Общие и частные проблемы мирового образования

Сегодняшняя глобализация образования просто предполагает возможность и необходимость обучения в различных странах, расширяя потенциальный выбор набора дисциплин и педагогов, их обеспечивающих.

Сопоставимая международная система зачетов и кредитов создает основу для накопления освоенных курсов и взаимного признания результатов их изучения различными учебными заведениями. Взаимные стажировки профессорско-преподавательского/научно-педагогического состава обусловливают обмен научным и методическим опытом.

Все это способствует конкурентному отбору дисциплин, а затем, в долгосрочной перспективе — и учебных заведений, их специализации на наиболее сильных областях исследования и преподавания, что создаст условия для повышения и обучения, и качества, и своевременности, современности научных исследований.

Образование в мире в эпоху глобализации является той сферой, где формирующийся профессионал приобщается к общемировым ценностям, расширяет кругозор и свои знания относительно не только профессиональных компетенций, но и условий труда, которые могут быть ему обеспечены в различных странах мира.

Посредством развития профессионального самосознания происходит ориентация выпускника вуза на индивидуальные ценности и поиски лучших условий для собственной творческой деятельности и уже без учета государственных границ и интересов родной страны.

Так закладываются и укрепляются основы перераспределения человеческого капитала в страны, где есть возможность получать более высокий доход и необходимые условия для работы. Это, применительно к нашей стране, к сожалению, усиливает отток из России талантливых молодых людей, так как глобализация интегрирует национальные рынки труда в единый мировой рынок. Особенно это опасно в областях, отвечающих за стратегические направления российской модернизации промышленности, сельского хозяйства, экономики, науки.

Следует, конечно, признать, что глобализация образования укрепляет индивидуальные позиции будущего компетентного профессионала и возможности его профессионального саморазвития, расширяя выбор условий и места приложения его творческих сил; позволяет концентрировать человеческий капитал высокого качества и добиваться лучших результатов для тех стран, которые способны создать лучшие условия труда; способствует усилению конкуренции между странами за носителей интеллектуальных ресурсов.

Процесс интернационализации образования уже и оценивается, и является историческим явлением, имеющим определенные этапы, черты, признаки, факторы и принципы собственного развития. Выше мы уже заметили, что интернационализация предполагает сохранение и развитие национальной системы образования. Глобализация же предполагает, по сути, демонтаж национальной образовательной системы, подразумевая фундаментальное изменение мировой образовательной парадигмы.

Международное образование реализуется как набор определенных образовательных программ, задачей которых является либо основная, либо дополнительная подготовка студентов к будущей профессии, развитие знаний, умений, навыков, компетенций, которые точно могут пригодиться выпускникам на рынке труда любой страны.

Место России на международном рынке образовательных услуг достаточно низкое… К примеру, доля образовательных учреждений США на международном рынке образования составляет ≈37%, Великобритании ≈28%. В вузах США, стран Западной Европы, Канады, Австралии и Новой Зеландии сегодня обучаются более 85% всех иностранных студентов, стажеров, аспирантов. Только в Соединенных Штатах обучается около 600 тысяч человек, в Великобритании, Франции, Германии, Испании и других западноевропейских странах — более 1 млн чел.

В российских вузах обучается только 3,2% иностранных студентов от их общемировой численности (более 3 млн чел.). Западные страны приходят к понятию «интернационализации университета», что связано с существенными изменениями в содержании университетского образования, несущего теперь международное знание. Студентам, действительно, необходимы международные знания, чтобы в своей дальнейшей профессиональной деятельности успешно общаться и решать проблемы с людьми из других стран на любом уровне.

Большинство современных вузов вовлечено в международную деятельность — реализация международных программ обучения и т. д. На более высоком уровне это уже рассматривается как процесс систематической интеграции международной составляющей в образование, исследования и общественную деятельность высших учебных заведений.

Общими проблемами сегодня в этом плане являются:

  • разрыв между доступным и существующим знанием. Важно здесь — предоставление всех возможностей получения знания на основе глобальных источников;
  • наличие человеческих ресурсов для преодоления этого разрыва. Речь, собственно, идет о подготовке кадров. Заметим: специальное педагогическое образование функционирует далеко не во всех странах мира, даже самых высокоразвитых. Кадры вузов пополняются магистрами и докторами или кандидатами наук, получившими навыки преподавания в периоды их обучения в аспирантуре, магистратуре, докторантуре — заметим, что педагогике уделяется не самое большое количество времени…
  • создание концепций и разработки структуры мер и принципов интеграции международного образования в управление вузами;
  • понимание самими студентами важности и необходимости получения знаний, умений, навыков, компетенций, которые помогут им занять достойную нишу на рынке труда любой страны;
  • международное образование должно занять достойное место в приоритетных направлениях таких сфер как экономика, бизнес и пр.
    Конечно, стоит сказать, что наносится непоправимый ущерб гуманитарному образованию…

Образование является важной (важнейшей?) частью культурного развития общества. Французский социолог и философ Дюркгейм в свое время утверждал, что главной целью образования является передача ценности господствующей культуры. Поскольку каждой нации на разных этапах ее развития присущи свои культурные особенности и традиции, содержание образования в разных странах в разные эпохи существенно различалось.

Образование изменяет свое направление в различные эпохи, дополняется новым содержанием, при этом сохраняя научные и культурные ценности, накопленные предыдущими поколениями. Характерной особенностью современного образования в развитых, стабильных странах является то, что начальное образование является обязательным и бесплатным, поскольку современный уровень развития цивилизации требует наличия элементарной грамотности в основах фундаментальных наук.
Последующее обучение организовано по-разному.

Некоторые развивающиеся страны пошли по пути дифференциации обучения в зависимости от индивидуальных особенностей личности учеников. В российских школах сохранились традиции советской общеобразовательной школы, которая считалась лучшей в мире, однако некоторые современные тенденции педагогики все же проникли в российскую систему образования, в частности, личностный подход к обучению и воспитанию.

При этом прогрессивные российские педагоги по-прежнему придерживаются мнения о необходимости всестороннего развития личности, которое совершенно невозможно при ранней специализации учеников и свободном посещении занятий фундаментальных предметов.

В настоящее время процесс образования в большинстве развитых и экономически стабильных стран включает в себя следующие этапы:

  • первый этап — дошкольное образование детей в возрасте от 2 до 5 лет, которое по своему функционалу практически не отличается от домашнего обучения;
  • второй этап — начальное образование для детей в возрасте от 5 до 12 лет, которое основано на приобретении учащимися общих знаний. Под общими знаниями в данном случае понимается изучение основ фундаментальных наук;
  • третий этап — среднее образование для детей в возрасте от 12 до 16 лет, в процессе которого учащимися приобретаются профессиональные знания, умения и навыки. На этом этапе у детей есть выбор, чтобы продолжить обучение в общеобразовательной школе или в среднем специальном учебном заведении;
  • четвертый этап — высшее образование, которое основано на глубоком изучении специальных наук в соответствии с будущей профессией или специальностью;
  • пятый этап — дополнительное, послевузовское образование с целью получения ученой степени, полноценного занятия наукой, преподавательской деятельностью и т. д.

Кроме того, существует разделение на массовое и элитарное образование, государственные и частные школы, техническое и общее образование.

Значимость вклада самой высшей школы в реформирование общества подтверждается мировым опытом. Он показывает, что все страны, успешно преодолевшие переход к современным рыночным отношениям (например, послевоенные Германия и Япония, США 60- х годов), всегда рассматривали сферу высшего образования как приоритетную и исходили из этого в своей инвестиционной политике.

Политической элитой в этих странах был сформирован своеобразный культ образования, поддерживаемый регулярными встречами глав государств с лучшими студентами, аспирантами, преподавателями и представлением их общественности в качестве интеллектуальной ценности страны.

В настоящее время в США, например, действует программа «Национальные цели образования», в которой подчеркивается, что образование — основной показатель качества жизни. Это сердцевина экономического могущества и безопасности, творческого потенциала науки, культуры, искусства. Образование — ключ к обеспечению конкурентоспособности Америки в мире XXI века.

Соревнование государств в сфере высшего образования — это, по сути, соревнование экономическое — образование в современных условиях стало основным источником экономического роста. По данным американских ученых, исследующих проблемы экономики образования, на долю последнего приходится 15–20% роста национального дохода. Кроме того, от 20 до 40% роста дает совершенствование научных знаний и их применение — процесс, в котором ведущая роль принадлежит высшим учебным заведениям, а именно там во всех странах Запада сконцентрирована подавляющая часть фундаментальных исследований.

Чтобы точно понять природу и движущие сил развития высшего образования в высокоразвитых странах, можно рассмотреть общие факторы социально-экономического и научно-технического характера, определяющие его быстрый рост.

Например, такие:

  • устойчивое развитие экономики, стремительный рост наукоемких производств, что обеспечивается персоналом, половину которого составляют лица с высшим или специальным образованием. Данный фактор серьезно определяет темпы развития национальных систем высшего образования;
  • приоритетность государственной образовательной политики. Глубокое понимание обществом и политической элитой в стабильных странах того, что успешное развитие высшего образования является одним из важнейших факторов повышения национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина, эффективное средство социально-экономического, научно-технического и культурного прогресса;
  • интенсивный рост объема научно-технической информации, который удвоился за последние 10 лет, быстрая смена технологий и приоритетное внедрение наукоемких технологий. Этот фактор обусловливает необходимость наличия у профессионалов способностей быстро осваивать новые технологии, навыков самообразования и обязательного вовлечения их в систему непрерывного образования и повышения квалификации;
  • постоянный и устойчивый рост производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве, ведущий к уменьшению доли населения, занятого непосредственно материальном производстве, увеличению числа лиц, занятых интеллектуальным трудом и работой в сфере услуг — сегодня в развитых странах около 60% работающих занято умственным трудом в сфере информации и услуг и только 15–25% — в производственной сфере. Этот фактор определяет необходимость форсированного развития университетского сектора высшей школы, где в настоящее время концентрируется подготовка научной, экономической и управленческой элиты общества, в то время как подготовка профессионалов для производства начинает преимущественно осуществляться учебными заведениями неуниверситетского сектора высшей школы;
  • возрастание роли и практической значимости научных исследований, проводимых на стыке различных направлений наук, что требует от высшей школы подготовки специалистов по межотраслевым, интегральным и сдвоенным специальностям, смещения акцента при обучении студентов в сторону увеличения объема фундаментальных знаний и универсализации, то есть расширения профиля подготовки профессионала;
  • развитие мощных внешних средств программной мыслительной деятельности, ведущее к автоматизации и увеличению производительности умственного труда — этот фактор приводит к росту спроса на специалистов, способных к творчеству, имеющих навыки самостоятельной исследовательской, конструкторской и изобретательской деятельности;
  • повышение благосостояния и денежных доходов населения, способствующее росту платежеспособного спроса на образовательные услуги и постепенному смещению центра тяжести инвестиционной финансовой нагрузки от государства к частному сектору.
Системы образования, в отличие от типов экономики, настолько многообразны и специфичны в различных странах мира, что рассмотреть их все — непосильная задача, поэтому необходим аргументированный выбор: чей опыт заслуживает внимания в первую очередь?

Нам представляется, что в этом плане интересно обратиться к системам образования экономически самых развитых стран мира.

Вот некоторые основных закономерности общего среднего образования таких стран:

  • длительность обучения в полной средней школе, за редким исключением, составляет 12 лет;
  • полная средняя школа преимущественно подразделяется на 3 уровня: начальная, средняя и старшая;
  • обязательным является обучение только в средней школе, после окончания которой ученик выбирает дальнейший путь получения образования: академический — с целью поступления в вуз или профессиональный — для получения среднего специального образования;
  • в старшей школе (как правило, 10–12 классы) обучение профильное — с количеством направлений от двух до четырех;
  • количество обязательных учебных дисциплин в старшей школе значительно уменьшается, как правило, до 5–8, на изучении которых и делается акцент в течение последующего периода обучения;
  • в некоторых странах, например, в Великобритании, Франции, аттестат об окончании старшей средней школы (диплом, сертификат) получают далеко не все его соискатели;
  • в большинстве стран зачисление в вуз происходит по конкурсу аттестатов (дипломов, сертификатов) либо по результатам тестирования, единого по стране или индивидуального по вузам, основанного на измерении уровня способностей абитуриента.

Посмотрим на одну из самых высокоразвитых стран мира [и относительно стабильных] — США. Заимствовав в конце XIX века европейскую систему образования, США трансформировали, модернизировали ее и создали свою многоуровневую, преимущественно, университетскую систему высшего образования. Схематично система образования США изображена на рисунке.

Система высшего образования США, в отличие от российской, полностью децентрализована. Организации, аналогичной Министерству образования, разрабатывающей для вузов единые образовательные программы и стандарты, регламентирующей правила и условия приема, нет. Все эти вопросы регулируются самими вузами, в том числе, ими устанавливаются критерии отбора поступающих абитуриентов, принимаются решения о выделении нуждающимся финансовой помощи и т. д. Как следствие, в США очень высокая степень автономии вузов.

Характерной особенностью американской системы высшего образования является постепенный переход от дидактической системы учебно-воспитательного процесса к индивидуализированному обучению студен та — и это реальная прерогатива и достоинство современных высокоразвитых практически во всех отношениях стран.

Используются индивидуальные учебные планы, индивидуальные программы для одаренных студентов, изучение дисциплин по выбору, возможность учебы одновременно на двух факультетах или в двух вузах, возможность быстрой смены профиля обучения, факультета, вуза, приоритетная государственная поддержка одаренных студентов.

Кстати, дипломы с отличием выдаются далеко не всеми университетами: для его получения необходимо, кроме отличной учебы, изучить некоторые курсы, которые специально объявляются как курсы для дипломов с отличием. Так, например, в университете Беркли для получения диплома с отличием по физике необходимо изучить курс теоретической физики аспирантского уровня.

Структура должностей профессорско-преподавательского состава в США имеет четыре уровня:

  • первым уровнем (graduate-assistants) является должность инструктора, на которую назначаются выпускники университетов с магистерской степенью сроком на один год и с правом последующего переназначения;
  • следующим уровнем (assistant-professor) является должность ассистента профессора, на которую назначаются лица с докторской степенью сроком на три года и с правом повторного назначения. Второй трехгодичный срок для данной должности является последним. Если дальнейшая работа ассистента профессора признается бесперспективной, ему предлагают подыскать себе другое место работы;
  • если ассистент зарекомендовал себя хорошим педагогом и активным исследователем, он назначается на следующую должность — ассоциированного профессора (associate professor);
  • после приблизительно десяти лет успешной работы ассоциированный профессор может быть продвинут на высший уровень должностной лестницы — должность полного профессора (full professor).

Характерной особенностью американской структуры профессорско-преподавательского состава является принудительное стимулирование активизации преподавательской и исследовательской деятельности путем ограничения сроков пребывания и селективного отбора преподавателей на первых двух уровнях и пожизненное назначение на должности третьего и четвертого уровней, что определяет независимость и качество жизненного положения на вершине должностной лестницы.

Высшее [профессиональное] образование в США оценивается как одно из наиболее эффективных в мире. И помним: высшая школа США, в отличие от европейских стран, имеет большую ориентацию на рынок. И до сих пор не решена проблема государственного контроля над качеством образования, аккредитацией вузов занимаются неправительственные организации, например, Аккредитационная комиссия колледжей и университетов США.

Сложившиеся системы образования и науки достаточно большого количества стран, стран с не такой высокоразвитой экономикой как в США, Великобритании, Германии, мало ориентированы на будущее развитие — их цели сводятся к поддержанию текущего обеспечения потребностей отраслей экономики.

Научные исследования и разработки сосредоточены, преимущественно, в области добывающих отраслей и направлены на реконструкцию и модернизацию существующих, часто малоэффективных технологий. Ориентация на технологии будущего, которые требуют огромных затрат на научное оборудование, стенды, препараты только обсуждаются, но до серьезной проработки не доходят и остаются на уровне исследований, вытекающих из практических текущих нужд.

Гуманитарные и общественные науки находятся пока лишь в стадии восприятия мировых тенденций и определения вектора развития в системе мировых координат и тоже не нацелены на будущее. Системы образования, при их слабой ориентированности на технологические тренды глобального постиндустриализма, остаются простым тиражированием общеизвестных истин и менторским способом доведения информации до обучающегося, когда на самом деле слишком мало знаний для творческого раскрытия личности.

Не хватает системного понимания и ответственности для радикального преобразования традиционного инерционного образования в образование опережающего типа, соответствующего решениям современного мирового развития. Национальные образовательные секторы как важнейший компонент формирования человеческого капитала, который в условиях постиндустриального мира становится главнейшим ресурсом развития, становятся в позицию, когда от его глобальной конкурентоспособности зависит будущее этих стран в иерархии мировой экономики.

Через опережающее образование будущие поколения должны быть вооружены новейшими знаниями. Система образования, обращенная в будущее, должна быть направлена на решение задач познания всех зон человеческой деятельности, исходя из потребностей обеспечения глобальной конкурентоспособности стран.

Она должна включать обязательные формы всеобщего образования для всех граждан страны, специального, как правило, для получения специальных и массовых профессий, выборочных в зависимости от потребностей отраслей экономики и уникальных в рамках международного разделения труда и выполнения специальных функций государственной службы и обеспечения безопасности государств.

Решение проблем переориентации систем образования на подготовку конкурентоспособных специалистов требует и пересмотра порядка схем поступления и обучения. Системы, подобные российским ЕГЭ по окончании средней школы в лучшем случае демонстрирует зрительную память и интуицию, а, между тем, для студента вуза имеет более важное значение умение взвешенно мыслить, выстраивать образные конструкции, делать нестандартные выводы и решения, которые находятся иногда за пределами известного.

Кстати, многие бизнесмены не обучались в вузах, но, тем не менее, обладали способностью предвидеть события, которые не могли предсказать аналитики и аналитические центры. В условиях постоянно изменяемого глобального мира с его жесткой конкуренцией и технологическим давлением развитых стран, нужна модель образования, построенная на селекции на пригодность к творчеству и принятию нестандартных решений — при прочих равных условиях в конкурентной борьбе выигрывает тот, кто принял единственно правильное [часто нестандартное] решение, которое и предопределит успех в будущем.

Склонность к обучению необходимо заменить склонностью к творческому обучению, когда педагог и создает творческую атмосферу, и совместно со студентом ищет новые решения, тем самым стимулируя способность к конкурентной борьбе, пестуя будущего победителя.

Педагог новой формации — это, прежде всего, призвание, любовь к ученикам и высокая ответственность и гордость за свою страну. Все эти качества должны высоко оплачиваться — педагог формирует мировоззрение будущего человечества, и оценки труда педагога должны строиться исходя из этих высоких целей, в отличие от труда служащих или бизнесменов, работа которых связана с текущим поддержанием нормативно-правовой среды или созданием прибавочного продукта.

Несоответствие качества уровня образования создает условия для миграции молодых людей в развитые страны. Эта тенденция оказывает самое негативное влияние на все сферы жизни рассматриваемых стран (в основном, государств Азии, Африки, Латинской Америки), поскольку способствует ослаблению интеллектуального потенциала, оттоку людей за рубеж. А уж развитые страны отбирают самых достойных, тех, кто вполне может стать профессионалами высокого класса, для их собственных научных и экономических интересов.

Для подготовки одного специалиста с высшим образованием в слаборазвитых странах расходуется 200 тыс. долларов. Учитывая объем миграции огромного количества получивших высшее образование в развитые страны, можно подсчитать, какой колоссальный урон наносит эта тенденция экономике стран третьего мира и в будущем может иметь катастрофические последствия.

Сегодняшняя тенденция такова: в слаборазвитых странах с каждым годом растет число профессионалов с высшим образованием, соответственно растет число образованной элиты. Ограниченные возможности для повышения уровня образования ведут к такой ситуации, при которой существует острая конкуренция внутри образованной элиты для въезда в США, Канаду и страны ЕС. И привлекая образованную элиту третьего мира, развитые страны освобождают себя от бремени огромных расходов для подготовки высокообразованных специалистов. Менее развитый мир фактически тоже начинает превращаться в источник подготовки кадров.

И все же, несмотря на значительные улучшения, качество и уровень образования и исследований в слаборазвитом мире естественным образом находятся на низком уровне, потому что расходы на развитие науки и образования незначительны (если не сказать ничтожны — в ряде стран). Причины понятны — слабость экономических основ, неустойчивость политических режимов, историческая неразвитость системы образования, высокий уровень рождаемости и низкий уровень ежегодного прироста валового национального продукта.

По данным ЮНЕСКО, развитые страны большую часть валового национального продукта направляют на развитие высшего образования. И такое положение тоже приводит к тому, что только увеличивается разрыв между слаборазвитыми и ведущими странами. В среднем, в развитых странах на подготовку кадров расходуется в десять раз больше средств, чем в странах третьего мира. Если исключить из этого числа страны со средним уровнем развития и новые индустриальные страны, то разница может оказаться очень большой.

Да и развитие науки и исследований является частью проблем, существующих в отношениях между «богатым Севером» и «бедным Югом». Монопольное господство развитых стран в сфере новейших технологий оставляет мало шансов слаборазвитым странам на пути достижения общественного прогресса.

Любая экономическая инициатива развивающихся стран будет поддержана ведущими странами только в том случае, если в ней учтены интересы богатых стран. Крупные международные картели в современных условиях сталкиваются с жестокой конкуренцией, и в целях ликвидации отставания в сферах современных технологий, вынуждены идти на международный раздел производства и адаптироваться к быстроменяющимся мировым тенденциям. При этом на первый план всегда выдвигаются интересы богатых стран.

Реальность такова, что при существующем мировом порядке маловероятно изменение ситуации с бедностью в развивающихся странах, поскольку они сталкиваются с огромными трудностями в своем движении по пути общественного развития.
Мировое образование вступило в стадию кардинальных и динамичных трансформаций, которые напрямую связаны с эволюционными изменениями в обществе.

Так, предполагается, что в настоящее время формируется постиндустриальное образование, соответствующее постиндустриальному обществу. Вместе с тем, уже несколько лет идет процесс перехода к еще более инновационной форме образования — образованию для устойчивого развития (ОУР), что связано с формированием новой общецивилизационной стратегии, которая была принята в 1992 г. на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро).

Двадцатый век принес уже человечеству многочисленные возможности. С одной стороны — возможности экономического, технологического, духовного развития, с другой — возможности прекращения существования человечества в случае ядерной и экологической глобальных катастроф. Ядерная катастрофа способна погубить человечество в историческое мгновение, в то время как экологическая катастрофа проявляется незаметно, постепенно, обрекая человечество на деградацию и медленное вымирание.

Именно все это и требует отказа от старой модели (формы) цивилизационного развития, которое неумолимо ведет к глобальной антропогенной катастрофе и формированию вначале в теории, а затем и на практике новой стратегии развития человечества, которое должно стать рационально управляемым в планетарном масштабе.

Предполагается, что это станет возможным при переходе мирового сообщества к устойчивому развитию (УР), под которым понимается развитие общества, позволяющее удовлетворять потребности нынешних поколений, не нанося при этом ущерба возможностям, оставляемым в наследство будущим поколениям для удовлетворения их собственных потребностей.

Ряд результатов поиска наиболее эффективных моделей образования сегодня выносится на суд общественности, многие проблемы дискутируются в научной печати.
Проблемы образования становятся более понятными, если попробовать заглянуть в будущее и выбрать ориентиры, позволяющие обосновывать стержневые концепции анализа и трансформации образования, причем, не только в его институционально-содержательной части, которая существует в настоящее время.

В свое время Н. Н. Моисеев подчеркивал, что только по-настоящему образованное и интеллигентное общество способно вступить в период своей истории, когда оно сможет реализовать режим коэволюции природы и общества. Важно иметь в виду, что практическое решение этих проблем и переход к обществу постиндустриально-информационному, а в перспективе — к устойчивому развитию — это единый процесс эволюционного движения цивилизации.

Человечество находится в состоянии информационной революции, вытекающей из перехода от печатных форм хранения, передачи и других форм движения информации к электронной. Образование, использующее новые информационные технологии, должно стать одним из базовых механизмов развертывания глобального информационного общества.

Речь смело может идти о распространении образования на все социальное пространство, в том числе, в его глобальном измерении, а не только в национально-государственной форме развития. Образование может стать одним из средств спасения человечества от возможных глобальных угроз, опасностей, кризисов и катастроф.

Образование уже представляет собой один из наиболее массовых процессов в обществе, способствующий социализации индивида. А концепция непрерывного образования завершает прорыв во временных рамках индивидуального обучения, просто обрекая человека на образование (и самообразование) в течение всей жизни.

«Устойчивое» образование представляет принципиально новый этап развития единой мировой науки, соответствующей эпохе становления сферы разума через устойчивое развитие. Новая наука вместе с образованием составят в перспективе единый научно-образовательный процесс, формирующий общепланетарное сознание как отдельной личности, так и всего человечества, опережающее практическую глобальную деятельность и способствующее ее оптимальному развертыванию вместе с природой Земли и всего космоса.

Модель устойчивого развития может и, возможно, будет реализовываться в двух приоритетных своих направлениях: научно-технологическом и научно-образовательном, рассматриваемых как глобальные процессы, опережающие социальные тенденции, создающие базу для трансформации всей жизнедеятельности людей. Научно-образовательный процесс должен развертываться в настолько ускоренном темпе и с такими качественными изменениями, что его можно будет считать своеобразной революцией, повесткой дня в нашем веке.

В последние десятилетия мировое образование не в состоянии удовлетворить все возрастающий спрос на его объем и качество. Отсюда и возможность разрыва между социальными потребностями в образовании и возможностями их удовлетворения. Образование пока в мировом масштабе, по мере своей «массовизации», имеет тенденцию становиться все более отстающим и консервативным социальным механизмом, не способным эффективно содействовать решению глобальных проблем человечества (а скорее, даже их обостряет). В результате возникает противоречие между ставшим уже естественным правом человека на образование и традиционной его системой, не удовлетворяющей в необходимой степени соответствующие потребности общества.

Возникает вопрос и о методологии и практике формирования новых моделей и парадигм образования. Образование должно претерпеть кардинальные изменения и уже сегодня, в XXI веке, ориентируется не на прошлое, а на будущее. Образование как инновационный процесс не только модернизируется, но и футуризируется, в определенных аспектах становится опережающим, не только не отстающим от современной жизни, но и эффективно прокладывающим путь в новое всеобщее устойчивое будущее.

В результате формируется принципиально новая парадигма мирового образовательного процесса — инновационно-опережающее образование. Опережающее образование будет не только быстрее развиваться относительно практической деятельности, но и акцентировать внимание на будущем в самом содержании образования, исходить из принципа темпоральной целостности как системной взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

Новая научно-образовательная парадигма вместе с процессами и системами духовно-культурной сферы, способствующими переходу на путь устойчивого развития, станет не только базой информационного общества как самообучающегося общества, но и общества знания с устойчивым развитием. Степень познания и предвидения будущего в мировом образовательном процессе может служить критерием реализации модели опережающего образования как нового эффективного механизма цивилизационного выживания.

Конечно, стоит понимать, что эта модель образования не является окончательной и далее не будет никаких революционных изменений. Исследование перспектив мирового образования приводит к выводу о том, что в нем будет происходить смена парадигм и перемены, которые тесно сопряжены с революционными и эволюционными изменениями всего цивилизационного процесса и взаимодействия общества и природы.

На будущие формы и модели образования будет влиять эволюция цивилизации — образование должно опережающими темпами способствовать тем формам социального и социоприродного развития, которые в наибольшей степени будут реализовывать наиболее эффективную стратегию выживания человечества и сохранения биосферы.

Видимо, уже сегодня вся мировая система образования обретает две новых глобальных функции:

  • функция, которую можно назвать антропоцентрической — суть ее сводится к долговременной ориентации образовательного процесса на выживание и непрекращающееся поступательное устойчивое развитие всего человечества;
  • функция, которую можно назвать биосфероцентрической (или экологической). Эта функция науки и образования акцентирует внимание на сохранении биосферы, природы вообще, обеспечении благоприятных экологических условий и достатка энергетических ресурсов.

Из двух основных (в какой-то степени конкурирующих и дополняющих друг друга форм образования) — неформального, естественного образования — обучения жизнью и образованием в специальных учебных заведениях наиболее важным становится специально организованное образование. Поэтому сегодня его необходимо развернуть в сторону будущего, сориентировать современное «инновационно-образовательное движение» на модель и стратегию устойчивого развития. Естественное образование станет играть подчиненную роль, поскольку обращает основное внимание на настоящее и прошлое.

Образование сегодня не просто личностно-ориентированный процесс социализации индивида, а информационно-коэволюционный процесс взаимодействия человека, общества и природы. Переход от образовательной парадигмы индустриального общества к образовательной парадигме постиндустриального общества означает, в первую очередь, отказ от понимания образования как получения готового знания и представления о педагоге как носителе готового знания. На смену приходит понимание образования как достояния личности, как средства ее самореализации в жизни, построения личной карьеры. А это уже изменяет и цели обучения и воспитания, и его мотивы, нормы, формы и методы, роль педагога и пр.

Проблемы образования, как известно, попала в фокус глобалистики, благодаря исследователям «Римского клуба». Обучение — это «приобретение и применение новых методологических приемов, навыков, установок и ценностей, необходимых для того, чтобы жить в быстро меняющемся мире». Но мир неоднороден, а существующие методики обучения во многом являются «поддерживающими», а не «инновационными».

В то же время, мировая динамика требует постоянного, причем, качественного обновления знаний, навыков, умений, компетенций. И это противоречие делает проблему образования чрезвычайно острой. Дело в том, что в индустриальную эпоху образование было ориентировано на принцип соответствия профессионального поведения людей — принятым в обществе нормам и правилам.

Иное в постиндустриальном измерении, где формируется «цивилизация знаний», жизнь которой уже не привязывает индивидов к той или иной профессиональной нише. Иначе говоря, «шаблонное производство», на которое ориентировало образование ХХ века, теряет свой престиж, и на смену ему идет «производство знаний», призванных гибко реагировать на любые социальные изменения. Отсюда и разброс образовательных стандартов в большинстве стран мира.

Но данная проблема имеет и другую сторону, которая выражается в таких показателях: каждый 6-й житель Земли неграмотен (из них 600 млн женщин и 300 млн мужчин, проживающих в развивающихся или слабо развитых странах); около 115 млн детей в возрасте от 6 до 12 лет (каждый 5-й на планете) вообще не посещали школу.

Иными словами, в отдельных регионах мира (Южная Азия, Африка и Ближний Восток) имеет место гуманитарная катастрофа. Здесь частично или полностью отсутствуют начальное, среднее и высшее образование, тем более, образование, соответствующее требованиям современного мира. Это при том, что в Европе есть правовая норма о всеобщности начального образования как необходимого аспекта самосовершенствования человека.

Поскольку система образования представляет собой один из социальных институтов, ее развитие полностью предопределяется изменением потребностей общества, обусловленным характером и достижениями научно-технического и социального прогресса. Динамику современного общественного развития характеризуют быстрые и глубокие изменения во всех областях жизни и деятельности человека — в науке и технике, в экономике и политике, в образовании и культуре, в организации производства и в управлении им.

Образование как один из важнейших социальных институтов тоже постоянно развивается в соответствии с изменением целей и потребностей общества, с разработкой и внедрением высоких технологий. В то же время, реагирование образовательных систем на общественные вызовы времени происходит не автоматически, а опосредованно, в процессе развития общественного мнения и активности педагогов, общественных и государственных деятелей, отличаясь определенной инерционностью.

Подобные обстоятельства обусловливают необходимость постоянного поиска, исследований и мониторинга как общецивилизационных процессов, так и процессов функционирования образовательных систем с целью согласования их основных параметров с общественными изменениями, с ведущими направлениями и тенденциями научно-технического и социального прогресса.

При этом обычно и чаще всего наиболее радикальной модернизации требует такой элемент образования, как его содержание, поскольку именно содержание базового образования формирует фундамент и возможности усовершенствования программ подготовки обучающихся в старшей и высшей школе, предопределяет уровень и качество образования (содержание профессионального образования непосредственно влияет на характер развития и использования производительных сил общества, на материальную и духовную культуру, на благосостояние населения).

Завершая наш разговор, отметим, что в мировой системе образования к началу ХХI века сложились и отчетливо проявляются следующие тенденции:

  • усиливается общее стремление к демократизации системы образования, обеспечивающей доступность его для всего населения стран, в первую очередь, для способной талантливой молодежи независимо от ее социального происхождения и материального положения, и преемственность ступеней и уровней образования;
  • отчетливым становится стремление к обеспечению права на образование всем желающим, то есть реальная возможность и равные шансы для каждого человека получить образование в учебном заведении любого типа и уровня, независимо от национальной и расовой принадлежности, политических взглядов и вероисповедания;
  • происходит постепенное увеличение общей длительности и повышение качества дошкольного обучения и воспитания детей. Как свидетельствует опыт образовательных систем стран мира, дошкольные учреждения значительно облегчают успешную работу всех последующих уровней образования;
  • имеет место заметное повышение эффективности работы начальной школы посредством пересмотра ее программ и содержания образования, привлечение к педагогической работе в ней выпускников университетов;
  • происходит перестройка основной (базовой) школы. Она заключается в том, чтобы закладывать основы базовых знаний и умений одновременно с обеспечением максимально широкими возможностями учебно-профессиональной ориентации. Печально, но сегодня ни одна развитая страна мира пока не обеспечивает успешного соединения общего образования детей и их профессиональной подготовки высокого уровня в стенах школы за период обучения в ней;
  • общей тенденцией для развитых стран является постепенное усложнение систем профессионального образования, создание и использование новых его вариантов, большинство которых рассчитано на молодежь 18–23 лет. Хорошо заметна тенденция расширения системы профессионального образования, обращение его к контингенту взрослых людей, которым приходится менять профессию, а также отказ от слишком узких профессий и подготовка людей сразу по нескольким специальностям, освоение которых происходит в короткое время после найма на работу;
  • заметным становятся отход школы от ориентации на среднего ученика и повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям, к особенностям раскрытия и развития их способностей и творческого потенциала в процессе обучения именно средствами образования;
  • происходит поиск дополнительных ресурсов для обеспечения получения образования детьми с особыми потребностями, то есть детей с отклонениями в развитии и детей-инвалидов (инклюзивное образование);
  • наблюдается постепенное разрастание рынка образовательных услуг и расширение их спектра;
  • образование становится приоритетным объектом финансирования во всех развитых странах мира, имеет место осознание перспективности инвестиций в человеческий капитал;
  • в сфере управления образованием происходит поиск разумного компромисса между жесткой централизацией и стандартизацией образования, с одной стороны, и полной автономией учебных заведений, с другой;
  • постоянно расширяется спектр учебноорганизационных мероприятий, направленных как на удовлетворение разносторонних интересов, так и на развитие способностей обучаемых;
  • происходит развитие многоуровневой системы образования, которая обеспечивает более широкую мобильность в темпах обучения и в выборе учащимися будущей специальности. Она формирует у обучаемого способность и стремление осваивать на базе полученного высшего образования новые специальности и профессии;
  • для образовательного процесса в вузах характерно мощное обогащение современными информационными технологиями, широкое включение в систему Internet с ее богатейшими информационными ресурсами и интенсивное развитие дистанционных форм обучения студентов;
  • в мировой образовательной системе существенно увеличивается гуманитарная составляющая содержания подготовки специалистов в целом, а также за счет введения новых человекоориентированных научных и учебных дисциплин: философии, психологии, политологии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики;
  • усиливаются процессы интеграции всех высших учебных заведений в систему ведущих в странах и в мире университетов, что приводит к появлению мощных университетских комплексов, научнообразовательных мегаполисов государственного, континентального и межрегионального значения;
  • происходит объединение университетов с промышленными комплексами, в результате чего формируется база для научных изысканий и адресной подготовки уникальных специалистов для современных фирм и предприятий;
  • регулярно обновляются цели, содержание и технологии высшего [профессионального] образования, производится корректировка учебных программ с учетом достижений научно-технического и социального прогресса и требований мировых стандартов образования;
  • углубляется межгосударственное сотрудничество в области образования. Активность развития данного процесса зависит от потенциала национальной системы образования и от обеспечения равных условий для партнерства государств и отдельных участников этого сотрудничества;
  • значительное распространение получают нововведения при сохранении сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран и регионов.

В силу этого образовательное пространство становится поликультурным и социально ориентированным на развитие человека и цивилизации в целом, более открытым для формирования международной образовательной среды, национальным по характеру культуры и наднациональным по характеру знаний, приобщению человека к мировым жизненным ценностям, к сокровищнице общецивилизационных достижений.

Рассмотренные мировые тенденции развития образования имеют достаточно общий характер. В то же время, для развития почти каждого вида и уровня образования имеют место и свои специфические тенденции, обусловленные их собственными целями, особенностями, характером осуществления и новыми социальными требованиями к уровню подготовки соответствующих выпускников.

Так, для развития мировой системы высшего технического образования сегодня характерно:

  • гуманизация инженерного образования, имеющая основной целью «очеловечивание» техники и технологий. Это явное отражение общего изменения целей и характера общественного производства и его ориентации на нужды и интересы человека, а также осознания в обществе определяющей роли личностного фактора в обеспечении высокой эффективности производства. Система инженерного образования уделяет все большее внимание формированию у студентов понимания роли моральных норм и ценностей в их будущей профессиональной деятельности. Именно это обеспечивает воспитание у них чувства личной ответственности перед нынешним и будущими поколениями за возможные результаты этой деятельности;
  • усиление роли фундаментализации инженерного образования. В условиях существенного ускорения научно-технического прогресса и быстрой смены поколений техники и технологий для разработки новых высоких технологий и успешного их использования в процессе создания современной конкурентоспособной продукции одних специальных знаний оказывается уже недостаточно. Современный профессионал должен глубоко овладеть физическими, химическими и биологическими основами технологий и всегда быть готовым к использованию новых эффектов при их разработке, применяя при этом методы математического моделирования на основе компьютерной техники и информационных технологий. Это представляется очень важным для ускорения отработки перспективных высоких технологий и доведения до возможности промышленного использования;
  • повышение профессиональной и социальной мобильности как одна из определяющих черт образа жизни современного человека требует отказа от узкой специализации и перехода к универсализации, к подготовке многопрофильного профессионала. Это позволит выпускникам свободно ориентироваться в достаточно широком спектре проблем в сфере профессиональной деятельности, быстро адаптироваться к неизбежным изменениям продукции, технологий, условий и характера производства;
  • серьезное осложнение экологической ситуации, проблемы которой приобретают сегодня глобальный характер, требует соответствующей экологизации инженерного образования. Эта тенденция проявляется, с одной стороны, в усилении экологического воспитания и привитии экологической культуры всем инженерам, а с другой — в организации подготовки инженеров принципиально нового качества — профессионалов в области экологического мониторинга и природоохранной деятельности. Именно это позволяет обеспечить гармонизацию отношений в системе «человек общество-природа-техносфера»;
  • интенсификация процессов глобализации мирохозяйственных связей на основе принципов рыночной экономики предопределяет необходимость усиления экономической и правовой подготовки инженеров. Без этого они не смогут должным образом оценить технико-экономические характеристики своей продукции, показатели ее конкурентоспособности, а также обеспечить правовую защиту своих изобретений и других научно-технических разработок, своей интеллектуальной собственности;

В связи с серьезным изменением целей, характера и структуры профессиональной деятельности современного инженера и повышением роли личностного фактора существенно усиливается роль управленческой компетенции и функций обучения, переобучения и воспитания персонала. Это обстоятельство вызывает необходимость внесения соответствующих изменений и в содержание их профессионального образования. Сегодня соответствующие знания становятся не просто элементов общей культуры инженера, а неотъемлемой составляющей его профессиональной компетентности.

В решении проблем мирового образования важное значение приобретают крупные международные проекты и программы, поскольку они реально предполагают совместное участие в них учебных заведений и педагогов — представителей различных образовательных систем.

Среди наиболее известных современных крупных международных проектов и программ следует отметить следующие:

  • проект Эразмус+ (Erasmus+), задача которого состоит в том, чтобы обеспечить мобильность студентов из стран Европейского Совета (например, в рамках этой программы до 10% студентов вуза обязательно должны пройти часть срока обучения в вузе другой европейской страны);
  • проект Лингва (Lingva) представляет собой программу, предназначенную для повышения эффективности изучения иностранных языков. Она рассчитана на различный контингент, начиная с учеников младших классов;
  • проект Эврика (Evrika), задача которого состоит в том, чтобы осуществлять координацию научных исследований вузов государств — членов Европейского Союза с вузами стран Восточной Европы;
  • проект Эсприт (Esprit) имеет своей целью объединение усилий европейских университетов, научно-исследовательских организаций и компьютерных фирм в создании новых информационных технологий и их использовании в дальнейшем совершенствовании образования;
  • проект Темпус (Tempus) представляет собой одну из наиболее мощных общеевропейских программ, ориентированных на развитие мобильности университетского образования и повышение его конкурентоспособности на мировом рынке труда;
  • программа Ирис (Iris) представляет собой систему проектов, направленных на расширение возможностей получения женщинами профессионального образования и их дальнейшего трудоустройства.

В результате мировых интеграционных процессов к концу ХХ века уже сформировались отдельные типы регионов по признаку международного сотрудничества в области образования и степени влияния на развитие образования других стран и регионов. К ним относятся регион Западной Европы, США и Канады, Латинской Америки, Африки (кроме ЮАР), Азиатско-Тихоокеанский и регион бывшего СССР и Восточной Европы.

Функцию координации и нормативно-правовой поддержки процесса развития мирового образовательного пространства сегодня успешно выполняет ЮНЕСКО, разрабатывая для всех стран международно-правовые акты как глобального, так и регионального характера. Международные правовые акты ЮНЕСКО объединяют современное образование, выводя на уровень первостепенных задач человеческой цивилизации проблемы воспитания людей в духе мира, демократии и гуманизма, толерантности и уважения прав человека, исторических и культурных ценностей и традиций других народов, сохранения окружающей среды.

Для современного мирового образовательного пространства наиболее характерны такие качества, как динамичность и интернационализация образования, различная плотность контактов и связей между отдельными составляющими международной образовательной системы, усиление концентрации образовательных систем. Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития профессиональных и личностных качеств.

Эта роль стала возрастать во второй половине XX века, принципиально изменившись сегодня. Информационная революция и формирование нового типа общественного устройства — информационного общества — выдвигают информацию и знание как составные части или ядро образования на передний план социального и экономического развития мира.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)