Б. Спиноза о государстве и праве

Теорию естественного права развивал еще один голландский философ Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677). Его политико-правовые взгляды изложены в «Богословско-политическом трактате» (1670), «Политическом трактате» (1677).

Б. Спиноза о государстве и праве

Он решительно порывает с богословским подходом в трактовке всего мироздания, объясняя мир из него самого, отвергая сверхприродное начало.

Б. Спиноза критиковал религию и суеверия. Его религию называют «научной религией». Философ отрицал все существующие религии, поскольку они базируются на мифологической основе, связанной с ритуалами и магическими действиями, верой в чудеса.

«Кто ищет истинные причины чудес и старается смотреть на естественные вещи как ученый, а не удивляться им как глупец – того повсюду считают и провозглашают еретиком и нечестивцем те, перед кем толпа преклоняется… Они знают, что при уничтожении невежества уничтожается также и изумление, которое поддерживает их авторитет».

Б. Спиноза разработал свою концепцию Бога с помощью геометрического метода – аксиома-теоремадоказательство. Все традиционные религии он считал бездоказательными.

По его мнению, те, кто использует свою веру в Высшее существо для оправдания своего успеха или как средство избавления от несчастий, легче всего становятся жертвами суеверия. Свобода мысли от религии позволяет найти истину.

Философ объяснял мир из единого начала. Его положение о единстве мира, о единой субстанции, которая никем не сотворена, вечно существует и должна быть объяснена из самой себя, означает полный разрыв со всеми прежними представлениями, согласно которым мир создан богом. Философ говорит, что мир не есть продукт творения. Природа не создана богом, природа сама и есть бог. Бог и природа – это одно и то же.

Интересно
Б. Спиноза различал естественные и позитивные законы. Так, он пишет: «Слово закон, взятое в абсолютном смысле, означает то, что заставляет каждого индивидуума или всех или нескольких одного и того же вида действовать одним и тем же известным и определенным образом; а это зависит или от естественной необходимости, или от людского соизволения».

Законы природы он характеризовал как «решения Бога, открытые естественным светом», т. е. раскрытые человеческим разумом, а не данные в Божественном откровении. Законы и правила природы – это «сила и могущество действия» самой природы. Под правом природы Б. Спиноза понимал «законы или правила, согласно которым все совершается, т. е. самую мощь природы. И потому естественное право всей природы и, следовательно, каждого индивида простирается столь далеко, сколь далеко простирается их мощь».

Естественное право запрещает только то, чего никто не желает и чего никто не может. По природе и по естественному праву люди – враги, и их естественно-правовые взаимоотношения в оценке Б. Спинозы по существу совпадают с гоббсовской трактовкой «войны всех против всех» в естественном состоянии, где «человек человеку – волк».

Говоря об образовании государства, Б. Спиноза исходил из природы человека. Человек по своей природе эгоистичен и корыстолюбив, преследует свою выгоду: «большинство руководствуется своим мнением, увлечением, а не разумом, движимо прихотями, не считается с будущим. Поэтому ни одно общество не может существовать без власти и силы, а следовательно, и без законов, умеряющих и сдерживающих страсти и необузданные порывы людей».

Природа указывает людям путь выхода из этого положения: создание государства как результат их общественного договора. Отличительной чертой государства выступает наличие верховной власти. В ведении верховной власти находятся издание, толкование и отмена законов, отправление правосудия и прочие государственные дела, избрание должностных лиц, право войны и мира и т. д.

Но есть сферы, куда верховная власть не имеет доступа. Пределы государственной власти определяются следующим:

  • природой самих подданных, которые лишь в той мере признают это право государства, в какой они боятся его угроз или любят гражданское состояние. Так, вне сферы государственного вмешательства находятся способность суждения, истинное познание Бога и любовь к нему, вопросы взаимной любви и ненависти, право человека не свидетельствовать против себя, не убивать своих родителей, его право на попытку избежать смерти и т. п. Таким образом, определяя пределы власти и права государства, Б. Спиноза обозначает проблему неотчуждаемых естественных прав человека. Верховная власть, утверждает он, не должна посягать не только на свободу человеческой мысли, но и на религиозную свободу. Б. Спиноза был защитником свободы совести и веротерпимости. В то же время, он считал, что в некоторых государствах, скажем, в аристократиях, религиозная свобода не должна быть безграничной, что безбожников терпеть не следует. Здесь религия должна быть в каких-то минимальных пределах обязательной для всех граждан. Философ, таким образом, выдвинул идею так называемой гражданской религии, обязательной для каждого человека как гражданина;
  • разумно понятной необходимостью. Сила (и право) государства состоит не в возможностях творить произвол и насилие, а в осуществлении того, что здравый разум считает полезным для всех людей, ибо именно «то государство будет наиболее мощным и наиболее своенравным, которое зиждется на разуме и направляется им»;
  • необходимостью учета общественного мнения. «К праву государства менее относится то, на что негодует большинство». То есть надо считаться с мнением народа, чтобы не дать повод к заговору с его стороны.

Б. Спиноза различает три формы верховной власти (формы правления) – монархия, аристократия, демократия. Он допускал ограниченную монархию, но категорически против абсолютной монархии. «Народ при царе может сохранить достаточно обширную свободу, если только добьется того, чтобы мощь царя определялась только мощью народа и защищалась самим народом».

Аристократией мыслитель назвал такую форму верховной власти, при которой власть находится не у одного лица, а у нескольких, выбранных из народа (патрициев).

Б. Спиноза проводил различие между монархией и аристократией:

  • мощь одного человека незначительна по сравнению с мощью совета патрициев;
  • цари смертны, советы, напротив, вечны;
  • власть царя вследствие его малолетства, болезни, старческой дряхлости или по другим причинам часто бывает непрочной, наоборот, мощь такого совета всегда остается одной и той же;
  • воля одного человека весьма изменчива и непостоянна, в отличие от воли многочисленного совета.

Лучшей формой государства Б. Спиноза назвал демократию – «всеобщее собрание людей, сообща имеющее верховное право на все, что оно может». Демократическое государство «наиболее естественно и наиболее приближается к свободе, которую природа представляет каждому, ибо в нем каждый переносит свое естественное право не на другого, лишив себя на будущее права голоса, но на большую часть всего общества, единицу которого он составляет». Там все равны как в естественном состоянии.

Под правосудием Б. Спиноза понимал «твердость в воздаянии каждому того, что ему следует на основании гражданского права»; под неправосудием – «отнятие у кого-нибудь под видом права того, что ему следует на основании истинного толкования законов».

Во главу угла правосудия Спиноза ставил всеобщее равенство, указывая, что судьи «обязаны отнюдь не взирать на лица, но считать всех равными и защищать право каждого одинаково: богачу не завидовать и бедняка не презирать».

Б. Спиноза демонстрирует натуралистический подход в изучении государства и права и первое в идеологии Нового времени теоретическое обоснование демократии. Произведения Спинозы неоднократно запрещались голландским правительством, кальвинистскими и иудаистскими религиозными организациями, внесены католической церковью в «Список запрещенных книг».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)