Аспекты проблемы ценностей

Наступивший глобальный кризис в России охватил все жизненные сферы российского общества: экономику, культуру, науку, образование и другие.

Выход из экономического и духовно-нравственного кризиса – еще не найден. Известно, что общечеловеческие ценности, в течении всей истории человечества, являлись стержнем социального и духовного объединения общества.

Следовательно, отметим, что в связи с начавшимся переосмыслением всей системы образования вопрос о ценностях и целях образования стал вновь актуальным. Аксиологический (ценностный) подход в образовании представлен в работах Е.В. Бондаревской, А. Михантьевой, В.И. Козырь, Н.Р. Литвиненко, И.А. Савицкой, В.А. Тестова, В.И. Горовой, Ю.В. Артюховича и др. Психолого-педагогическому ракурсу этой темы свои концепции по- святили С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин, Г.С.Кожухарь и другие. По мнению П.В. Алексеева и А.В. Панина, аксиологический подход связывает практический и познавательный подходы, выступая «своеобразным «мостом» между теорией и практикой».

Данный подход, как они замечают, позволяет не только изучать явления с точки зрения заложенных в них возможностей удовлетворения потребностей людей, но и решать задачи гуманизации общества.

Следовательно, в нашей работе представляется необходимым рассмотреть трактовку понятия аксиология и конкретизировать его содержание – понятие ценности. В истории развития человеческого общества прослеживаются различные концепции к рассмотрению ценностей.

Целью нашего исследования является раскрыть сущность понятия ценности с философской и психолого-педагогической точек зрения. Общефилософские аспекты проблемы ценностей наблюдаются в работах многих философов разных времен. Известно, что само слово аксиология происходит от греческого слова axia – ценность, т.е. буквально учение о ценностях. Впервые учение о ценностях (аксиология) разработал Р.Г. Лотце в середине XIX в. Его последователь В. Виндельбанд рассматривал ценности как нормы и считал, что они управляют не только нравственными действиями, но также лежат в основе теоретической и эстетической деятельности.

Для человека, как считает философ А.Г. Здравомыслов, «ценности служат объектами его интересов, а для его сознания выполняют роль по- вседневных ориентиров в предметной и социальной действительности, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям».

Интересно
Общечеловеческие, духовно-нравственные ценности в истории философии прослеживаются с античных времен. Философы Античной эпохи наивысшими ценностями считали такие добродетели как, мудрость, истина, справедливость, честность, мужество, добро, благоразумие и рассудительность. Необходимо подчеркнуть, что и в настоящее время перед человечеством стоят такие же нравственные проблемы, какие были в античные времена.

Следовательно, отметим, что у человечества общечеловеческие ценности, даже с развитием высокотехнологичной цивилизации, могут не изменяться. Отсюда, следует полагать, что ценности могут быть тождественны, не смотря на разность эпох. А значит стратегические цели, т.е. ценности нужно ставить во главе в преодолении глобального гуманитарного кризиса. В отличие от античной, средневековая философия гласит: человек – образ и подобие Бога. В рамках христианской традиции, сложились представления: «человек – царь природы, венец творения»

Быстрый темп современной жизни, всемирные проблемы человечества, изменения в международных отношениях – все это заостряет внимание к общественным ценностям, которые тоже подвержены изменениям. Для ориентации в наступившем глобальном кризисе во всех сферах жизни и во всех ценностях необходим аксиологический, гуманистический подход.

Данный анализ открыл нам путь в выборе ценностей, на которые мы будем основываться в нашей дальнейшей исследовательской работе, не сталкиваясь с проблемами слепого ориентира на преимущественно западные ценности, а именно создавая новый подход к решению педагогических проблем, в частности, к реализации аксиологического подхода, на основе приобщения студентов к духовно-нравственным ценностям род- ной и изучаемой культуры.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)