Аспекты проблемы ценностей
Наступивший глобальный кризис в России охватил все жизненные сферы российского общества: экономику, культуру, науку, образование и другие.
Следовательно, отметим, что в связи с начавшимся переосмыслением всей системы образования вопрос о ценностях и целях образования стал вновь актуальным. Аксиологический (ценностный) подход в образовании представлен в работах Е.В. Бондаревской, А. Михантьевой, В.И. Козырь, Н.Р. Литвиненко, И.А. Савицкой, В.А. Тестова, В.И. Горовой, Ю.В. Артюховича и др. Психолого-педагогическому ракурсу этой темы свои концепции по- святили С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин, Г.С.Кожухарь и другие. По мнению П.В. Алексеева и А.В. Панина, аксиологический подход связывает практический и познавательный подходы, выступая «своеобразным «мостом» между теорией и практикой».
Следовательно, в нашей работе представляется необходимым рассмотреть трактовку понятия аксиология и конкретизировать его содержание – понятие ценности. В истории развития человеческого общества прослеживаются различные концепции к рассмотрению ценностей.
Целью нашего исследования является раскрыть сущность понятия ценности с философской и психолого-педагогической точек зрения. Общефилософские аспекты проблемы ценностей наблюдаются в работах многих философов разных времен. Известно, что само слово аксиология происходит от греческого слова axia – ценность, т.е. буквально учение о ценностях. Впервые учение о ценностях (аксиология) разработал Р.Г. Лотце в середине XIX в. Его последователь В. Виндельбанд рассматривал ценности как нормы и считал, что они управляют не только нравственными действиями, но также лежат в основе теоретической и эстетической деятельности.
Для человека, как считает философ А.Г. Здравомыслов, «ценности служат объектами его интересов, а для его сознания выполняют роль по- вседневных ориентиров в предметной и социальной действительности, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям».
Следовательно, отметим, что у человечества общечеловеческие ценности, даже с развитием высокотехнологичной цивилизации, могут не изменяться. Отсюда, следует полагать, что ценности могут быть тождественны, не смотря на разность эпох. А значит стратегические цели, т.е. ценности нужно ставить во главе в преодолении глобального гуманитарного кризиса. В отличие от античной, средневековая философия гласит: человек – образ и подобие Бога. В рамках христианской традиции, сложились представления: «человек – царь природы, венец творения»
Данный анализ открыл нам путь в выборе ценностей, на которые мы будем основываться в нашей дальнейшей исследовательской работе, не сталкиваясь с проблемами слепого ориентира на преимущественно западные ценности, а именно создавая новый подход к решению педагогических проблем, в частности, к реализации аксиологического подхода, на основе приобщения студентов к духовно-нравственным ценностям род- ной и изучаемой культуры.
- Повышение уровня физической готовности старших дошкольников к обучению в школе средствами подвижной игры
- Здоровьесбережение студентов в процессе физического воспитания
- О некоторых аспектах проведения физкультминуток во время дистанционных занятий студентов медицинского вуза
- Базовые виды подготовки специалистов по физической культуре
- Квест для детей старшего дошкольного возраста
- Проблемы физического воспитания студентов
- Технология сопровождения процесса формирования профессиональной мобильности будущих бакалавров по адаптивной физической культуре
- Организация здоровьесберегающей среды как средство полноценного развития ребенка дошкольного возраста
- Методика использования средств атлетической гимнастики в самостоятельных занятиях студентов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу