Бурдье как теоретик современного общества

Пьер Бурдье — французский социолог, исследующий столь разнородные явления, как мода в одежде, дизайн, искусство, культура крестьянства, фотографирование, посещаемость музеев, образование и трудовая жизнь. Он изучает становление карьеры и жизненный путь в различных профессиональных группах, например, у руководителей промышленности, епископов, модельеров, крестьян и интеллигентов.

Далее, он изучает соотношения между знанием и культурой, с одной стороны, и положении элиты и властей в обществе — с другой. Интерес Бурдье к способам построения карьеры у элиты вызывает раздражение у многих представителей элитарных слоев во Франции. Они не привыкли к тому, чтобы их самих исследовали с точки зрения социологии, и не желают, чтобы их ставили на одну доску с теми, кого они называют «простым народом».

Многих интеллектуалов также возмущали исследования, в которых Бурдье анализирует пути, которыми они добиваются положения у власти и статуса — не только благодаря образованности и деловым качествам, но прежде всего потому, что они хорошо знают вкусы и образ жизни культурной элиты.
В социологических исследованиях Бурдье не идет речь о несчастьях и сложностях, подстерегающих людей в обществе. Наоборот, он исследует обстоятельства, которые многие социологи находят тривиальными и самоочевидными, о чем все думают одинаково и с чем постоянно сталкиваются в обыденности.

Будничные события в человеческой жизни, в школе и семье, на отдыхе и на работе являются для него интересными по-социологически, потому что они показывают, как строится общественная структура и какие факторы создают условия для ее сохранения в дальнейшем.

Свои исследования Бурдье проводит, пользуясь жизнеописаниями, интервью, анкетированием и статистикой. Его теоретическое направление — это смесь социологии, истории, теории науки и социальной антропологии.

То, что он при этом беспрепятственно переходит от одной теоретической традиции к другой, и свободно владеет разнообразным эмпирическим материалом — это основополагающая особенность его научной работы: теория и эмпирика взаимозависимы, и теоретические размышления, перспективы и знания развиваются в такт с эмпирическими трудами.

Теория, метод и эмпирика рассматриваются как инструментарий социологического целого, где различные моменты подгоняются один к другому и последовательно изменяются. Поэтому в работах Бурдье нельзя найти какой-либо одной четко высказанной теории, но можно все же сказать, что он исходит из классически-социологической переменной — социальной стратификации — с целью изучить, как и почему общество управляется при помощи логики консерватизма.

Опираясь, среди прочего, на феноменологию и классическую социологию, Бурдье преобразил достаточно застывшие, механические и идеологизированные объяснительные модели, преобладавшие во французской марксистской и структуралистской социологии с шестидесятых годов. Автор недавно вышедшего в Швеции исследования, посвященному всему творчеству Бурдье, считает, что в работах Бурдье можно обнаружить несколько переломных моментов.

Развитие творчества Бурдье насчитывает по меньшей мере три более или менее отчетливо выраженных периода. Их можно разграничить на основании эмпирических исследовательских работ и развития аппарата центральных для него понятий. Кульминацией первого периода будет примерно 1966 год.

Именно тогда он вводит понятие культурного капитала. Это знаменует переход от его ранних, скорее этнологического направления, работ, занимаясь которыми, он выдвинул понятие символического капитала, к более выраженному социологическому направлению. Второй период приходится на 1966—1971 годы, тогда в его социологии было предложено и упрочилось понятие поля. Третий период начался около 1975 года.

Теперь его труды приобретают более научно- теоретический характер и направлены на поиск понимания существа научной деятельности.
Другой способ прочтения работ Бурдье — это разделение их по их отношению к французской общественнонаучной и философской традиции. Тогда можно увидеть, как он в своем творчестве боролся с неспособностью марксизма давать достойные ответы на поставленные им вопросы.

Через феноменологию и структурализм он постепенно добирается до таких классиков, как Дюркгейм, Вебер и Леви-Стросс. Пожалуй, Бурдье больше, чем какой-либо другой социолог во Франции способствовал возрождению социологии Дюркгейма и его девиза «следует рассматривать социальные факты как вещи».

Бурдье всегда настаивал на том, что социология не должна быть слишком абстрактной и склонной к умозрительным конструкциям. Наоборот, социология должна стараться анализировать конкретные общественные явления.

Бурдье ориентировался также на феноменологию и этнометодологию, чтобы с их помощью попытаться ответить на вопросы о природе человека и том, что формирует сознание и управляет социальным поведением.

Если же прочесть Бурдье при помощи комбинации двух этих способов, то есть, с одной стороны, пытаясь понять его социологию через понятия и эмпирическую работу, с другой стороны, пытаясь понять его социологию исходя из научно-теоретических проблем, — то вся его научная деятельность предстанет как безостановочный процесс.

Обнаружится постоянный поток критических вопросов о собственной деятельности и ее результатах; все его труды отмечены печатью борьбы в сообществе французских ученых и борьбы этого сообщества за престиж и влияние в обществе.

Дальнейшее изложение строится вокруг эмпирических исследований, вводящих центральные для Бурдье понятия, прежде всего — различные формы капитала, то есть культурный, социальный, экономический и символический капитал, а также понятия габитуса, поля, вкуса и жизненного стиля.

Задача этой главы — не критическая оценка всей социологии Бурдье; хочу обратить внимание читателей на то, что мое изложение — лишь один из многих способов прочтения его творчества.

Читать тексты Бурдье часто очень трудно, и особая трудность, с которой сталкиваешься у него — резкие переходы от компактных теоретических и абстрактных размышлений к богатству эмпирических подробностей и популярному многоречивому языку изложения, и эти переходы не всегда ясны.

В мои намерения входит последовательно изложить взгляды Бурдье на познание, общественнонаучные методы и эмпирику, выбор объектов изучения, интерпретационную и аналитическую работу и теоретические выводы. Это делается для того, чтобы не утомить читателя его временами довольно абстрактными рассуждениями.

Поэтому о различных трудах Бурдье не рассказывается в строго хронологическом порядке, а вместо этого показывается развитие его теории на основании тех различных исследовательских работ, в которых Бурдье принимал участие

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)