Совместные образовательные программы

Практика создания мировыми вузами совместных образовательных программ насчитывает уже более полутора десятилетий. От простого обмена студентами на непродолжительный (от месяца до трех) период вузы все более массово переходят к реализации совместных образовательных программ.

И если до начала нового века создание таких программ было инициативой самих вузов, то теперь это уже особое направление политики и философии образования, под которые создаются государственные программы и выделяются финансовые средства. Стоит сказать, что даже в США за последнее десятилетие наблюдается кардинальное изменение позиции в отношении образовательного сотрудничества.

Политика «опоры только на собственные силы» в ведущих вузах (Гарвардском, Стэнфордском и других университетах, Массачусетском технологическом институте) изменяется на идею диверсификации образования, которая возможна за счет включенного обучения студента, по крайней мере, в течение полугода в другом ведущем вузе на взаимной основе.

Это отнюдь не признание собственной слабости вузов — современные темпы развития производства и возросший темп внедрения инновационных разработок, их разнообразие требуют более высоких темпов включения новых идей и технологий в образование и диверсификации (разнообразия) образовательного процесса. Инновационность производства, необходимость «включения» инновационных разработок (в разных странах) и необходимость диверсификации подготовки кадров и являются объективной основой создания совместных образовательных программ.

Мотивация создания совместных образовательных программ сходна во многих вузах мира: совместные программы являются признанным инструментом повышения конкурентоспособности вузов и, как следствие, национальных / региональных систем образования.

В условиях усиления процессов глобализации и интеграции во всех сферах общественной жизни развитие системы высшего образования просто необходимо осуществлять в направлении обеспечения ее сопоставимости (в области применяемых механизмов, критериев и стандартов) с зарубежными системами высшего образования.

Подобная сопоставимость создает благоприятную базу для развития совместных образовательных программ, одним из положительных эффектов которых является обогащение существующих образовательных программ инновационными элементами программ других вузов. Посредством разработки совместных образовательных программ вузам Российской Федерации предоставляется возможность выходить на образовательные рынки других стран.

Совместными образовательными программами считаются те, которые отвечают следующим характеристикам:

  • программы создаются и одобряются совместно несколькими вузами;
  • студенты одного вуза проходят часть обучения в других вузах;
  • сроки обучения студентов в участвующих вузах сравнимы по длительности;
  • сроки обучения и сданные экзамены в вузахпартнерах признаются полностью и автоматически;
  • преподаватели каждого вуза также преподают и в других вузах, совместно разрабатывают учебные планы и создают совместные комиссии по зачислению и экзаменам;
  • после завершения полной программы студенты либо получают государственные степени каждого из участвующих вузов, либо степень (в реальности это обычно неофициальный «сертификат» или «диплом»), присуждаемую совместно.

Больше всего совместных образовательных программ создается в области инженерного дела и менеджмента. Однако в странах Евросоюза в 2015 г. совместных программ в области инженерного дела было уже на 12% больше, чем в области менеджмента.

Второй блок активности — социальные науки — причем, если численность совместных образовательных программ в данной области между университетами, входящими в Евросоюз, осталась прежней, то резко (в 2 раза как минимум) возросло количество таких программ между университетами стран Евросоюза и других стран.

Далее следуют гуманитарные науки, право, языковедение, математика, медицина, коммуникативистика. Кстати, заметим, практически нет совместных образовательных программ между университетами стран Евросоюза и стран, в него не входящих, в области сельского хозяйства и фундаментального естествознания, количество совместных программ в области геологии и географии велико.

Профессиональными областями, в которых российскими вузами накоплен достаточный опыт международного сотрудничества, являются менеджмент, экономика, языковая подготовка, социальные науки, международные отношения, образование.

Примерно 250 осуществляемых вузами РФ в настоящее время программ двойных дипломов со странами Евросоюза распределяются по предметным областям следующим образом:

  • инженерные науки — 80 (33%),
  • гуманитарные науки — 31 (13%),
  • естественные науки — 12 (5%),

Сегодня уже практически решена и проблема единого определения и типологии межвузовских программ. Совместной образовательной программой называется осуществляемая двумя или более вузами образовательная программа в следующих формах:

  • аккредитованные и валидированные программы (признание одним вузом эквивалентности программы другого вуза собственной образовательной программе с возможной выдачей собственного диплома выпускникам университета-партнера);
  • франчайзинговые программы (передача одним университетом другому права реализации своей образовательной программы при сохранении за собой права контроля качества подготовки);
  • программы двойных и совместных дипломов (согласование учебных планов и программ, методов обучения и оценки знаний студентов, взаимное признание результатов обучения в вузах-партнерах, наличие общих структур управления программой, выдача совместного диплома).

В рамках всех программ студенты обязаны пройти часть обучения в университете-партнере. В программах Erasmus-Mundus (о ней мы упоминали выше — программах Европейского союза по разработке совместных программ и развитию мобильности) студенты, как правило, должны обучаться в 2 или 3 партнерских университетах.

Здесь же предложена и классификация основных предметных областей для реализации образовательных программ:

  • сельскохозяйственные науки;
  • архитектура, городское и региональное планирование;
  • искусство и дизайн;
  • менеджмент;
  • образование, подготовка учителей средней школы;
  • инженерное дело;
  • география и геология;
  • гуманитарные науки;
  • языковедение и литературоведение;
  • право;
  • математика и информатика;
  • медицина, науки о здоровье;
  • естественные науки;
  • социальные науки;
  • коммуникативистика;
  • прочие дисциплины.

При сравнении предложенной классификации с классификацией, определенной Перечнями направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, утвержденными Правительством и Министерством образования и науки Российской Федерации, бросается в глаза намного менее детализированное описание предметных областей (аналогов укрупненных групп направлений подготовки (специальностей) в российских перечнях) в этой классификации, что существенно облегчает задачи сотрудничества.

Большая часть совместных образовательных программ реализуется на уровнях магистратуры и аспирантуры. В частности, среди программ двойных дипломов, реализованных вузами РФ и вузами стран Евросоюза в 2014/2015 учебном году, более 20% приходилось на программы бакалавриата, примерно 10% — на программы подготовки специалиста, около 65% — на программы магистратуры и 5% — на программы аспирантуры. Как правило, такие программы завершаются присвоением двойных или многосторонних дипломов — национальных дипломов каждой страны партнера, при этом, к диплому может прилагаться сертификат, выдаваемый от имени всех членов консорциума.

Вопрос взаимного признания дипломов является одним из самых важных вопросов международного образовательного сотрудничества и является краеугольным камнем построения и успешного функционирования международных образовательных программ.

С целью создания юридических предпосылок для преодоления проблемы признания дипломов, ученых степеней и образовательных программ Совет Европы совместно с Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) разработали новые единые для всех стран-участников конвенции в области образования.

В регион Европы, рамки которого определены ЮНЕСКО, входят 49 стран, включая США, Канаду и Израиль. Россия тоже ратифицировала ряд конвенций, касающихся вопросов образования. Однако у нас есть специальная и довольно непростая система признания иностранных дипломов, что говорит о том, что наша система высшего образования еще не совсем встроилась в общемировую.

Для того чтобы иностранный диплом был действителен на территории Российской Федерации, необходимо пройти процедуру признания. Система признания документов иностранных государств об образовании функционирует только в индивидуальном порядке и не рассчитана на массовый прием студентов из зарубежных стран.

При создании совместных международных программ данная система признания зарубежных степеней и дипломов, по всей видимости, не справится с объемом работы. В таком виде, как сейчас, она реально отпугивает иностранных студентов, которые не могут непосредственно на практике реализовать свой зарубежный диплом в России, или свой российский диплом (или его российскую часть в совместной программе) у себя на родине или в других странах.

Развитие и реализация совместных (в том числе, международных) образовательных программ требуют совершенствования нормативно-правовой базы не только в сфере образования, но и в других сферах российского законодательства: например, иммиграционного законодательства, вопросов пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, въезда и выезда в/из Российской Федерации, налогового и пр. (в последние годы усложнилось оформление права на проживание в Российской Федерации во время учебы).

В настоящее время въезд иностранных граждан, в том числе, для учебы — студентов, аспирантов и академического персонала, на территорию регулируется федеральными законами. В частности, предусмотрен порядок получения визы. Основанием для получения визы является приглашение, оформленное федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или территориальным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел.

Упрощенный порядок действует только для граждан Евросоюза и не применяется для получения учебных виз. В целом, данная система выдачи иностранным гражданам разрешения на въезд препятствует осуществлению академической мобильности в рамках совместных международных программ. Сегодня требуется не менее месяца для оформления приглашения студенту, желающему обучаться в России. Необходимо установить, скажем, 10-дневный срок оформления приглашения на въезд иностранцев на учебу и дать право перевода из одного учебного заведения в другое без оформления повторного приглашения и выезда на родину.

Еще в 1995 г., понимая нужды, связанные с ростом академической мобильности, Совет Европы принял Рекомендацию № R (95) 8, в которой государствам рекомендовалось «…применять более либеральные правила выдачи виз и других административных средств управления, которые они используют на въезде на их территорию учащихся и академического персонала». Но данная процедура все равно требует законодательного оформления.

Необходимые корректировки должны быть сделаны в законодательстве и по вопросам продления сроков обучения. Тогда наверняка кто-то из иностранных выпускников захочет получить второе высшее образование или повысить свои знания по какому-то предмету.

Совет Европы не раз отмечал в своих рекомендациях, что внутренние правила стран, касающиеся статуса субъектов академической мобильности на территориях иностранных государств «должны делать возможным для иностранного академического персонала и учащихся устроиться на работу в учреждении высшего образования принимающей стороны в течение ограниченного периода времени и позволять иностранным студентам участвовать в программах практического обучения и проектах, включающих практику на промышленных предприятиях, когда она рекомендуется как курс нормального обучения».

Базой для российского законодательства в данной сфере является Федеральный Закон «О правовом статусе иностранных граждан в Российской Федерации», который регулирует выдачу разрешений на работу. До того, как принять на работу иностранного гражданина, в том числе, студента, любая российская компания должна получить соответствующее разрешение (разрешение на работу).

Во многих странах разрешение на работу выдается конкретному лицу и дает ему право на трудовую деятельность именно в этой стране. Необходимо отметить, что в России система работает по другому: разрешение на работу и соответствующее подтверждение данного права относятся к конкретной компании, на чье имя выдано разрешение, что, в свою очередь, означает, что данный иностранный гражданин должен выехать из России по истечении срока действия договора на работу.

Разрешение на работу не может быть передано другой организации и действительно только для одного трудоустройства. В том случае, если иностранный гражданин работает у двух или более отдельно взятых юридических лиц, для каждого трудоустройства необходимо получить отдельное разрешение на работу. Более того, запрашивая разрешение на работу, работодателю придется подать множество документов, необходимо пройти различные процедуры в государственных органах.

Нужно хотя бы в общей форме, но обязательно на федеральном уровне, отразить следующие явления, которые в реальности уже есть, но не имеют возможности полного развития в виду пробелов в законодательстве:

  • разработка и реализация совместных программ и проектов в области образования и научной деятельности в системе образования;
  • создание простого порядка признания документов о соответствующем образовании и об ученых степенях и ученых званиях, полученных в иностранных государствах, и выдачи свидетельств о признании указанных документов;
  • выработка нормативно-правовых механизмов получения совместных дипломов и степеней.

Кстати, понятие «совместный диплом» в российском законодательстве вообще отсутствует. Конечно, эта проблема до сих пор является неразрешенной с юридической точки зрения и в большинстве стран Европы. Но даже вопросы приложения к диплому европейского образца в России не отрегулированы на общенациональном уровне.

Необходима оптимизация практики выдачи «европейских приложений» к диплому о высшем образовании. В настоящее время в соответствии с письмом Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки России от 23 марта 2006 г. № 03–336 «О введении российского приложения к диплому о высшем профессиональном образовании» «вопросы выдачи общеевропейского положения к диплому (Diploma Supplement) решаются высшими учебными заведениями самостоятельно». Такой порядок сохранится «до официального изменения формы российского диплома о высшем профессиональном образовании» (до настоящего времени эта форма не изменена).

Понятие «совместная образовательная программа» введено в «Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении»), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. (№ 71).

Российские вузы должны сами определять порядок перезачета студенту курсов, освоенных им в других вузах (в том числе, за рубежом). В соответствии со ст. 46
«Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования», «…в программах двухстороннего и многостороннего обмена могут перезачитываться дисциплины, изученные в другом вузе, в том числе, в зарубежном, в порядке, определяемом вузом».

Однако в основном российские вузы перезачитывают курсы студентам только в индивидуальном порядке. Иное крайне затруднительно, если и вовсе не невозможно с точки зрения российского законодательства. Введение же франчайзинговой совместной образовательной программы рассматривается с точки зрения ГК РФ как «коммерческая концессия», так как именно это понятие в целом соответствует зарубежным законодательным определениям понятий «франчайзинг», «франшиза».

Кроме того, высшее учебное заведение, которое рассматривает возможность организации совместных программ с потенциальным партнером, должно со всей серьезностью и ответственностью подойти к задаче оценки его реальных возможностей в плане полноценного и взаимовыгодного партнерства. Важно убедиться, что нет никаких формальных обстоятельств, делающих ожидаемое соглашение недействительным с точки зрения существующего законодательства.

Образовательные цели вуза-партнера должны быть совместимыми с целями учебного заведения, выдающего дипломы. Опыт показывает, что имеется ряд сфер организации учебной деятельности, где должная осмотрительность и предварительная подготовительная работа важна для обеспечения такого рода партнерских отношений, которые смогут создать условия для взаимного удовлетворения сотрудничеством. К ним относятся:

  • наличие у вуза-партнера официальной лицензии (аккредитации), дающей право выдавать документ об образовании, соответствующий документу, выдаваемому вузом выпускникам планируемой совместной программы;
  • специализация вуза-партнера;
  • репутация потенциального партнера в своей стране;
  • финансовое положение потенциального партнера;
  • способность потенциального партнера обеспечить человеческие и материальные ресурсы, необходимые для успешного функционирования программы;
  • способность вуза-партнера обеспечить адекватные и безопасные условия для учащихся, преподавателей и административного персонала вузов-партнеров, осуществляющих академическую мобильность в рамках программы (включая при необходимости трансфер, проживание и медицинское страхование).

Кроме того, при выборе вуза-партнера представляется целесообразным руководствоваться следующими данными:

  • оценка перспектив и исследовательского потенциала вуза;
  • место вуза в авторитетных мировых рейтингах образовательных учреждений.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)