Базовые мишени пенитенциарной психотерапии
Существующие к настоящему времени многочисленные сценарии и подходы к преодолению негативного влияния пенитенциарной среды (стрессоров) у персонала, социальной депривации и тюремной субкультуры у осужденных свидетельствуют о чрезвычайной сложности их минимизации на духовное и психическое здоровье. Это касается большинства различных психотерапевтических методов и технологий, построенных на основе классических направлений (инструментальных методов) психотерапии (динамической, поведенческой и других), а также на базе различных моделей исправления осужденных.
Их низкая эффективность указывает:
- на значимость негативной природы эмоциогенных стрессоров (их интенсивности, длительности и т. д.);
- наличие и высокую устойчивость патопсихологических состояний и новообразований у сотрудников и осужденных, связанных с особенностями структуры их внутреннего мира, наличием у них предэкспозиций в виде акцентуаций, плр, аномалий развития, травматического опыта и т. д.;
- недостаточную компетентность психологов в распознавании нЭс, психологического выгорания, плр и др.;
- несоответствие используемых методов «адресатом» стресса, то есть мишеням интервенции.
В этом случае речь должна вестись не столько о психотерапии проблемного поля сотрудника и осужденного, сколько о многоцелевой и профессиональной психолого-психиатрической помощи на основе психолого-клинического и психолого-социального сопровождения.
К основным задачам, то есть мишеням пенитенциарной психотерапии в достижении превенции психической дезадаптации и других негативных психических состояний и процессов, относятся:
- профилактика профессионального стресса, психологического выгорания и т. д. у сотрудников исправительных учреждений;
- профилактика декомпенсации плр у осужденных и криминальных ситуаций в исправительных учреждениях;
- понижение уровня психотравматизации и дальнейшей деформации личности сотрудников и осужденных;
- предупреждение самоповреждающих форм поведения;
- профилактика развития психогенных психических и психосоматических расстройств;
- снижение частоты и уровня декомпенсации имеющихся форм плр;
- профилактика возникновения множественных форм лр и их ассоциаций со стрессовыми состояниями – психических микстов;
- создание адекватных моделей управления профессиональным и пенитенциарным стрессом с доступом к оценке духовного развития;
- возможность повышения стрессологичекой культуры персонала исправительного учреждения и осужденных;
- выбор адекватных стратегий психологической интервенции у осужденных на основе субъектсубъектного подхода к адаптации и ресоциализации и т. д.
Следовательно, для повышения эффективности пенитенциарной психотерапии крайне актуален научный ориентир в выборе базовых стратегий интервенции, определяющих адресный характер психотерапевтической помощи сотрудникам и осужденным и поиск соответствующих критериев оценки методов интервенции. Однако главной мишенью пенитенциарной психотерапии и одновременно целью деятельности всей уголовно-исполнительной системы является сама природа и до сих непознанная сущность криминального поведения человека – главного субъекта интервенции.
Криминальное поведение – следствие психических отклонений (глубоко скрытых уходящих в историю жизни травмах и личностных дефектов – отклонений мышления, чувств, переживаний, поведения, отрицательной духовности и т. д.). Решение этой общей задачи психотерапии в работе с осужденными связано как с развитием стабильного терапевтического альянса, так и со становлением у них самосознания и самооценки, саморазвития.
Особая роль принадлежит:
- познанию и изменению неадекватного стиля восприятия, конфликтного и других дезадаптивных образцов взаимодействия;
- выяснению основных мотивов страхов и других негативных эмоций, их предотвращение;
- формирование альтернативных правосообразных способов мышления и поведения и т. д.
Иными словами, эффективность пенитенциарной психотерапии зависит от соответствия выбора стратегии и инструментария психотерапевтического вмешательства природе психических состояний, личностной наследственной и социогенной (стрессовой) психопатологии сотрудников и осужденных, то есть нахождения истинного «адресата» («мишени»). Подавляющее большинство психопатологических состояний и психических расстройств, выявляемых в исправительных учреждениях у сотрудников и осужденных, которые ранее относились к группе пограничных психических расстройств («малой» психиатрии), сегодня рассматриваются в рамках психосоцио-биологической парадигмы в виде различных форм плр.
К мишеням пенитенциарной психотерапии у сотрудников относятся: нЭс, профессиональный стресс и психическая дезадаптация, психологическое выгорание, птсс, птср и др. у осужденных в качестве основных патопсихических состояний следует назвать: различные виды духовной, психической, социальной и педагогической дефицитарности, плр, пенитенциарный стресс и т. д. синтез и взаимное усиление имеющихся у осужденных (исходных) различных форм плр с пенитенциарным стрессом приводят к образованию психических микстов, представляющих трудно дифференцируемые и устойчивые психопатологические новообразования.
Их особенностями являются спонтанность, устойчивость, непредсказуемость и полисимптоматичность клинических проявлений. Миксты лежат в основе прогредиентного нравственного разрушения личности (карцеризации, призонизации и др.) с нарастанием форм асоциального поведения. Доказано, в частности, что состояния духовной дефицитарности осужденных имеют прямую положительную корреляцию с интенсивностью проявлений пенитенциарного стресса и уровнем декомпенсации плр. На важность учета состояния духовной сферы личности осужденных указывают и успехи духовно ориентированной психотерапии. Известно, что центральное место в обеспечении ресоциализации и преодоления стрессовых (дезадаптивных) состояний осужденных отводится психологическим механизмам использования психических и других резервов личности.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу