Коммуникационный менеджмент в данный момент

Определение проблемы это не только исследовательская и аналитическая функция коммуникатора, но и первый шаг управления коммуникационным процессом.

Обычно начинается со сбора информации и ее диагностики. Это не только первый шаг в управленческом процессе, но, вероятно, и наиболее трудный, поскольку многие предполагают, что «потоки информационного взаимодействия», «общественное мнение», «связи с общественностью» – это неуловимая социальная материя и ее нельзя увидеть, услышать и тем более измерить.

Как свидетельствует практический результат зарубежных компаний, отдельных российских ПР-агенств и менеджеров, если последовательно использовать определенные методики исследовательской работы, теоретически и практически анализировать ситуацию, то неуловимая социальная материя поддается и познанию, и соответствующей обработке.

Предварительный план исследовательской работы включает в себя:

  • ¾ формулировку проблемы – это итог всего, что уже известно о проблемной ситуации (формулировка проблемы не предусматривает путей ее разрешения или обвинения в чей-либо адрес);
  • ¾ систематический сбор информации, необходимой для всестороннего понимания ситуации;
  • ¾ проверку предположений относительно общественности и последствий связей с нею;
  • ¾ уважительное отношение к авторитетам и интуиции;
  • ¾ проработка нескольких альтернатив перед принятием решения

Круг решаемых коммуникационным менеджментом задач необычайно разнообразен. Это и обеспечение победы на выборах, и создание привлекательного имиджа, и управление репутацией, и нейтрализация упрямых оппонентов, и косвенное участие в провале законопроекта и т.д.

Естественно, что для решения названных выше и других, подобного рода задач, не может быть единых рецептов управления коммуникациями.

Цель всей работы – расширить понимание проблемной ситуации, обогатить знания об обществе в целом.

И все же, назвать определенные элементы исследовательской работы для ответа на вопрос «что происходит в настоящий момент?» видимо можно:

  1.  Необходимо предельно четко сформулировать проблему, для того чтобы ясно представить алгоритм коммуникационных задач, которые нужно будет решить и менеджеру, и коммуникатору.
  2. Определить «границы» изучаемой аудитории, в которой предполагается достигнуть необходимого уровня взаимопонимания и сотрудничества
  3.  Решить каким образом будет осуществлен поиск и выделение из состава аудитории наиболее коммуникабельных групп и мониторинг их коммуникационных потребностей и социальных настроений.
  4.  Предположить возможные формы изучения эффективности влияния на «свою» аудиторию и адресные группы конкурирующих коммуникаторов.
  5.  Оценить ситуацию, которая может быть благоприятной, нейтральной и неблагоприятной для решения коммуникационных целей. Очень важно попытаться выявить наличие возможных помех и шумов. Их влияние на коммуникацию обычно проявляется в том, что передаваемые коммутатором сообщения отличаются от того, которое принимается получателем.
  6. Иметь ясное представление, что собой представляет источник информации, а также коммуникатор (в ряде случаев это одно и то же лицо). Необходимо взвесить на точных весах как сильные, так и слабые стороны вступающих в контакт с аудиторией субъектов. В итоге желательно составить соответствующее досье на каждого коммутатора.
  7.  На основе анализа собранной информации попытаться конкретно определить цели и направления предстоящей коммуникации: ¾ продумать состав будущих коммуникаторов, ¾ определить возможные каналы информации, ¾ разработать возможные тексты необходимых сообщений, которые будут, в зависимости от анализа ситуации и необходимости решения проблем, или информировать, или инструктировать, или мотивировать соответствующие группы общественности,¾ наметить целевые аудитории.
  8. Составить проект сметы затрат по материально – техническому обеспечению коммуникаций: ¾ на покупку эфирного времени и газетных площадей, ¾ на составление газетных текстов и создание теле и радиоматериалов, а также выпуск брошюр, буклетов, листовок, календарей и т.п. ¾ на оплату труда лиц, участвующих в коммуникационном менеджменте и т.д.
  9. Собрать материалы, касающиеся анализа ситуации, для удобства рассортировав их по двум папкам: внутренние факторы и внешние факторы.

В папку с «внутренними факторами» должны быть собраны: А. Организационно-правовой блок документов

  • ¾ Заявления о миссии организации, устав, постановления, история и структура организации.
  • ¾ Письма, биографии, фотографии ведущих руководителей, членов совета, менеджеров и др.
  • ¾ Описание и история программ, продукции, услуг и пр.
  • ¾ Статистические данные о ресурсах, бюджете, штатах, торговле, прибыли, акционерах и т.д.
  • ¾ Формулирование политики и процедурных вопросов, связанных с проблемной ситуацией.
  • ¾ Формулирование позиций (цитаты) ведущих руководителей относительно проблемной ситуации.
  • ¾ Описание того, как организация в текущий момент справляется с проблемной ситуацией.
  • ¾ Список и описание ключевых заинтересованных лиц внутри организации.
  • ¾ Перечень внутренних средств информации (двусторонних) для коммуникации с группами интерес.

Б.Подготовительные материалы по предмету исследования:

  •  документы и материалы, связанные с организационными вопросами, процедурами и акциями имеющие отношение к проблемной ситуации (справки, досье о разных группах общественности организации, обзор мнений и действий ключевых фигур внутри организации, ее структурных подразделений, ответственных за проблему, хроника причастности организации к возникшей проблеме).
  •  документированная систематизация коммуникационного поведения организации, позволяющая проверить, как она обращается с общественностью (анализ состояния отношений организации со своими сотрудниками или с соседней организацией).

Оценка качества используемых официальных каналов коммуникации, определение уровня корпоративной культуры и др. Количество и содержание документов должно дать возможность получить ответ, по крайней мере, на следующие вопросы: ¾ узкие места информационных потоков; ¾ неравномерность коммуникационной нагрузки; ¾ работа сотрудников наперекор друг другу; ¾ скрытая информация внутри организации, которая может быть использована ей во вред; ¾ конфликтность понятий относительно того, что такое организация и на деле как она действует.

  • постоянно обновляющийся календарь – работы организации, хроника ее жизнедеятельности.

Эта часть досье будет служить не только важным справочником для текущей работы организации над отдельными вопросами, но и выступит источником идей и информации для написания выступлений, подготовке брошюр, специальных отчетов, выставок, удовлетворения информационных запросов со стороны СМИ.

Открытость и точность информации об истории деятельности организации, передвижении ее руководящих кадров могут явиться для пиарменов бесценным средством борьбы со сплетнями и безосновательными слухами.

В досье, посвященным внешним факторам концентрируются материалы о положительных и отрицательных процессах, протекавших за пределами организации.

Желательно начать это досье с хронологически упорядоченных внешних аспектов проблемной ситуации – подробное исследование групп общественности (потребители, поставщики, инвесторы, в отдельных случаях акционеры и др.) и учреждений, имеющих отношение к проблемной ситуации и так или иначе влияющих на ее развитие.

В документах должна содержаться информация о том, что они знают, чувствуют, насколько глубоко осведомлены о текущей проблемной ситуации и действиям, к которым прибегает руководство организации или отдельные влиятельные личности.

Материалы досье по внешнем факторам должны состоять из: А.Данных постоянного мониторинга исследуемой проблемы

  • ¾ Вырезки из газет, журналов, профсоюзных изданий, пресс бюллетеней, в которых говорится об организации и проблемной ситуации.
  • ¾ Отчеты, стенограммы, аудио- и видеозаписи радио- и телепередач по поводу проблемной ситуации.
  • ¾ Результаты контент-анализа материалов СМИ.
  • ¾ Список СМИ, журналистов, репортеров, радиокомментаторов, обозревателей и редакторов, причастных к сообщениям об организации и проблемной ситуации.
  • ¾ Список и основная информация о лицах и группах, разделяющих обеспокоенность, интересы и позиции организации относительно проблемной ситуации (включая внутренние и внешние каналы
    информации, которые они контролируют).
  • ¾ Список и основная информация о лицах и группах, не разделяющих обеспокоенности, интереса и позиций организации относительно проблемной ситуации (в том числе внутренние и внешние каналы
    информации, которые они контролируют).
  • ¾ Результаты социологических исследований и опросов общественного мнения, касающихся организации и проблемной ситуации.
  • ¾ График специальных мероприятий, событий и другие важные данные организационного плана, связанные с проблемной ситуацией.
  • ¾ Список государственных учреждений, законодателей, других должностных лиц, наделенных исполнительными и законодательными полномочиями, влияющими на организацию и проблемную ситуацию.
  • ¾ Копии соответствующих постановлений, законодательных актов, счетов, которые следует оплатить, результатов референдумов, государственных печатных материалов и отчетов о слушании дел.
  • ¾ Копии опубликованных исследований по вопросам, относящимся к проблемной ситуации.
  • ¾ Список важной справочной литературы, протоколов, указателей с обозначением мест их хранения в организации.

Б. Материалы текущей деятельности способные давать ответы, по крайней мере, на следующий круг вопросов:

  • ¾ в какой мере различные группы людей ощущают потребность в информации, связанной с конкретной проблемной ситуацией?
  • ¾ какую именно информацию хотят знать (получить) различные группы людей?
  • ¾ насколько эта информация будет полезна, значима, важная для них лично? Необходимо помнить, что люди редко когда усматривают пользу в «общей информации».
  • ¾ насколько различные индивиды видят себя причастными к ситуации, или считают себя ее жертвами?

Изучение заинтересованных групп общественности перед началом разработки программы действий и составления плана дает возможность:

  • ¾ проверить точность предположений относительно того, кто же на самом деле входит в состав групп;
  • ¾ установить, какой информацией они владеют;
  • ¾ что думают по поводу ситуации;
  • ¾ насколько причастны к ней;
  • ¾ какую именно информацию считают важной;
  • ¾ как используют ее и даже по каким каналам получают.

Имея все это под рукой, и только после этого, ответственные за вопросы планирования могут определить цели относительно каждой группы общественности, разработать стратегию работы с ними.

Бесспорно, что работа со всеми группами общественности – дело очень трудоемкое, дорогое и хлопотное. Важно на первом этапе произвести соответствующую ранжировку групп и сосредоточить основное внимание на них, приоритеты отдать тем группам общественности, влияние на которых может с
меньшими издержками достигнуть желаемого решения проблемной задачи.

Глубокое понимание заинтересованных групп общественности помогает определить их информационные потребности и готовить для них соответствующие сообщения. Зная систему их коммуникационных предпочтений, можно выбрать наиболее эффективные средства для распространения информации среди различных аудиторий.

В зависимости от собранных материалов логически выстроиться могут несколько возможных стратегий деятельности:

  • ¾ при сильных позициях организации воспользоваться возможностями внешнего окружения,
  • ¾ при сильных позициях организации отразить опасность со стороны внешней среды,
  • ¾ пытаться минимизировать уязвимость организации, используя возможности внешней среды,
  • ¾ минимизировать как уязвимость позиций организации, так и опасность со стороны внешней среды.

Выше отмечалось, что первый этап – исследовательский – самый трудный. Он может выполняться специальными исследовательскими учреждениями (обычно дорогое удовольствие и занимающее значительный период времени), или специалистами организации.

Для них ниже будут высказаны определенные рекомендации, не претендующие на полноту, поскольку вопросы исследований
являются предметом изучения специальных дисциплин.

Наукой давно уже разработаны и проверены на практике подходы к организации исследования.

Процесс, как правило, начинается с четкой постановки изучаемой проблемы.

Это можно делать разными способами: скажем, проблему формулируют в виде вопроса; это также может быть гипотетическое предположение о возможной взаимосвязи между явлениями, которую нужно проверить, а потом сделать теоретические обобщения и т.д.

Затем следует очередной шаг, когда необходимо разработать программу исследования, уточнить, как именно лучше ее реализовать: с помощью опроса общественного мнения, проведения эксперимента, глубокого изучения статистических данных, переписи населения и пр.

Любой из возможных способов исследования проблемы имеет свои специфические методы сбора, анализа и интерпретации данных.

Но, как бы ни отличались между собой способы исследования, все они имеют общую цель — расширить наше понимание проблемных ситуаций, обогатить знания об обществе в целом.

Подходы и избранные методы зависят от проблемы, которую необходимо разрешить, квалификации и вкусов исследователя, имеющихся ресурсов, обстоятельств, возникающих в той или другой ситуации, и срочности принятия ответственного управленческого решения.

Можно привести примерный перечень контрольных вопросов, которыми специалисты рекомендуют воспользоваться, приступая к выбору метода исследования:

  • ¾ Как будут использоваться результаты исследования? На первый взгляд этот вопрос может показаться наивным. Но следует помнить, что в критических ситуациях, когда ради спасения хватаются даже за соломинку, нетрудно «вломиться» в исследование без четкого плана использования его результатов.
  • ¾ Какая конкретно группа населения (общественности) должна изучаться и как должна быть сформирована выборка? В некоторых исследованиях именно аспект определения нужной группы населения является наиболее сложным вопросом.
Разумное определение выборки может минимизировать стоимость исследования и оптимизировать точность полученных результатов.
  • ¾ Какой тип методики более всего подходит в данном случае? Никогда не нужно сразу считать, что какой-то вид социологического исследования, например анкетирование, наилучший. Нередко бывает так, что метод фокус-группы или использование данных других исследований могут дать лучшие
    результаты.
  • ¾ Если будет использоваться социологическое исследование, какой тип полевой работы будет наиболее эффективен? В данном случае необходимо выбрать какой-либо из трех основных типов: почтовое, телефонное или персональное интервью. Коммуникаторщик обязан знать преимущества и недостатки каждого из них,
  • ¾ Рекомендуется ли использование только закрытых, или только открытых вопросов, или же их комбинации? От того, какой тип вопросов будет выбран, существенно зависит и тип используемой анкеты.
  • ¾ Какой опыт работы имеет исследовательская организация, к которой вы планируете обратиться, какова профессиональная подготовка ее сотрудников? Крайне важно навести справки об опыте работы исследовательской организации именно по нужной вам методике. Не стесняйтесь узнавать мнения других людей об этой организации.
  • ¾ Как будет осуществляться анализ данных и в какой форме будут предоставляться результаты? Это чрезвычайно важно! Многие пиармены считают, что они тратят средства на полный отчет, и не соглашаются принимать компьютерные таблицы данных как конечный продукт.
  • ¾ Как быстро можно получить результаты исследования? Большая удача, если можно спланировать работу так, чтобы полученные результаты явились своевременными, чтобы они не оказались слишком дорогим и никому не нужным хламом.
  • ¾ Сколько будет стоить исследование? Профессиональное исследование дорогое. Целесообразно получить в письменной форме предложения о готовности провести исследование от нескольких исследовательских
    организаций. В то же время вы избавитесь от многих проблем, если будете настаивать на том, чтобы исследовательская организация в своих предложениях дала ответы на каждый из перечисленных выше контрольных вопросов.

Исследовательская работа в сфере коммуникационного процесса охватывает в основном два типа исследований: формальные и неформальные.

Формальные исследования предусматривают строгие методы сбора информации на основе формирования научно определенных репрезентативных выборок.

Этот тип исследований требует строгого соблюдения определенных процедур исследовательского процесса, начиная с постановки задачи и заканчивая  интерпретацией полученных данных, подачей заключительного отчета о проделанной работе.

Формальные исследования по своей методике делятся на качественные и количественные. Качественные исследования (качественный анализ) — это те, что базируются на теоретических ресурсах социологии, индивидуальном опыте, наблюдениях, анализе личных и официальных документов и т.д.

Самыми распространенными специальными методами качественного анализа выступают историографический (биографический) метод, исследование отдельных примеров, изучение личных документов (дневников), углубленные интервью, фокус-группы, панельные исследования.

Количественные методы исследования составляют совокупность приемов, процедур и методов описания, преобразования и получения нового социологического знания, формализованного на основании достижений и методов математики и компьютерной техники.

Самыми распространенными методами количественных исследований считаются контент-анализ, опросы общественного мнения и другие типы социологических исследований.

Неформальные исследования проводятся без соблюдения определенных научных, общепринятых правил и процедур, требующих от исследователя всякий раз точно копировать исследовательский процесс.

В отличие от формальных исследований, результаты которых можно использовать для предсказаний и прогнозирования, неформальные исследования используются исключительно для описания конкретных
ситуаций.

Часто используемыми разновидностями неформальных исследований являются «ненавязчивые» наблюдения, эксперименты, опыты, не предусматривающие вмешательства в чьи-то или какие-то дела, журналистские расследования, коммуникационный аудит, аудит общественного мнения, анализ паблисити и др.

В таких исследованиях большую роль играют интуиция и личный опыт исследователя.

Точно так же, как и в случаях формальных исследований, специалисты должны хорошо разбираться в преимуществах и недостатках тех или иных методов неформальных исследований.

Мы рассмотрели лишь некоторые методы сбора качественной и количественной информации, необходимой для определения проблемной ситуации.

Ясно, что полная информация нужна не только на этом этапе. Постоянное ее пополнение и обновление точно также необходимы для отслеживания хода выполнения программ, определения эффективности управленческих решений и оценки конечных результатов.

Поэтому исследовательская работа — процесс непрерывный. Она становится неотъемлемой
частью всей деятельности, делает коммуникации не только функцией управления, но и руководимой системой, управляемым процессом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)