочной классовой установке», то есть на политической точке зрения.

История марксизма полна таких конфликтов, где теория и политика перемешаны, и довольно трудно провести границу между наукой и политикой.

Все же марксизм составляет отчетливое течение в мышлении XX века, и его можно определить отчасти из его противопоставленности различным формам немарксистской, «буржуазной» мысли, отчасти из его сопряженности с тем, что называется «социалистической перспективой».

Несмотря на множество различий во многих вопросах, к примеру, в оценке и анализе настоящего и прежнего «реально существующего социализма», неотъемлемой центральной частью марксизма предстает анализ и критика капиталистического общества (которое рассматривается именно как капиталистическое, а не только как вообще индустриальное общество).

В связи с таким теоретическим анализом различных форм капитализма стоят также попытки выработки стратегии перехода к социализму, хотя разные марксисты чаще всего не едины в вопросе выбора правильной стратегии.

Поскольку как действительные обстоятельства, так и мыслительные предпосылки теоретической критики общества и различных попыток найти возможный путь к социалистическому обществу в XX веке в столь высокой степени изменились, марксисты были вынуждены развивать марксизм как теорию, чтобы быть в состоянии приблизиться к решению обеих этих задач и чтобы не увязнуть в догматическом повторении «старых истин».

Очень важную часть изменения этих исторических условий являет возникновение нескольких социалистических государств, от октябрьской революции в России в 1917 г. до позднейших антиколониальных революций во Вьетнаме, Никарагуа и т. д., а также то, что многие из этих государств переходят теперь к какой-либо форме не социализма.

Большинство этих государств использовали раньше или все еще используют какую-либо форму марксизма как свою общественную идеологию, что привело к тому, что многим марксистам, начиная с октябрьской революции, тоже пришлось защищаться.

При этом марксизм, кроме своей прежней революционной направленности, приобрел и консервативную функцию. Это было явно видно во времена Сталина в Советском Союзе, когда высшим долгом коммунистов и марксистов считалось защищать «социалистическое отечество».

На практике это означало безусловную поддержку проводимой политики и господствующей в стране идеологии.

Но марксизм развивался также и за пределами советского марксизма, и во многих случаях— наперекор ему. Уже в двадцатые годы несколько теоретиков пытались выработать некий марксизм третьего пути, между -русским коммунизмом с одной стороны и западной социал-демократией — с другой.

Эти попытки породили особую традицию, которая называется западным марксизмом в отличие от марксизма восточных государств.

Прежде всего именно внутри этой традиции немарксистские течения мысли стали важными для теоретического развития.

Это связано частью с тем, что западный марксизм, как раз своими попытками найти третий путь, в значительной мере развивался вне тесного контакта с крупными социалистическими партиями, и потому был более открытым для различных интеллектуальных течений, выросших на протяжении XX века.

Вплоть до широкого распространения марксизма в университетах и появления «новых левых» в шестидесятые годы, этот марксизм был представлен отдельными личностями, но в настоящее время западный марксизм удачно влился в академические исследовательские круги.

Часть современного марксизма представлена исследователями и теоретиками, которые «считают в первую очередь работы Маркса не источником предсказаний о будущем или учебником революционеров, а исходной точкой для развития богатой и будящей фантазию разъяснительной теории».

Тем самым марксизм, наряду с тем, что он является радикальной революционной идеологией и более консервативной государственной и партийной идеологией, стал также неотъемлемой частью современных общественнонаучных и философских дискуссий.

Далее, это привело к тому, что все труднее стало провести границу между марксизмом и немарксизмом.

Маркс и инспирированные Марксом теории составляют сегодня важную часть исторической и общественной науки; они влияют на общее состояние развития науки об обществе, но и находятся в значительной степени под ее влиянием.

Разумеется, в короткой главе о столетнем развитии марксизма нельзя углубиться в особенности взглядов отдельных авторов или даже направлений. Вместо этого мы попытаемся представить здесь обзорную картину марксизма, чтобы передать диапазон царящих в нем взглядов.

Для более глубокого понимания следует прочесть одно или несколько классических произведений и обзорных работ об отдельных частях марксизма, такая литература имеется.

Кроме того, в этой главе теоретическое развитие марксизма помещено в рамки истории XX века, поскольку исторический процесс всегда был важнейшей движущей силой изменения и развития марксизма.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)