Барокко

Сложность и противоречивость эпохи выражалась в различных стилевых направлениях европейской культуры – грандиозном, экспрессивном, мистичном барокко и сухом, рассудочном классицизме.

Стиль барокко (итал. – странный, вычурный) получил преимущественное распространение в тех католических странах, где после Реформации пошатнулись позиции официальной католической церкви и где зрелищность, помпезность, экспрессивность, и в то же время, напряженность, контрастность, динамизм и мистичность были противопоставлены строгости протестантизма и служили возврату паствы в лоно католической церкви. Таким образом, культура барокко – это художественная реакция Контрреформации на движение Реформации.

Собор Святого Петра, церковь Сан-Иво, скульптурный алтарь «Экстаз Св.Терезы», созданные зодчим Ф. Борромини, архитектором и скульптором Д.Л. Бернини, придали католической столице Риму торжественный барочный вид. Помимо культовой архитектуры стиль воплотился в парковых и архитектурных ансамблях, декоративной живописи и скульптуре, парадном портрете, натюрморте и пейзаже, в музыке.

Эффекты ослепляющего и грандиозного барокко (по своему поверхностному плану) использовались для восславления могущества, пышности, блеска абсолютистского государства. Но этот стиль был созвучен и буржуазии. Он выражал и открывал мир (в глубинном внутреннем плане) в состоянии становления и сомнения, характерном для восприятия нарождающегося класса, как и вообще свойственного переходным состояниям, новые ценности которого вступают в противоречие к прежним.

Но человек ищет опоры под ногами, стабильности и порядка, и одним из знаков устойчивости становится богатство. Это то, на что можно опереться в вечно меняющемся мире. (Термином «барокко» в Португалии называют жемчужину неправильной формы, и жемчужина символизирует достаток, ставший критерием новых смысловых ориентаций). Таким образом, стиль должен был отвечать интересам различных социальных слоев, и поэтому он соединил в себе несоединимое: монументальность и динамизм, театральный блеск и солидность; мистичность, фантастичность, иррациональность – с трезвостью и рассудочностью.

В стиле барокко творили П. Рубенс, Рембрандт и И.С. Бах. В морально- и религиозно-философских драмах П. Кальдерона, отстаивающего католические ценности, изображена иллюзорно-мрачная испанская действительность («Стойкий принц», «Жизнь есть сон», «Поклонение кресту», «Любовь после смерти», «В этой жизни все истина и все ложь»), констатирующая о земной тщетности счастья.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)