Болонский процесс

Трудно не согласиться с тем, что последствия процесса глобализации для образования не менее глубоки, чем для средневекового университета были гуманизм Возрождения и позднее — научная революция. Вопрос теперь уже идет не о соответствии университетов, вузов духу времени, а о самом существовании их как феномена.

Непрерывное образование — реальность, порожденная как технологической революцией, так и требованиями глобализационных процессов. Высшее учебное заведение как социокультурный феномен, существующий в координатах определенного времени и места, может потерять свою уникальность.

По крайней мере, соответствующий вызов брошен со стороны таких новых форм образовательных услуг, как виртуальные и корпоративные, отраслевые университеты. Более того, университет начинает терять свои преимущества и в другом качестве. Потребность в непрерывном образовании вызвала к жизни другие новые институты, способные оперативно отзываться на запросы рынка образовательных услуг.

В этом плане огромные перспективы у СМИ и других информационных структур. Вузы начинают терять свои эксклюзивные права на предоставление образования. Правда, остается статус учебного заведения, обеспечивающего универсальное, целостное образование, и есть все основания открыться миру и строить самые широкие и разнообразные коалиции:

  • образовательные: сотрудничать с другими образовательными структурами как по вертикали образовательной системы, так и по горизонтали — входить в различные образовательные ассоциации, сети и холдинги, в том числе, и международные;
  • исследовательские: формировать самые разнообразные научные группы для реализации конкретных исследовательских проектов;
  • социальные: работать с локальным сообществом и общественными организациями;
  • экономические: создавать смешанные научно-практические группы для реализации бизнес-проектов;
  • политические: для продвижения в социальную жизнь своих гуманитарных и социальных ценностей, лоббирования своих институциональных интересов;
  • культурные: как для развития и презентации своей уникальности, так и для кросс-культурной адаптации разных культурных групп, прямо или косвенно включенных в образовательный процесс.

Пока очевидно, что наши образовательные продукты не могут пройти европейскую сертификацию и не будут допущены на мировой рынок образовательных услуг. То, как задаются параметры Болонского процесса, дает возможность предположить, что в обозримом будущем будет поставлен заслон «демпинговым» дипломам, которые наша система высшего образования с легкостью выдает в огромных количествах.

И еще: информационная революция меняет принципы организации общества, на смену вертикальным иерархиям приходят горизонтальные связи, устанавливаемые людьми по их собственному выбору, начинает складываться мегаобщество — общество глобальных сетей с быстро меняющейся конфигурацией отношений в нем.

Этот объективный процесс невозможно игнорировать. Его необходимо понять и, по озможности, постараться вписаться в него. Теперь, теоретически, для студента в любой точке земного шара, если он имеет доступ к необходимой информационной технологии, есть возможность зарегистрироваться онлайн для прохождения программы на получение академической степени, получать онлайн все инструкции, общаться с руководителями и преподавателями, присутствовать на читаемых лекциях и участвовать в семинарах, сдавать экзамены в онлайновом режиме и даже получать сертификаты о присвоении академической степени.

Частные прибыльные компании теперь могут конкурировать с существующими университетами в этом бизнесе посредством простой покупки услуг преподавателей для составления учебных программ, которые эти компании и предлагают. Вузы используют эти компании для распространения собственных программ по всему миру (в Соединенных Штатах примером могут служить корпорация «Джонс» и «Электроник видео конференсинг»).

Вхождение в европейское, международное образовательное сообщество — вполне ясная форма проявления процесса глобализации — связано с переосмыслением и переоценкой понятия национального суверенитета. Мы, действительно, активно стремимся войти в международные европейские структуры, пытаемся осуществлять реформы по европейским стандартам.

Очевидно, что многое должно быть сделано на государственном уровне:

  • правовое регулирование международного сотрудничества (проблемы интеллектуальной собственности, утечки умов, формы поддержки своих университетов);
  • финансирование значимых для государства программ («патронат» науки);
  • выбор приоритетов исследований, содействие кооперации промышленности и вузов);
  • реформа высшего образования и системы управления им [в эпоху глобализации!].

И очень важно, и, скорее всего, бесспорно — изменение парадигмы современного образования. В ней должно измениться содержание требований к современному студенту.

Может быть, стоит учесть и следующие персонально значимые требования как наиболее важные:

  • ориентация в сложных информационных потоках — перед высшим образованием стоит задача формирования у студентов навыков свободной ориентации в современных разветвленных информационно-коммуникативных структурах, информационных потоках и сетях;
  • взаимодействие с различными культурами — мир в эпоху глобализации свернулся и превратился в одну коммуникационную деревню. Взаимодействие с различными культурами становится повседневной реальностью, отсюда и необходимость навыков кросскультурной адаптации;
  • стратегическое мышление — быстро меняющаяся действительность и глобальные вызовы требуют от студента способности выстраивать стратегию поведения и планирования своей деятельности, а, следовательно, перед педагогами стоит задача помочь ему в выработке такой стратегии. Это стратегическое мышление может быть основано на способности к анализу, синтезу, системном и критическом мышлении;
  • формирование связей — особую значимость в эпоху глобализации приобретает способность формирования и эффективного использования социального капитала, а также доверительных отношений путем включения себя в соответствующую существующую сеть или создания своей сети, наиболее полно отвечающей личным потребностям;
  • быстрое и постоянное обновление знаний — высшее образование сегодня утратило способность давать знания раз и навсегда — перед ним стоит новая задача — формировать у студентов способность к непрерывному образованию;
  • концентрация на абстрактных концепциях — выработка у студентов способности работы с абстрактными концепциями и в условиях неопределенности ситуации: положение в глобальной экономике таково, что постоянно необходимо принимать решения в условиях нечетко сформулированных проблем и принципиальной неполноты информации, и в быстро меняющейся реальности будущему выпускнику придется принимать решения при недостатке времени и информации, неопределенности многих параметров;
  • формирование целостного видения явлений — сегодняшнее образование основано на системе дискретных дисциплин. Глобализация требует целостного, интенсивного, междисциплинарного образования, способности системного мышления;
  • развитие у студентов способности оперировать символами — современному студенту как будущему профессионалу необходимо уметь использовать символические продукты из совершенно разных областей социальной, политической, культурной, экономической жизни;
  • развитие у студентов способности находить информацию и использовать знания — объемы информации быстро возрастают, и уже физически невозможно освоить их все даже в одной области знаний, поэтому современная ситуация требует учить студентов, как находить нужную информацию и пользоваться знаниями; как решать проблемы, синтезировать старые и новые знания. Новые технологии IT меняют роль преподавателя с всезнающего гуру на руководителя, помогающего студенту получать умения и способности в нахождении, использовании и продуцировании знаний в различных формах со всего мира;
  • содействие росту числа научно и технически подготовленных студентов — современная экономика все больше основывается на знаниях как ключевом факторе продукции, возможно, даже более значимом, чем другие традиционные факторы. Качество продукции в век глобализации будет основано на таких явлениях, как биотехнология, новые материалы, человеческая генетика, искусственный интеллект. Все это требует высокообразованных профессионалов, способных использовать все достижения науки и технологии. В связи с этим, перед вузами стоит задача войти в национальные системы инноваций, найти пути сотрудничества с исследовательскими структурами, общественным и частным секторами;
  • снятие различий между умственным и физическим трудом — новая промышленная парадигма предполагает интеллектуальную востребованность всех работников. Принципиально меняются запросы рынка труда;
  • вовлечение студентов в работу в командах — в эпоху глобализации на предприятиях возрастает роль способности работать в командах. Компромисс, дебаты, лидерство, управление организацией — те навыки, которые надо формировать у студентов. Индивидуальная самостоятельная работа в вузе должна быть дополнена заданиями для работы в командах;
  • использование международных виртуальных команд — необходимо развивать виртуальную и сетевую активность. Студенты должны обучаться работать не только в локальных вузовских командах, но и в глобальных сетевых. Это требует умения структурировать групповой диалог, принимать совместные решения, управлять коллективной активностью и рациональным выбором;
  • создание подвижных и гибких систем — процесс обучения в вузе должен осуществляться везде на его территории и в структурах, а не только в аудиториях и лабораториях. Вузы должны стать более гибкими в удовлетворении потребностей обучающихся и глобальной экономики. Это предполагает активное варьирование временем, местом, учебными программами;
  • преодоление границ пространства и времени — необходимо сочетать в образовании синхронную и асинхронную активность вуза. Синхронная активность должна в себя включать лекции, дискуссии в группах, экзамены в реальном времени.
Асинхронная — аудио или видеолекции и возможность доступа к архивированным материалам по учебным курсам, которые могут быть использованы в любое время и в любом месте.

Отмеченные требования являются совершенно новыми для большинства вузов. Они, как мы уже сказали, отражают параметры новой образовательной парадигмы в эпоху глобализации. Это парадигма общества знаний, и она принципиально отличается от парадигмы информационного общества. Взгляните на таблицу.

Итак, для новой мировой образовательной парадигмы характерно следующее:

  • распространенность и доступность информации и знаний для всех;
  • взрывной рост персональной активности в продуцировании всевозможных изменений в стилях работы и жизни;
  • рост контрактной системы работы, не привязанной к месту и времени;
  • интеграция разнообразия;
  • ориентация на вариативность как лучшая возможность быть готовым к неопределенности будущего. Новая парадигма, как мы видим, ставит задачи не просто активности, но креативности, проактивности.
    Продуцирование изменений, новаций позволит легко адаптироваться к новому, не опасаться его.

Для перехода к новому состоянию общества и, соответственно, новой парадигме образования, необходима высокая степень кооперации между государственным, общественным и частным секторами и между глобальными, региональными и национальными организациями. Вхождение России в Болонский процесс позволяет решить многие из обозначенных проблем и задач. В этом философия технологии Болонского процесса. Вот проект концепции современного вуза, входящего в мировое образовательное пространство.

Миссия учебного заведения — смысл его существования и пребывания в историческом периоде времени. Миссия — совокупность конституирующих принципов.

Стратегия развития учебного заведения — реализация миссии по достижению цели с указанием направлений перспективного развития.

Программа развития вуза — это конкретные задачи по достижению цели.

Логистика — это методы и механизмы решения задач развития в их пространственно-временных характеристиках с учетом человеческого потенциала учебного заведения.

Единство и целостность отмеченных положений определяют не только эффективность концепции, но состоятельность и самобытность высшего учебного заведения.

Суть концепции — динамичный ответ на вызовы времени и предложение перспективных целей и методов их достижения.

Уточним: миссия вуза должна заключаться в преемственности его культурно-образовательных традиций, не только в сохранении безусловных человеческих ценностей, но и в формировании образа страны, равно как и образа жизни в ней. В этом смысле можно говорить о гражданской ответственности вуза как о его общественной, государственной, национальной миссии. Перед современным вузом стоит сложная задача создания институциональной модели, совмещающей философию бизнеса и философию культуры, утилитарно-прагматическое с духовным, узкопрофессиональное с общекультурным.

Вся образовательная система должна модернизироваться с учетом следующих принципов:

  • гуманизация и толерантность;
  • сохранение, привлечение, подготовка кадров;
  • повышение статуса (в том числе, материального) научно-педагогических работников;
  • толерантность к чужому мнению, культуре, религии в ситуации культурного многообразия и активного международного сотрудничества;
  • демократизация и либерализация;
  • практичность и прагматичность;
  • непрерывность и вариативность;
  • адаптивность и институциональная оптимальность;
  • стабильность качества образования и гибкость форм обучения.

Вся концептуализация высшего образования в сегодняшнем мире, видимо, должна основываться:

  • на введении в конкретное направление понимания студентами и педагогами содержания обучения и перспективы карьерного роста;
  • философской культуре, формирующей мироотношение и мировоззрение. Особое место должна занять методология, раскрывающая парадигму современной науки;
  • исторической культуре, которая охватывает не только историю людей и идей, естествознания и техники, искусств и ремесел, судеб и верований, но и структуры повседневности, взятые в их временной длительности;
  • политической культуре, которая определяет гражданскую позицию личности и судьбу гражданского общества в стране, формирует ответственность личности за свою свободу;
  • филологической культуре с ее лингвистической и литературоведческой составляющими, позволяющими осмыслить информационно-коммуникативную и символическую структуру языка и их практическую значимость;
  • математической культуре, определяющей характер современной науки в целом;
  • экологической культуре — целостно-системном видении мира и человека в нем;
  • антропологической культуре, осознающей человека как продукт своей собственной деятельности.

Отбор образовательного материала проводится по критерию полноты и системности видов деятельности будущих выпускников. Чтобы системность знаний адекватно отражала системность мира, необходим синтез отдельных учебных курсов с помощью философского образования, как пропедевтического, так и обобщающего, завершающего циклы и полный законченный курс. Логика и психология, тесно связанные с философией, обязательны для развития критичности мышления, культуры мысли.

Образование личности состоит в том, что в его процессе формируются новые потребности, а вместе с ними и новые ценности, и здесь уже наступает черед воспитания. Воспитанию важно опередить нежелательные, разрушительные, ответы на мировоззренческие вопросы, но не запретом на мысль, а помощью в поиске и нахождении правильных и конструктивных ответов на них.

Вот в таком многообразии культурного становления личности заключена основная миссия современного высшего учебного заведения, предполагающая, что оно должно стать центром инновационного развития, в том числе, обязательно — образовательных технологий.

Мировая тенденция регионализации социальной активности сообществ дает вузам новый импульс в подготовке региональных лидеров и широкого спектра профессионалов, необходимых «здесь и сейчас». Именно своей особенностью любой вуз будет интересен миру и открыт ему в сотрудничестве и подготовке кадров. Региональная миссия его заключается в том, что он должен стать центром культуры, науки и образования, и, главное центром коммуникации, информации и продуцирования знания.

Принципы модернизационного прорыва и геополитического выбора, обеспечивающие вузам европейскую и мировую интеграцию, должны быть технологически вписаны в практику работы — вуз должен создать модель массового высшего образования как наиболее перспективную для современного высшего образования. А динамизм должен стать качественной особенностью вуза. Историческая судьба современного высшего учебного заведения в мире — в постоянном участии в диалоге культур.

В настоящее время любой вуз — это и уникальный социальный институт, способный выполнять миротворческую миссию: быть посланником мира, дружбы, знаний и культуры. Как отмечено в Болонской конвенции, «Европа Знаний» — широко признанный фактор социального и человеческого развития. Этот фактор должен стать главным компонентом консолидации граждан Европы (и мира), принадлежащих к общему социальному и культурному пространству. Кооперация в области образования есть условие стабильности, мира и демократического развития.

Концепция современного вуза ориентируется и на внутреннее законодательство стран в области высшего образования, и на принципы и направления кардинального преобразования высшей школы, получившего название «Болонский процесс», предполагающий единое образовательное пространство с едиными демократическими и гражданскими стандартами. Они касаются, в основном, качества образования, а не его многообразных культурных форм существования.

Такой подход полностью соответствует государственной политике многих стран. Присоединение нашей страны к Болонскому процессу все-таки, несмотря на указанный выше ряд серьезных проблем, позволит повысить качество образования, мобильность студентов и педагогов, будет способствовать росту профессиональной подготовки и решит вопрос признания наших дипломов за границей. Эти цели вполне достижимы на уровне «горизонтального» сотрудничества российских вузов с западными университетами. И речь идет не только о европейской интеграции, но и реальном присутствии на международном рынке образовательных услуг.

Для вхождения в «Европейский Союз высшего образования» необходимо серьезным образом реформировать отечественную систему образования в направлении активного создания кредитно-модульной системы, ключевым элементом которой является европейская система трансфертов кредитов (ECTS).

Но проблема, которую предстоит решить, значительно серьезней, чем только техническое приведение в соответствие образовательных стандартов.
На наших глазах происходит смена образовательной парадигмы: век информации сменяется веком знаний. Знание есть своевременное и успешное применение информации.

Образовательная среда помогает преобразовывать опыт учебы в персональные, практические знания и презентовать результаты такого преобразования как новое знание для других. Суть новой парадигмы: от знать — навсегда к знать — наперед. Отсюда цель высшего образования — подготовить творчески мыслящего работника и гражданина, который понимает себя и общество, в котором живет, может придать импульс прогрессу своей инновационной деятельностью.

Действительные знания составляются из того, чем человек умеет пользоваться, что он применяет к решению все новых по объему и классу сложности задач. Происходит переход от национального и международного контекста к мировому информационному контексту человеческого развития. Структурой, способной подготовить такого работника, является вуз как самоорганизующаяся и самосовершенствующаяся система, работающая в интересах тех, кто нуждается в ее образовательных услугах.

В век знаний партнерство, коалиции и сети становятся важными составляющими эффективности и успеха. Фактически перед вузами стоит задача модернизационного прорыва: из общества индустриального в общество знаний. Учитывая опыт развитых стран, и наши вузы способны осуществить этот прорыв и заложить основы конкурентоспособности государства в масштабах глобальной экономики.

Уникальность ситуации заключается в том, что сегодня открыта не только повестка дня Болонского процесса, но и есть возможные пути решения поставленных вопросов. Сегодня каждый европейский вуз/университет в состоянии предложить свое know how в создании интегрированной европейской системы высшего образования.

Учитывая позитивный опыт отечественной высшей школы, мы вполне в состоянии на равных участвовать в этом процессе. Вуз должен стать площадкой эксперимента и поиска ответов на вызовы времени. Но перед ним стоит задача преобразования всего учебного процесса и структуризации учебных планов для обеспечения их совместимости с европейскими/мировыми стандартами.

И еще ряд вопросов: — кому учить? Профессор — мастер, формирующий научно-педагогическую школу. Без него нет вуза. Это обязывает изменить политику: от усредненного отношения к профессорско-преподавательским / научно-педагогическим кадрам к индивидуальной работе с ними. Ведущим направлением должна стать кадровая политика: сохранение, привлечение, подготовка кадров. Особый упор — на повышение статуса (в том числе, материального) профессорского корпуса. Но к нему и иной спрос. Оценка труда не по часам, проведенным со студентами, а по приобретенным, освоенным ими знаниям; — кого учить? Любого изъявившего желание учиться. Студентами могут быть люди от 16 лет и старше.

Непрерывный характер образования предполагает знание возрастных особенностей обучения людей разного возраста; — когда учить? Тогда, когда это удобно потребителям образовательных услуг; — как учить? Сквозь все сектора, все страты и все культуры. Учебный материал должен излагаться по принципу спирали, когда в процессе образования можно возвращаться к уже пройденному, но на более высоком уровне. Использовать новые интерактивные методы обучения.

Активно использовать метод проектов, предполагающий разделение и упорядочение труда, самоуправление и самодисциплину, межгрупповое соревнование в качестве и эффективности результатов общеполезного дела, ответственность каждого за общий успех и всех за успех каждого. Вуз должен обеспечить свободу учения, которая предполагает: широкий диапазон выбора студентом своих педагогов; возможность перехода с одного факультета на любые иные; возможность перевода из вуза в вуз; право на индивидуальный учебный план при строго оговоренных условиях; выбор самых разнообразных дисциплин для изучения; — где учить? Везде: в вузе, сообществе, на практике, в студенческом кампусе. Не замыкаться в рамках аудитории, а создавать образовательную среду, нахождение в которой уже обучает студента; — чему учить?

Принимать решения при неполноте информации, неопределенности реальной жизненной ситуации и нечетко поставленных задачах, и проблемах. В век постоянно увеличивающегося объема информации перед высшей школой стоит задача не ретрансляции знания от профессора к студенту, а обучения креативному и критическому мышлению. Необходимо учить тому, как учиться и производить новое знание, поэтому главное содержание образования — исследование, искусство науки. Вуз — это сотворчество мастеров-исследователей с студентами как младшими коллегами.

Овладение приемами и методами научного исследования позволяет мыслить самостоятельно и правильно. Поэтому возрастает роль самостоятельной работы студентов и консультаций преподавателей-менеджеров учебного процесса. Обучение становится более индивидуализированным, направленным на потребности конкретного студента, более актуальным, позволяющим максимально приблизить образование к реальным потребностям общества, значительно более глубоким и прогностическим, так как есть возможность фокусировать внимание на конкретных проблемах. Кстати, ввиду институционального развития вузов и усложнения их структуры встает вопрос об определенной децентрализации системы его управления.

При внесении изменений в систему управления необходимо придерживаться таких принципов:

  • адекватность поставленным задачам и целям;
  • соответствие руководителей структурных подразделений их функциональным обязанностям;
  • интенсификация управленческой работы, ограничивающей функционально не обоснованный рост штатной численности;
  • самоокупаемость и прибыльность (где это возможно и целесообразно) хозрасчетной деятельности структурных подразделений;
  • материальное и моральное поощрение за отличные показатели в работе;
  • систематическая отчетность о работе и контроль за выполнением решений ректората и деканатов;
  • планомерность структурной перестройки управления.

Обязательно следует сказать и об экономической стратегии вуза, предполагающей эффективное использование всех видов ресурсов: финансовых, материальных, символических; развитие новых форм образовательных и научных услуг; диверсификацию источников доходов; активное осваивание новых форм хозяйствования.

Стратегия экономического развития вуза, всех его подразделений, видимо должна опираться на следующие факторы:

  • использование системы показателей, определяющих как экономическое состояние вуза и его подразделений, так и эффективность их деятельности;
  • действенный контроль за состоянием экономики вуза и его подразделений.

Конечно, необходимо ввести иную систему бюджетирования. Ретроспективно можно выяснить средние расходы по конкретным факультетам и запланировать их на следующий год. Возможно, передать этот бюджет в ведение деканам. Это и поднимет их статус, и сделает расходование средств более адекватным потребностям факультетов.

Верхнее звено руководства пусть занимается стратегическими вопросами и контролирует бюджет по его главным показателям.  По сути, факультеты могут стать самостоятельными организациями, которые удерживаются в системе вуза не только финансовыми обязательствами, но и корпоративной солидарностью — быть единым культурным, научным, образовательным целым, когда нематериальные издержки отделения оказываются выше возможных финансовых дивидендов.

И, наконец, об очень важном! Программы развития науки! То, что должно основываться на фундаментальных принципах миссии и стратегии вуза, определять главные направления исследований. Заведующими кафедрами и профессорами все-таки, действительно, должны быть основатели собственных школ, направлений и течений в науке.

Студенты должны приходить учиться к ученым-исследователям, а не к ординарным трансляторам информации и знаний, добытых другими. Это необходимое условие, конечно, должно дополняться педагогическими способностями преподавателей. Вуз как образовательное учреждение возможен только потому, что в нем развивается наука. Такова его природа. Здесь мы попадаем в известную проблему отсутствия квалифицированных кадров.

Приглашая претендентов на должность доцента или профессора, необходимо четко определять ожидания от его научно-исследовательской деятельности. Может, стоит, ввести в практику публикацию лекций лучших профессоров университета, в частности, лекций при открытии нового учебного года.

Источник силы вуза — наука. Педагоги и студенты — сподвижники в науке, соратники. Соединяясь вместе, факультеты взаимодействуют друг с другом, с позиций различных отраслей знания разрабатывают магистральные и междисциплинарные, пограничные проблемы науки. В современном вузе появляется и должна и новая категория профессионалов — научные сотрудники.

Кроме всего вышеперечисленного, отдельно стоят проблема дистанционного и дополнительного образования. Основная идея здесь — предоставление образовательных услуг в любое время и в любом месте. Необходимо ясное понимание, что логика дистанционного образования не совпадает с логикой заочного образования.

Дистанционное образование — это реальное включение вуза в сетевую структуру познания мира. А вот система дополнительного образования должна быть наиболее динамичной и открытой. Она должна отвечать образовательным запросам в кратчайшие сроки. С учетом концентрации интеллектуального капитала в вузах это вполне достижимо. За правило должно быть взято поощрение активных преподавателей и непрерывное формирование групп для предоставления требуемых образовательных услуг.

И без систематического изучения рынка образовательных услуг и формирования ответов на его потребности говорить о современном образовательном учреждении тоже теперь не приходится. Вузам нужна не только ясная картина рынка образовательных услуг, но и четкое представление о собственном сегменте. Причем, заметьте, нет необходимости увеличивать соответствующие штаты — достаточно включить в этот процесс научно-исследовательский потенциал вузовской науки.

К всему изложенному следует добавить о ряде программ, без которых существование современного высшего учебного заведения было бы сомнительным в наше время:

  • программы мультикультурного образования;
  • программы развития научной библиотеки;
  • программы проектной деятельности вуза;
  • программы информатизации процесса обучения и преподавания; процесса управления вузом; деятельности служб и подразделений вуза; среды функционирования вуза.

Данные программы процессы должны стать стратегическими в политике вуза, которая должна основываться на принципах целенаправленности, предполагающей единство профессиональных целей и задач всех участников научно-образовательного процесса, различных подразделений и служб, независимо от уровня их информатизации в данный момент; системности, предполагающей как сбалансированность процесса информатизации по направлениям, так и определенную последовательность осуществляемых мероприятий; модульности, предполагающей создание информационных систем различной сложности, автономности и степени компьютеризации; технологичности, учитывающей реальные экономические возможности университета и соответствие его функциональных структур и кадрового потенциала заявленному уровню информатизации; динамизма, предполагающего соответствие уровня информатизации научно-образовательного процесса быстро меняющимся информационным потребностям и техническим возможностям их удовлетворения;

  • программы социальной поддержки сотрудников вуза;
  • программы создания модели выпускника. Университет должен предоставлять широкий спектр образовательных и сопутствующих услуг региону и непосредственно местному сообществу. Прежде всего, это непрерывное образование по месту жительства.

Трудностью современного момента является необходимость сохранения фундаментального вузовского образования при желании студентов получить нужную конкретную профессию. Новым стало и желание ряда студентов продолжать обучение за рубежом или получить второе образование.

В связи с отмеченным, необходимо следующее:

  • в соответствии с требованиями рынка образовательных услуг организовывать открытие новых перспективных направлений подготовки;
  • вводить новые спецкурсы, лабораторные практикумы и производственные практики по актуальным направлениям спроса рынка труда;
  • создавать учебные программы модульного типа, способные адаптироваться к новым внешним запросам. Шире использовать современные технологии в образовательном процессе; разрабатывать по каждой специальности концепции непрерывного использования с использованием информационных технологий в течение всего курса обучения; внедрять системы телекоммуникационного взаимодействия «преподаватель-студент»;
  • переходить к консалтинговой системе организации образовательного процесса, индивидуальным образовательным планам, конструируемым каждым студентом при поддержке преподавателя-кураторатьютора;
  • активно вводить тестирования на всех факультетах. Быть готовыми со временем перейти на независимое тестирование;
  • вводить рейтинговую аттестацию студентов, которая должна повысить степень управляемости образовательным процессом и его эффективность; стать главным критерием ежегодного распределения студентов по тарифам платы за обучение, вследствие чего стать серьезным стимулом для учебной, научноисследовательской, социальной активности студентов;
  • создать гибкую управленческо-организационную структуру системы открытого образования и финансового механизма, обеспечивающего ее развитие;
  • разрабатывать дальнейшие современные планы создания дистанционного образования, его методического и материального обеспечения;
  • продолжать практическую реализацию требований Болонского процесса — переходить на европейскую кредитно-модульную систему образования, в основе которой лежит принцип асинхронной организации учебного процесса. Ввести в практику предоставление документа о трансферте кредитов для студентов, изъявивших желание получения дальнейшего образования за рубежом;
  • курсы введения в специальность должны стать курсами формирования стратегии профессионального и карьерного роста — студент при помощи преподавателя должен определиться в своих предпочтениях, чтобы многолетнее пребывание в вузе и прохождение практик завершалось высокой профессиональной подготовкой;
  • использование иностранных языков должно стать практикой образовательного и научно-исследовательского процесса в вузе (преподавание ряда предметов на иностранных языках, защита курсовых и дипломных работ на иностранных языках, публикация статей за рубежом и т. п.);
  • привлекать внимание старшеклассников к вузу и проводить раннюю диагностику их интересов и способностей посредством олимпиад, заочных специализированных школ при вузе и других образовательных мероприятий и услуг;
  • осуществлять прием в вуз старшеклассников с соответствующей адаптацией школьных и вузовских программ по определенным дисциплинам;
  • принять систему организационных мер, позволяющих студентам получать два диплома по разным специальностям. Поэтому экстернат должен стать не исключением, а правилом, обеспечивающим подготовку профессионала;
  • создавать центры довузовской подготовки с целью привлечения талантливой молодежи;
  • способствовать созданию системы самоуправления студентов на уровне вуза, факультета, студенческих общежитий с включением представителей студентов в ученые советы вуза и факультетов;
  • реформировать институт кураторов и тьюторов; кардинально изменить содержание и формы их работы ввиду перехода к кредитно-модульной системе обучения с большим объемом самостоятельной работы студента, предполагающей значительное время для консультирования;
  • формировать систему связи с возможными работодателями, учитывать их пожелания и готовить профессионалов под заказ;
  • отладить современные системы и условия для инклюзивного образования студентов с особыми возможностями.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)